Первая леди сто
пятнадцатого Королевства
Наталья Зеленцова — Первая леди сто
пятнадцатого Королевства
|
«Где бы вам стоило побывать, так это в
сто пятнадцатом, — сказали мне в Управлении
образованием Ярославля. — Правда, мы эту
заведующую в глаза никогда не хвалим: она такая
авантюристка! Все у нее не так, как у людей. Вечно
бежит впереди локомотива. Но вокруг ее детского
сада растут розы. И, что удивительно, их никто не
ломает…»
«Вы собираетесь в сто пятнадцатый?
Понятно, понятно. — Завистливый вздох одной из
местных заведующих. — У нас, конечно, не то. Там-то
все в золоте: ковры, зеркала…» И — как словесный
итог, закрепляющий этакую гнусную
несправедливость — неравенство условий
педагогического труда: «Сравнивать нельзя. Никак
нельзя».
Зависть коллег и двусмысленные оценки
начальства — что может сильнее раззадорить
журналиста? Конечно, я хочу побывать в сто
пятнадцатом!
Миф о неслыханных богатствах детского
сада, управляемого заведующей авантюрного
склада, рухнул тут же, как мы переступили порог.
Никакого золота. И зеркала исключительно в
необходимых местах, честное слово. Чистота и
порядок — да. Но, если бы этим все исчерпывалось,
миф не имел бы под собой почвы. Все дело было в
воздухе…
Я всегда интуитивно реагирую на
воздух: «Здесь пахнет угодливостью и
подхалимством. Здесь — несет показухой. Там не
продохнешь от воинственного бескультурья. А вот
это — детский запах. Здесь пахнет детьми —
мальчиками и девочками во плоти, к которым
развернуто все: и взрослые, и игрушки, и стены».
Так вот. Воздух был правильным. И этот
правильный воздух наполнял собой правильное,
умно устроенное пространство, каждая деталь
которого выполняла четкую рабочую функцию, не
желая быть просто избыточным украшением.
И кабинет заведующей был правильным:
не большой и не маленький, не убогий и не
шикарный, не оглушающий посетителя роскошью, но
подчеркивающий достоинство Хозяйки.
Сама Хозяйка любезна без заискивания,
одета без всякой вычурности, но по последней
моде, где простота дорогого стоит.
Первая мысль: «Смотрите-ка: а
заведующая-то — настоящая леди!» — сразу и без
сомнений укореняется в сознании. Этого вполне
достаточно, чтобы объяснить всевозможные слухи и
домыслы, но мало, чтобы удовлетворить
журналистское любопытство. А потому: «Мы слышали,
у вас вокруг детского сада растут розы. И,
говорят, их никто не ломает. У этого странного для
нашей страны обстоятельства должно быть какое-то
объяснение. Поделитесь?» — «Вы знаете, все не так
сложно. Но лучше начать с самого начала».
Как усидеть на трех стульях?
Наталья Зеленцова приехала в
Ярославль около десяти лет назад, имея некоторый
опыт заведования маленьким садом в Рыбинске,
ощущение гораздо более серьезных собственных
возможностей и четкие представления о том, чего в
детском саду не должно быть. Избавиться
предстояло от «тотальной убогости дошкольного
учреждения, от прежнего стиля управления, от
привычного внешнего облика педагогов (халат и
тапочки, на чепчик уже не хватает), а заодно и
предъявить новые требования к их внутреннему
содержанию. Для начала девяностых — неплохой
стартовый капитал, если учесть, что в это время
дошкольное образование в прежнем своем виде
неудержимо распадалось и разлагалось,
поверхность образовавшейся пустоши густо
порастала новыми педагогическими идеями и
программами, а чиновники пребывали в
растерянности и толком не понимали, за что и с
кого им теперь можно спрашивать.
Самое время — взять новостройку.
«Мы удачно открылись, — вспоминает
Наталья Николаевна. — А это очень важно. От
старта многое зависит. Здесь от государства
нужно взять по максимуму. Потом таких
возможностей уже не будет».
Взять у государства можно, но сложно.
Тут нужно «знать ходы» и «уметь нажимать на
кнопки».
Обычно заведующие такими секретами не
любят делиться: лаз у каждого свой. Как и методы
борьбы с финансово-бухгалтерским кретинизмом.
Иногда хочется взглянуть в ясные очи человека,
определившего законы функционирования
«предметно-образовательной среды» таким
образом, что во время проверок КРУ педагоги
должны прятать собственные, принесенные из дому
электрочайники и магнитофоны в помойные
корзинки или в ящики с ветошью. А то ведь найдут и
«опишут»! Был твой магнитофон, починенный для
высоких целей просвещения родным мужем. А тут в
одночасье стал «общественным» и «в плохой
сохранности». И из твоего же семейного бюджета
тебе за этот магнитофон или чайник придется
расплачиваться! Ситуация, которую на иностранный
язык перевести невозможно.
