Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2002

ВКЛАДКА

Елена КУЗЬМЕНКОВА,
Галина РЫСИНА

Воспитание будущего читателя

Литературно-художественное развитие детей 3—5 лет

I. ЧУДО, ИМЯ КОТОРОМУ — ДЕТСКАЯ КНИГА

Детская книга при всей ее внешней простоватости —
вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому
терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство — детская книжка!
Л.Токмаков

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно — разные настроения и состояния, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» — желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.

Книга — это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.

Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому — детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. «Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус — незабываемые…» — пишет Т.Тэффи в рассказе «Книги».

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.

II. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел.
А.С. Пушкин

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками.

Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные задачи каждого занятия:

— прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
— дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
— помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
— научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями.

Приходя в библиотеку, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи, столы для чтения и... книги, книги, книги. Кроме того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди — будут ли они добры, заметят ли, какой я? Приходят незнакомые дети — какие они, можно ли с ними подружиться? Поэтому на каждом занятии мы стараемся по нескольку раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме просим детей познакомиться с героем книжки — назвать свое имя, радуемся каждому члену семьи, с кем ребенок приходит на занятие.

Деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) дает малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось. Радоваться успехам.

Одно из условий, которое мы ставим на первом родительском собрании, — обязательное присутствие и участие в занятии любого взрослого члена семьи, включая старших сестренок и братишек.

С ними малыши чувствуют себя защищенно, становятся более раскрепощенными. Должно пройти время (для каждого ребенка разное), когда отпадет потребность в присутствии «своего» человека. Взрослые на занятии — не только психологические защитники, но и помощники педагога, и одновременно «учащиеся», так как постигают разнообразие детской литературы, узнают новых авторов, знакомятся с литературно-педагогическим анализом текста, приемами работы с книгой.

О приемах, которые мы используем при каждой встрече, идет разговор с родителями на собрании, а с детьми — на первом занятии с рабочим названием «Введение в систему». Выделим основные приемы, используемые на вводном занятии:

Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из веселой сказки Андрея Усачева...
Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.
Для группы детей 3—4 лет мы взяли себе в помощники домовенка Кузьку из книги Т.Александровой «Кузька», а для группы 4—5 лет — Мальчика-Колокольчика из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке».

Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

Круг. Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.

Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады, мы рады вам! (2 раза)
Очень мы рады Ирочке,
Очень мы рады Алешеньке...

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением.
Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками.

Пальчики. Мелкая моторика в наших занятиях — важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика — как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз — получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной — в зависимости от темы занятия). «Прогулка по сказке» — это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз.

Слушание. Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха.
Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.
Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов.
Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, «искалочками», сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. Аудиокассеты с детскими песенками мы включаем до начала и после окончания занятий, используем их при проведении игр. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

Каждое занятие — это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого мы в первую очередь используем богатый, отшлифованный временем фольклорный материал — шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.

Фольклорные истоки, как правило, имеют и литературные произведения, отобранные нами для чтения вслух, для проигрывания и заучивания. Авторские стихи и стихотворные сказки также помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам.

Прозаические произведения представлены либо сказкой (Т.Александрова), либо лаконичной миниатюрой (Л.Толстой), либо лирическими зарисовками (М.Пришвин). Жанр рассказа используется в программе редко, что обусловлено возрастными особенностями восприятия.

Зарубежный фольклор и литературу мы всегда стараемся давать в лучших переводах детских поэтов (С.Маршак, Я.Аким, И.Токмакова, М.Бородицкая и др.), так как в данном случае слово переводчика влияет на развитие речи, на воспитание литературного вкуса.

Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.

1. Отбор книг

Поскольку одна из наших задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).
Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2. Литературно-педагогический анализ

Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи.

Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

— какие слова и строки следует объяснить или повторить;
— где задать четко сформулированный вопрос;
— в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;
— как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Литературу, предназначенную непосредственно детям, мы рекомендуем рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания ребенком. Включая же в программу произведения «большой» поэзии (Н.Некрасова, А.Фета, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др. авторов), следует целиком полагаться на талант малышей поддаваться магии ритма, рифмы, художественного слова.

Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров:

— для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова «Громкое утро»; для лирического — стихотворение А.Белого «Снега белей...»;
— чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В.Берестова «Больная кукла», К.Чуковского «Айболит и воробей»;
— для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька-Мурысонька», рассказ Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька»;
— для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» («Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»), водим хоровод на слова фольклорной песенки «Мыши водят хоровод»;
— для разыгрывания диалогов разучиваем стихотворение Г.Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценируем сказку В.Бианки «Лис и мышонок»;
— для игры в перевоплощения читаем стихотворение В.Маяковского «Кем быть» (изображаем самолет) и стихотворение В.Берестова «Честное гусеничное» (изображаем бабочек);
— для определения ощущений — например вкусовых — обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т.Александровой (Кузька любит «олелюшечки» — ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий»;
— для развития способности «видеть» со слов читаем, изображаем движениями и рисуем стихотворение из вьетнамской народной поэзии:

«Шагает слоненок. Скорей погляди:
Хобот большой у него впереди...»;

— для усвоения противоположных понятий учим стихи А.Введенского «Села кошка на окошко», Н.Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо — громко); К.Чуковского «Котауси и Мауси», В.Татаринова «Кошка с собакой» (добрый — злой); проговариваем потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий — гладкий); читаем «Сказку про храброго зайца — длинные уши, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка (длинный — короткий) и т.п.

Художественная литература для малыша — важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.

3. Выбор иллюстраций

Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: «...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы мы стараемся указывать фамилию иллюстратора, чьи рисунки желательно показать малышам.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:

— сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;
— задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;
— уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);
— соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам — проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Удовлетворяя потребности детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3—4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4—5 лет) умышленно повторяем некоторые стихи и сказки из программы первого года.

Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге.

III. РИСОВАНИЕ

Творческие силы маленького ребенка
сосредотачиваются на рисовании не случайно,
но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста
наиболее легко выразить то, что им владеет.
Л.С. Выготский

Первая часть занятия (30 минут) — литературно-игровая, вторая (равная по времени) — рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.

Рисование для детей этого возраста — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, прикоснуться к ней кончиками пальцев, по выражению французского психолога В.Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

Конкретная же задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, — визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая, почти непосильная задача для ребенка 3—4 лет, когда его рука еще физиологически плохо развита, внимание и концентрация не сформированы и конкретное изображение ему еще не свойственно.

Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка, прозанимавшегося уже 30 — 40 минут, помочь в овладении простейшими изобразительными навыками, научить приемам и способам изображения простых фигур и предметов, дать представление об изобразительном материале и инструментах.

Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие.

На занятии обязательно присутствуют родители, как помощники педагога, но их участие в деятельности ребенка не должно выходить за рамки адресной технической помощи и психологической поддержки.

Основная форма работы во второй части занятия — рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. Это тематические занятия, рассчитанные на 30—40 минут, с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку:

«Раз, два, три, четыре, пять —
Будем сказку рисовать».

Тем самым они настраиваются на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение.

Дети с родителями садятся за столы. Перед ними — альбомный лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка с водой и листок-палитра — все как у настоящих художников.

Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет. Вопросами «На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?» — педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемый предмет. Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: «Из чего рождается цыпленок?» Ответ: «Из яйца». Яйцо — это овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Получились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица — тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.

Роль педагога — быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа.

Уже на первых этапах возникает творческая атмосфера радости от результатов работы.

Метод, которым пользуется педагог, — это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное — вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы.

В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

Большое внимание, особенно на первых порах, уделяется правильной постановке руки, позе ребенка. Он постепенно учится пользоваться кистью, акварельными красками (акварелью рисуем без предварительной разметки карандашом), водой, палитрой, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с новым материалом для него — открытие.

Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся с материалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета, овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал, прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью этих форм. Дети часто дополняют свои рисунки словами, в которых еще раз проигрывают изображенные образы.

В группе четырех лет дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатся закрывать целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятся более преднамеренными.

При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, мы обращаем внимание на расположение, цвет и форму его частей, выделяем общие признаки и характерные особенности. Постепенно развивается способность замечать, сравнивать, различать предметы.

При этом педагог продолжает напоминать, как правильно держать кисть, как пользоваться краской. В процессе работы педагог старается подойти к каждому ребенку и индивидуально помочь, когда возникает в чем-либо затруднение.

После того как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы. Педагог в игровой форме ведет беседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя для каждого слова одобрения.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Необходимо отметить, что предлагаемая программа — лишь поверхностная схема той работы, которую мы проводим. Во время занятий, когда видишь лица и глаза детей, их непредвиденную реакцию, часто импровизируешь, находишь новые повороты для подачи материала, новые решения для поставленной задачи и следуешь не столько программе, сколько голосу своей души.

Каждому, кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий — это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести свое видение. Поэтому любой сценарий может быть изменен в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может быть сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала вполне позволяет это сделать).

Для детей 3—4 лет программа построена по тематическому принципу. Темы условно сгруппированы в 5 циклов: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года.

Для дошкольников 4—5 лет программа построена по персоналиям: А.Пушкин,
В.Одоевский, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, Б.Заходер, В.Берестов, Г.Остер, А.Усачев.