Как и инструкцию, согласно которой в
каждую группу детского сада положено по одному
большому стулу. Подумаешь, там работают трое
взрослых! Во-первых, в какой группе детского сада
вы этих троих в последнее время видели да еще и
одновременно? А если они случайно там окажутся,
посидят по очереди — не барыни! Что касается
письменных столов, то они — вообще только для
«элиты», для сотрудников подготовительных групп.
Тут, мол, готовят детей в школу и потому наличие
стола, разделяющего педагогов и воспитанников,
оправдан: этакая междуусобная граница. А другие
пусть будут рядом с детьми. Вот какой гуманизм.
То, что стол — не граница, а личное рабочее
пространство воспитателя, как кроватка, стульчик
и шкафчик ребенка, — не важно.
Но для Зеленцовой наличие в группах
личного пространства педагогов оказалось
принципиальным вопросом. Поэтому столы и стулья
в детском саду появились: «Правил без исключений
не бывает. А если исключение случается, то почему
этим исключением не могу быть я?» Кроме
убежденности в своей правоте, сыграла роль
неразбериха в хозяйственном механизме
управления. Один бумагу на стулья выписывает,
другой отчет принимает. И если в бумаге числится
стул стоимостью столько-то рублей, то,
подсуетившись, можно приобрести на эту же сумму
два стула.
Правда, тащиться за ними надо далеко —
на какую-нибудь загибающуюся или, наоборот,
только народившуюся загородную фабрику, где
стулья продаются по оптовым ценам, без накруток.
«Мы многое приобретали сами. Не
ленились искать, ездить, составлять сметы,
добывать транспорт и грузить. Вот пример: нужно
купить покрывала на детские кровати. Казалось бы,
зашел в ближайший магазин и купил. Только во что
эти легко доставшиеся покрывала через год
превратятся? А мы через знакомых отыскали
фабрику в Подольске, где за эти же деньги нам
сшили стеганые покрывала на заказ, согласно
нашим требованиям и параметрам. И они прослужили
нам десять лет. Та же ситуация со шторами, с
мебелью. Мы старались покупать вещи, не только
отвечающие нашим эстетическим запросам, но и
прочные, добротные, с расчетом на долгий срок.
Конечно, я не могла доверить это завхозу. Как
можно поручить такое дело человеку со средним
образованием, мало что смыслящему в дизайне
детского учреждения? Мне же не просто вещи нужны.
Мне нужны элементы интерьера, составляющего
образовательную среду!
Здесь должен работать каждый штрих.
Потом мы поняли, что сильно сэкономим, если будем
с какими-то работами справляться самостоятельно,
на «своей территории». Тогда мы купили
подержанные швейные машинки и взяли в штат
модельера…»
Свита делает короля
Светлана Масленникова — методист
Читает романы Льва Толстого, Михаила Булгакова и
сонеты В.Шекспира. Уверена, что каждая женщина
хоть раз в жизни должна иметь возможность надеть
бальное платье.
|
Юрий Гамарский, водитель автобуса
В детстве играл на трубе в пионерском оркестре.
Недавно раздобыл себе трубу 1905 года изготовления
и сам отреставрировал. Утверждает, что и в 1905-м
таких труб было всего 447. А сейчас — раз два и
обчелся. Первые музыкальные опыты проводил в
компании Ричарда, который отнесся к музыке
благосклонно и даже начал подпевать. Говорят,
почти не фальшивил.
|
Нелли Белоусова, администратор
Постоянный читатель газеты «Здоровый образ
жизни» главный эксперт детского сада по
всевозможным диетам и чисткам
|
Пес Ричард
Имя получил в честь славного рыцаря и короля
Ричарда Львиное Сердце. Предполагалось, что
вместе с именем Ричард позаимствует и характер.
Но, поскольку враги с момента появления собак не
дерзают нападать на детский сад, проверить это
пока не удалось.
|
«Модельер — это кто же? По-моему, в
штатном расписании такой должности нет. Вы имели
в виду кастеляншу?»
Наталья Николаевна имела в виду то, что
сказала. Кастелянша, объяснила она, ей не нужна: с
обязанностями сортировать и хранить белье
справится и прачка. Ей в детский сад нужен был
именно модельер. Поэтому она своим указом, в
рамках дарованной государством свободы
распоряжаться фондами зарплаты, ввела ставку
модельера в штатное расписание и дала
объявление: «В образовательное учреждение
«Начальная школа — детский сад № 115» требуется
модельер».