В качестве педагогического обеспечения программы в издательстве «Либерея» вышли две книги под названием «Вместе с книжкой и игрушкой» — с элементами кукольного театра, текстами сценариев и методическими рекомендациями, а в журнале «Наш малыш» были опубликованы книжки-самоделки для совместной работы детей и родителей — каждая по форме определенного зверька («Ежик», «Зайчик», «Слон»), со стихами о нем и списками рекомендуемых для детского чтения книжек.

ПРИЛОЖЕНИЕ: АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Анкета, заполняемая родителями на первом родительском собрании.

Мы хотим лучше узнать вашего малыша, расскажите о нем.

Фамилия и имя ребенка: ________________________________________________

Дата рождения: ________________________________________________________

Как вы называете ребенка дома (включая ласкательные имена):

______________________________________________________________________

Имя и отчество тех взрослых, которые будут вместе с ребенком присутствовать на занятиях (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни...):

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Если у малыша есть братишки или сестренки, назовите их имя и возраст:

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Домашний адрес и телефон: ______________________________________________

На какие особенности вашего ребенка вы бы хотели обратить внимание педагогов (нужное подчеркните): застенчивость; возбудимость; желание быть лидером; плохая контактность с детьми, со взрослыми; различные страхи; другие особенности:

_____________________________________________________________________.

Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать (нужное подчеркнуть):

— общему развитию малыша;
— пробуждению у него интереса к книге;
— приобретению навыков работы в коллективе;
— развитию коммуникабельности, умению налаживать контакты с другими детьми;
— развитию способности адаптироваться в разных социальных условиях;
— другие ожидания: ____________________________________________________

Любимые книги вашего ребенка: _________________________________________

_____________________________________________________________________.

2. Анкета, заполняемая на последнем родительском собрании.

Расскажите, пожалуйста, как ваш ребенок реагировал на наши занятия.

С каким настроением собирался в библиотеку (нужное подчеркните или впишите сами): радостно, спокойно, с неохотой,

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Что его особенно влекло: книжки, игры, общение

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

С кем хотелось встретиться: с другими детьми, с книжными персонажами,

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Что вспоминал дома после занятия:

— зверюшку или игрушку ______________________________________________

— стихотворение, закличку, сказку, о которой шла речь (какие, что чаще других)

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________ .

Какие книжки, увиденные и услышанные на занятии, просил почитать дома:

__________________________________________________________________ .

Что из звучавшего на занятиях запомнил наизусть:

__________________________________________________________________ .

Что вызывало особые эмоции:

позитивные __________________________________________________________

негативные ___________________________________________________________

Нас очень интересуют и другие ваши наблюдения, замечания и предложения:

__________________________________________________________________ .

Спасибо!

3. Памятка для родителей

СОТРУДНИЧЕСТВО: педагог — ребенок — родитель.

УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫХ В ЗАНЯТИЯХ предполагает: повторение вместе с детьми словесных заданий (фраз, стихов, звукоподражаний); участие в двигательных и словесных играх вместе с детьми; выражение эмоциональной реакции на услышанное и увиденное (удивление, сопереживание, радость и т.д.).

ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

  • Пожалуйста, наблюдайте за ребенком после литературных занятий: что произвело на него впечатление? Что он вспоминал, рассказывал?

  • Повторяйте дома стихи и игры, включаемые в занятия.

  • Читайте и рассматривайте книги, с которыми малыш познакомился в студии.

  • Найдите время для совместного изготовления книжек и игрушек по теме прошедшего занятия.

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

(Занятие первое из цикла «Введение в систему»)

Цели:

1. Проработать различные приемы и виды деятельности, которые будут повторяться почти на всех занятиях:

— звон колокольчика;
— круг;
— песни: приветственная и прощальная;
— слушание;
— проговаривание;
— рассматривание иллюстраций;
— знакомство с литературным героем (игрушка);
— перевоплощение, вхождение в образ;
— пальчиковая гимнастика (моторика пальцев и рук);
— движение;
— рисование.

Используемые книги:

  • Вангели С. Чубо из села Туртурика / Пересказ с молдавского Ю.Коваля. Рисунки Б.Диадорова. М.: Детская литература, 1984.

  • Шалтай-Болтай и его друзья: Английские народные стихи для детей в русских переводах. М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1997.

Используемые игрушки: Чубо — кукла-мальчик в молдавском национальном костюме.

Музыкальные материалы:

  • Никитины С. и Т. «Песенка о сказке» на стихи Ю.Мориц.

  • Молдавская народная музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомим детей с помещением. Особое внимание обращаем на разнообразие книг.

Договариваемся с детьми: когда зазвонит колокольчик, все собираются и внимательно слушают того, у кого в руках колокольчик.

Затем встаем в круг, беремся за руки и поем приветственную песенку:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.
Мы рады, мы рады вам.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.
Очень мы рады вам.
Очень мы рады...

Называем имя каждого ребенка, например:

Очень мы рады Коленьке,
Очень мы рады Оленьке,
Очень мы рады Мишеньке.
Мы рады, мы рады вам.

В последнем куплете можно сказать:

Очень мы рады мамочкам (папочкам, бабушкам и др.),
Очень мы рады всем друзьям,
Мы рады, мы рады вам.

Этой песенкой мы будем приветствовать друг друга на каждом занятии.

Стоя в кругу, мы просим детей показать два пальчика, как ушки у зайчика, потом опустить их вниз, как ножки. Идем пальчиками по столу, где разложены книги. Рассматриваем иллюстрации — находим разных зверюшек, человечков, гномиков...

Затем звучит «Песенка о сказке».

Рассаживаемся. Разучиваем закличку:

Раз, два, три, четыре, пять —
Можно сказку начинать.

В такт каждому слову хлопаем в ладоши. Эти волшебные слова всегда будут помогать нам попасть в сказку.

Звучит молдавская народная музыка. Сказка начинается.

Дети рассматривают обложку книги С.Вангели «Чубо из села Туртурика».

Появляется и сам Чубо.

Педагог: В гости к нам пришел мальчик Чубо из молдавского села Туртурика. Ростом он чуть выше сапога, поэтому его и прозвали «Чубоцел». Если перевести это слово на русский язык, получится «мальчик-сапожок». Но мы будем звать его Чубо. Так ласково называет его мама.

Чубо знакомится с каждым ребенком, и дети в ответ называют свои имена.

Педагог: У Чубо есть подружки — девочка-цветочек Гиочика и звездочка Лио. (Рассматриваем иллюстрации.) У Гиочики глаза синие, с пшеничное зернышко, на ней белая шапочка и зеленое платье. Звезда Лио живет на башне и освещает ночью все село. А еще у Чубо есть пять сыновей — пять пальцев. Так же, как и у каждого из нас. (Загибаем поочередно пальчики на руке, а потом их разгибаем — пересчитываем пальчики.)
Озорной мальчик Чубо был веселым и добрым фантазером. И его сыновья, его пальчики, тоже любили приключения.

Читаем сказку:

«...В среду проснулись пальцы на его правой руке.
Проснувшись, они увидели, что их папа Чубо спит.
— Ребята! — сказал Большой палец. — Что это он все спит и спит? Давайте превратимся в человечков и пойдем гулять.
— Вот здорово! — заорал Мизинец. — Станем такими, как Мальчик-с-пальчик!
Сказано — сделано. Покрутились пальцы, повертелись, превратились в человечков и — раз, два, три, четыре — пять Мальчиков-с-пальчиков спрыгнули с кровати...

(Крутим, вертим пальчиками. Затем пальчики у наших малышей превращаются в ножки, бегают и прыгают по столу.)

Увидели пальчики Гиочику, и она им показалась огромной.
— Надо вас друг к другу привязать, — сказала Гиочика. — А то потеряетесь.
— Не надо нас привязывать, тетя Гиочика, — сказал Большой. — Мы сами будем держаться вместе. Раз, два, три... а где Мизинец?
Стали искать — нет нигде Мизинца.
Вдруг из кувшина послышался стук:
— Ребята! Я здесь! Тащите веревку.
Безымянный сбегал, принес шнурок от ботинка. Засунули шнурок в кувшин, схватились все дружно — раз-два! — вытащили Мизинца.
Большой опять принялся считать:
— Тьфу! Теперь Безымянный пропал!
Кричали-свистели — нет нигде!
Думали уж, что он пропал навсегда. А он является. Сам в пальто, на поясе кольцо золотое.
А Мизинец уже на башню полез. Забрался наверх и кричит:
— Эй, помогите!
— Что еще такое? — спросил снизу Большой.
— Вижу дыыыыыыыню и арррррррбузов много!
Обрадовались братья, потопали на бахчу, на плечах нож тащат.

(Рассматриваем иллюстрацию. Показываем руками, какие арбузы на бахче: круглые, маленькие, большие.)

Наелись пальчики до отвала — домой пошли. Рука зовет. Отец проснулся. Папа Чубо».

Педагог: Пальчики Чубо возвратились к своему папе. А наши пальчики — это наши детки. Они у нас дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

Делаем пальчиковую гимнастику: соединив ладошки, поочередно соединяем пальчики (мизинец с мизинцем и т.д.): пальчики здороваются, целуются, обнимаются, прощаются.