«Если бы я дала объявление, что мне
нужна кастелянша, я получила бы бессмысленную
кастеляншу. А ко мне пришел нужный,
высококвалифицированный специалист, к которому
все окружающие так и стали относиться — с
уважением и пиететом. Благодаря появлению
модельера мы смогли создать костюмерную и
превратить свои праздники в настоящие шоу с
неожиданными перевоплощениями и переодеваниями.
А эти шоу, в свою очередь, совершенно изменили
отношение к нам родителей. Раз мы можем такое, к
нам нельзя относиться несерьезно».
Модельер оказался не единственной
экстравагантной деталью в кадровой политике
Зеленцовой.
При входе в детский сад дежурит не
ворчливая нянечка, не сомнительного вида
охранник, а… администратор. Приветливая
интеллигентная женщина за специальным столиком.
На стене — расписание работы всех сотрудников,
на столе — телефоны и специальный пульт, с
помощью которого она может связаться с любым из
помещений детского сада. Посетителю не надо
метаться по коридорам и стучаться во все двери в
поисках нужного лица. «Вам Марию Ивановну? Она
сейчас на занятии в музыкальном зале. Алло!
Музыкальный зал? К Марии Ивановне посетитель.
(Обращаясь к посетителю.) Она спустится к вам
через пятнадцать минут. Садитесь, пожалуйста».
И посетитель доволен уважительным к
себе отношением, и администратор преисполнен
достоинства и чувства ответственности за
выполняемую работу. Соседям на вопрос «Где ты
сейчас работаешь?» сообщается с плохо скрываемой
гордостью: «Администратором. В сто пятнадцатом».
Соседи понимающе кивают: «На такую престижную
должность просто так не возьмут! Там небось
конкурс!»
«Конкурсная основа» — еще один секрет
работы знаменитого комплекса. В учреждении,
руководимом Н.Н. Зеленцовой, нет вакансий. Там в
наличии не только по два воспитателя в каждой
группе, но и няни.
«Каждая няня получает тысячу рублей в
месяц — на сто больше заведующей. Почему же ей
тут не работать?» — пожимает плечами Наталья
Николаевна. — «Но это сейчас. А раньше? Как и
откуда «добывали» сотрудников?» — Я спрашиваю
осторожно и незаметно оглядываюсь: вдруг золото,
на которое мне намекали, откуда-нибудь да и
сверкнет? — «Мы с самого начала брали в штат
педагогов и помощников педагогов только на
конкурсной основе». — «Но по всей России стон и
жалобы на отсутствие кадров?!» — «Сочувствую
коллегам».
Итак, извечного противоречия «Кадры
решают все!» и «Как решить проблему кадров?»
здесь не существует. Не существовало с самого
начала. «Я сразу сказала себе: родители доверяют
мне самое дорогое, что у них есть, — ребенка.
Поэтому у меня не может быть недостатка в
педагогах и не может быть случайных сотрудников.
Воспитатели должны любить детей и должны уметь
работать, а я должна им доверять. Контролировать
каждый шаг воспитателя или няни — не в моем
стиле».
В городе появились объявления:
«Комплексу «Начальная школа — детский сад № 115»
требуются… Прием на работу — на конкурсной
основе».
Как в престижных фирмах, Зеленцова
зачисляла своего будущего работника в штат не
сразу. Сначала — трехмесячный испытательный
срок. С теми, кто не пришелся ко двору,
расставалась без жалости и без колебаний. Особо
привечала педагогов с имиджем «проблемный» —
тех, кто в обычной садовской жизни неугоден,
неудобен, слишком много критикует. «Конфликт
конфликту рознь. Трения между педагогами и
начальством часто возникают из-за того, что
воспитатель с высоким творческим потенциалом не
может реализоваться в своем детском саду. Для нас
такой работник — находка. Установка на
творческий поиск — это то, что я ценю превыше
всего: не всегда удобно для заведующей, но очень
полезно для коллектива в целом — тонизирует,
заставляет все время поднимать планку».
Трехмесячному испытательному сроку
предшествовало собеседование. «Для меня было
важно все: и внешний облик человека, и его речь, и
его интересы: какую музыку он слушает, какие
книги читает. Я задавала много провокационных
вопросов: как человек собирается выстраивать
отношения с заведующей, с коллегами, с родителями
своих воспитанников? Что считает недопустимым в
педагогической практике? В жизни?»
Не могу скрыть радостного удивления:
«Первый раз слышу, чтобы при приеме на работу
интересовались кругом чтения будущего педагога!
И какие же книги перечислила