Педагог: Еще пальчики могут быть похожи на крылышки.

(Соединяем руки и машем пальчиками, как крылышками.)

А теперь давайте превратимся в птичек и полетаем.

Машем руками-крыльями — летаем по комнате. (Желательно — под музыку.)

Вот Чубо снова зовет нас к себе. Он предлагает нам порисовать кисточкой и красками. Давайте покажем, как наши детки — наши пальчики умеют держать кисточку.

Приступаем к рисованию: учимся купать кисточку в водичке и макать в краску, делать тонкий кончик, пробовать краски на палитре, различать краски теплые и холодные. Создаем картину.
Потом каждый несет свою картину на выставку, и мы всегда находим, за что похвалить художника.

Выставка закрывается. Наша встреча подходит к концу. Звучит колокольчик. Встаем в круг, беремся за руки. Прощальная песенка так же проста, как и приветственная:

До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять.
До свиданья, до свиданья,
Будем книжки мы читать.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам еще.
До свиданья, до свиданья,
Мы вас любим горячо.

Хлопаем в ладоши, машем друг другу ручками — занятие окончено.

Примечание

На занятии можно провести игру, используя английскую народную песенку «Танцуйте, пальчики».

Танцуй, большой пальчик, танцуй.
Все танцуют, веселятся от души!
Но большой палец лучше всех,
Большой палец лучше всех!
Танцуй, указательный пальчик, танцуй.
Все танцуют, веселятся от души!
Но указательный лучше всех,
Указательный лучше всех!
Танцуй, средний пальчик, танцуй.
Все танцуют, веселятся от души!
Но средний пальчик лучше всех,
Средний пальчик лучше всех!
Танцуй, безымянный пальчик, танцуй.
Все танцуют, веселятся от души!
Но безымянный лучше всех,
Безымянный лучше всех!
Танцуй, мизинчик, танцуй.
Все танцуют, веселятся от души!
Но мизинец лучше всех,
Палец мизинец лучше всех!

Детям будет интересно, если на пальчиках будут нарисованы рожицы.

Занятия из цикла «Зверюшки и птички»

ЕЖИК

Цели и задачи:

— Знакомимся с Кузькиным сундучком и закличкой, которая будет звучать на всех последующих занятиях.
— Создаем образ ежа — словесный (в том числе и в cравнениях), в рисунках, в движениях (съеживаемся, ходим бесшумно).
— Разбираем, как называют членов семьи ежиков: еж, ежиха, ежонок.
— Прорабатываем описательные понятия, связанные с ежиком: размер (большой, поменьше, маленький), форма (круглый), ощущения (колючий).

Используемые книги:

  • Заходер Б. Про мохнатых и пернатых.

  • Козлов С. Ежик в тумане. Рисунки Нагаева.

  • Маршак С. Тихая сказка. Рисунки В.Лебедева.

  • Орлов В. Приключения Каштанчика.

  • Поттер Б. Ухти-Тухти.

  • Радлов Н. Рассказы в картинках.

  • Сутеев В. Сказки и картинки. Рисунки автора.

  • Чуковский К. Ежики смеются.

Музыкальные материалы:

  • Песня В.Щукина на слова С.Маршака «Тихая сказка».

  • Песня С.Никитина на стихи Ю.Мориц «Резиновый ежик».

ХОД ЗАНЯТИЯ

— Сегодня Кузька приготовил для вас сюрприз — волшебный сундучок. Волшебство его вот в чем: ежели в нем что-то, а может быть, кто-то лежит (картинка, игрушка или зверюшка), — именно об этом сундучок расскажет стихи и сказки. И открыть его можно только волшебными словами:

Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Можно сказку начинать!

Проговариваем закличку, показывая пальчиком на позолоченный бочок, расписную крышку, медную задвижку.
Сундучок открывается, а там кто-то колючий. Попробуем угадать. Загадываем загадки:

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.

Фольклор

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.

К.Чуковский

Появляется ежик. Дети знакомятся с ним, называют свои имена. Ежик легонько покалывает их своими иголками.
Составляем словесное описание ежа, рассматриваем на рисунке мордочку, глазки, ушки, лапки, хвостик. Особое внимание обращаем на иголки.
Показываем еловую веточку, сравниваем иголки, читаем двустишия:

Еж под елкой удивлен:
Елка с иглами и он.

С.Черный

Ель на ежика похожа.
Еж в иголках, елка тоже.

С.Маршак

Рассматриваем на рисунке свернувшегося ежика: «Ежик без головы, без ножек». Это он съежился. Дети пробуют сами свернуться, как ежик, — съежиться. Так ежики защищаются своими иголками.

Читаем четверостишие Б.Заходера:

— Что ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!

Ходим пальчиками по ежиной сказке, рассматриваем иллюстрации. Дети выполняют задание — находят книжку, где нарисована целая семья ежиков: еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (большой, поменьше, маленький).
Читаем «Тихую сказку» С.Маршака.
Ходим тихо, как ежики, под песенку В.Щукина «Тихая сказка».

Рисование

014.gif (4576 bytes)Рисуем семью ежиков — три съежившихся комочка: большой, поменьше и маленький, все с иголками. Повторяем отрывки из тихой сказки.
Рассматривать рисунки можно под песенку «Резиновый ежик».

Как дополнение к сценарию предлагаем стихотворение М.Яснова «Колючая сказка»:

Выл колючий ветер. И вздохнул печально:
Шел колючий дождик. — Что это за участь!
По тропе колючей Ох, как надоели
Шел колючий ежик. Колкость и колючесть!
И на самой длинной Дома был бы кстати
Из своих колючек Стеганый халатик,
Нес колючий ежик Да еще на лапки
Свой колючий ключик. Вязаные тапки...
На колючей дверце Удружите ежику —
Меж колючих кочек Ежик будет рад:
Он открыл колючий Подарите ежику
Маленький замочек. Тапки и халат!

ЗАЙЧИК

Цели и задачи:

— Закрепить и расширить представление о зайцах, заячьей семье, используя фольклор и художественную литературу.
— Познакомить со словами, обозначающими разных зайцев: «зайчиха», «заинька», «заюшка», «зайчишка», «зайчонок».
— Представить различные изображения зайцев в иллюстрациях, в игрушках, их сходство и различия.
— Проработать противоположные понятия, связанные с характеристикой ежика:

грустный — веселый;
храбрый — трусливый;
короткий — длинный;
летний — зимний (серый — белый).

— Подчеркнуть ритм считалки.

Используемые книги:

  • Акимушкин И. Чем кролик на зайца не похож.

  • Бианки В. Снежная книга. Художник Н.Тырса.

  • Заходер Б. Русачок. Художник В.Чижиков.

  • Как вас звать-величать? Художник Е.Рачев.

  • Коскименс П. Серия книг о Зайчишке-пушишке.

  • Лагздынь Г. Послушный зайчонок. Художник А.Райхштейн.

  • Мамин-Сибиряк Д. Сказка про храброго зайца. Художник В.Беломлинский.

  • Пятьдесят поросят. Художник Ю.Васнецов.

  • Ушинский К. Детям (рассказ «Заяц и еж»). Художник Н.Устинов.

  • Чарушин Е. Зверята. Рисунки автора.

Игрушки:

— пальчиковые куклы-самоделки белый и серый зайцы;
— разнообразные зайцы, зайчихи, зайчата.

Музыкальные материалы:

  • Рахманинов С. «Итальянская полька».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Волшебными словами открываем Кузькин сундучок. А в нем зайчик сидит. Дети знакомятся с ним, называют свое имя, гладят зайчишку, рассматривают его.

— Наш зайчик маленький, а бывают зайцы большие. (Показываем руками — маленький, большой.) Их и называют по-разному: маленьких — зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.
— Как в заячьей семье называют папу? А как маму? А как деток? (Проговариваем, подчеркивая каждое название интонацией: ласково, игриво, твердо, мягко.)
— У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками). Зайцы бывают разного цвета — серые и белые. Вот какая история произошла однажды с серым зайчиком.

Читаем стихотворение И.Пивоваровой «Заяц»:

Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?

— Как вы думаете, кто его переодел?

Дети отвечают, кто переодел зайчика (снег, зима).

— Значит, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу, — белые. А еще они бывают трусливые и храбрые. И для каждого есть своя считалочка. Догадайтесь, какая для какого зайца.

Выдерживая ритм считалочки, мы как бы пересчитываем детей:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ей-ей!
Убегает зайчик мой.
Раз-два-три-четыре-пять —
Шел Охотник погулять!
Вдруг Зайчонок выбегает
И давай в него стрелять.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Убежал Охотник мой!

(Храбрая заячья песня из сказки Б.Заходера.)

«Русачок»

— Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. (Изображаем тех и других мимикой и позой.) Веселые зайцы могут нас посмешить, любят потанцевать. Давайте попросим заиньку:

Зайка, зайка, попляши!
Наших деток посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!

Г.Лагздынь

— А мы с вами спляшем веселый заячий танец — полечку.

Затем читаем «Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка.
Ходим пальчиками по «заячьей сказке», рассматриваем игрушечных зайчиков и иллюстрации в книгах. Дети показывают маленьких и больших, серых и белых, веселых и грустных, храбрых и трусливых.

Рисование

Рисуем голубого зайчика — длинные уши, короткий хвост.

ВОРОБЕЙ

Цели и задачи:

1. Создать образ воробья на основе фольклорных песенок, стихов и сказок, используя движения, звукоподражание, лепку.
2. Вызвать сочувствие, сопереживание птицам, которых зимой настигают беды, пробудить детей к активной помощи.
3. Отработать противоположные понятия: «холодно — жарко», «веселый — грустный».

Используемые книги:

  • Бахревский В. Лопотунья.

  • Берестов В. Жаворонок. Рисунки Л.Токмакова.

  • Васнецов Ю. 10 книжек для детей.

  • Горький М. Воробьишко. Рисунки Е.Чарушина.

  • Казаков Ю. Жадный Чик и кот Васька. Рисунки Н.Устинова.

  • Левин В. Кошки-мышки. Рисунки А.Поррет.

  • Маршак С. Где обедал воробей. Рисунки В.Лебедева.

  • Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока. Рисунки автора.

Игрушки: воробей на тросточке; воробышки из разных материалов: фарфоровый, тряпичный, деревянный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Произносим закличку. Сегодня в сундучке воробышек. Его зовут Чик. Он громко чирикает на разные лады: «Чик-чирик, чики-рики, рики-чики, чив-чив». Это он радуется ребятам, хочет с ними познакомиться и поздороваться по-воробьиному. Чик подлетает к каждому ребенку, говорит: «Чик-чирик», — а дети ему в ответ называют свое имя и приветствуют его на воробьином языке (кто как захочет).

— У каждого воробья есть друзья и враги. Послушайте, что рассказала об этом мама-воробьиха своему маленькому сыночку:

Воробьиха воробьенка
Выводила полетать.
По дороге потихоньку
Стала мама объяснять:
Это — крошка,
Это — кошка,
Это — Лешкино окошко.
Лешка любит нас с тобой,
Лешка кормит нас зимой.

В.Левин

Рассматриваем иллюстрацию.

— Давайте и мы покормим воробышков.

Дети держат ладошки с воображаемыми крошками, а воробей подлетает к каждому и клюет под фольклорную песенку:

Воробышек маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает.

— А кто опасен воробью? У кого мягкие лапки и острые коготки? Кто говорит воробышку: «Схвачу, словлю, поймаю, поиграю!»? Кошка!

Дети проговаривают кошкины слова и сопровождают их движениями. Затем изображают пальчиками, как воробьи улетают от кошки и чирикают. Движение и звукоподражание можно повторить под фольклорную песенку, предварительно рассмотрев рисунки Ю.Васнецова:

Тень-тень-потетень.
Села кошка на плетень.
Прилетели воробьи,
Хлопни им в ладошки —
Улетайте воробьи!
Берегитесь кошки!

или под стихотворение В.Лунина «Цап-Царап и Чик-Чирик»:

Чуть слышен шорох мягких лап.
Крадется тихо Цап-Царап.
Но зря крадется!
В тот же миг
Вспорхнул на ветку Чик-Чирик.

Затем читаем или пересказываем сказку Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька» (в сокращении).

«Жил-был один воробей по имени Чик. Но это просто так говорится, что один. На самом деле воробьев было много. После длинной зимней ночи деревня просыпается. Воробьи собираются все вместе на каком-нибудь голом кусте сирени.
— Брррр! — кричит кто-нибудь. — Ну и холодина! Ну и мороз!
— Братцы! — пищит один воробей.— Ну и сон мне приснился!
— Какой? Расскажи скорей!
— Будто сижу я возле горячей трубы... А передо мной полное корыто зерна! И вот я клюю, клюю...
Всем воробьям в жестокие зимы снятся одинаковые сны.
Потом старый воробей спрашивает:
— Ну, куда мы сегодня летим?
Какой шум тогда поднимается на сиреневом кусте!
— Ладно, — решает старый воробей. — Летим во все концы. Если кто найдет что-нибудь стоящее, пусть зовет остальных.
И когда кто-нибудь увидит рассыпанные зерна или корки хлеба, он тут же взвивается к небесам и вопит во весь голос:
— Братцы! Ко мне!
Мигом слетаются к нему воробьи:
— Молодец, чик-чиририк!
И так они перелетают шумными стайками целый день.
Так и жил среди наших воробьев Чик. Родился он прошлым летом, и сперва его кормили папа с мамой, а потом он и сам стал летать и клевать все, что попадется: червяков, гусениц, зерно, — и думал, что всегда будет много корма, и страшно удивился когда настала зима и все вкусные вещи исчезли под снегом.
Но однажды утром наш Чик вдруг подумал: «Дай-ка и я куда-нибудь сам слетаю. Если найду что-нибудь, позову всех. И все станут кричать:
“Молодец, Чик! Какой ты умный!”»
Взял да и полетел куда глаза глядят. Замерз Чик, продрог и хотел уже поворачивать назад, как вдруг увидел такое, что у него дух захватило.
Недалеко от деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Все птицы знали, что зимой дом пустеет, и никто поэтому туда не летал. Но в эту зиму в доме поселились люди. Они знали, как холодно и голодно зимой птицам, поэтому сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины. Но к кормушке никто не прилетал. Ведь птицы не знали, что тут их ждет корм.
Скучно стало людям по ночам мышиную возню слушать, принесли они домой котенка и назвали его Васька. Васька был беленький, пушистый, днем играл, а вечером пугал мышей или, сидя возле печки, громко мурлыкал от удовольствия, будто маленький моторчик: фррррррр, фррррррр, фррррр...
Вот к этому-то дому и подлетел случайно наш Чик. Опомнившись от удивления, Чик сел на край кормушки. Чего тут только не было! Люди насыпали в кормушку овсяных хлопьев, пшена, хлебных крошек и даже колбасы, нарезанной тонкими, как червячки, дольками!
Сначала Чик хотел сразу лететь за друзьями. Но он так ослаб и был такой голодный, что подумал: «Я сперва сам поем. Совсем немножко... А потом уж полечу!» — и принялся клевать.
Чик попробовал всего понемногу. Все было очень вкусно. Через полчаса Чик почувствовал, что просто уже не может лететь. Тогда он подумал: «Это я нашел. Мне и одному хорошо. А то позови всех сюда — сразу все съедят! А одному мне тут на целую зиму хватит».
Решив так, Чик тут же забыл, как его самого звали друзья, когда что-нибудь находили.
День кончился, когда Чик прилетел в деревню.
— Ну как, Чик, поел ты сегодня чего-нибудь? — спросил Тик, когда они устроились возле печной трубы на ночлег.
— Ах, братец Тик! Одних березовых почек...— грустно ответил Чик, потихоньку отдуваясь от сытости.
Хорошо зажил Чик! Утром он сперва летел за остальными, потом незаметно отставал и летел к кормушке, а вечером возвращался в деревню.
Так бы хорошо и прошла зима для Чика, если бы его не заметил кот Васька. Наевшись, Чик так весело чирикал, как птицы чирикают только весной. Начирикавшись, он заводил глаза и дремал. Васька был белый и снег белый. Чик и не заметил, как Васька подкрался к кормушке.
Васька изловчился и прыгнул. С Чиком в зубах он помчался к дому. Тут бы Чику и конец, но люди заметили, затопали, закричали: «Брысь! У-у! Васька! Брось сейчас же!» Васька выронил воробья. Люди принесли Чика в дом и выпустили, когда убедились, что он может летать.
Уже совсем стемнело, когда он добрался до деревни. А утром во всем покаялся и рассказал о страшном звере, который его схватил. Старый воробей сказал:
— Это тебя схватила кошка! Она бы тебя никогда не схватила, если бы рядом были мы.
Воробьи простили Чика. С тех пор они каждый день все вместе летают к лесной кормушке, и возле дома весело звенят их голоса».

— Тяжело живется морозной зимой воробьям. Интересно, что снится им холодной ночью? Наверное, жаркое лето. Как купались они в горячем песке.

Читаем отрывок из стихотворения В.Левина «Воробьиное купание»:

На рябине воробей
Уговаривал друзей:
— Очень нынче жарко, братцы!
Отчего не искупаться?
И — прыг!
И — скок!
И — бултых в песок!
А за ним его друзья —
Три веселых воробья:
Прыг-скок,
Скок-прыг,
И в песок бултых!

Встаем в круг и под ритмические строки прыгаем, скачем, «бултыхаемся».
Затем дети летают и чирикают, как стайка воробышков. Прилетают к воробьиной сказке, где в книжках рассматривают иллюстрации Е.Чарушина, Ю.Васнецова, Н.Устинова.

Лепка

Лепим из пластилина воробья. Все ставят своих воробышков в коробочку, «на белый снежок». Читаем отрывок из стихотворения С.Есенина «Поет зима — аукает»:

А по двору метелица
Ковром шелковым стелится,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

— Как же мы можем помочь озябшим, голодным, уставшим воробышкам? Нужно их покормить!

Дети щепоточкой насыпают пшено своим воробьям.

— А если вы будете кормить воробышков на улице, то они будут и о вас, как о Лешке, рассказывать (называем имя каждого):

... любит нас с тобой,
... кормит нас зимой.

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru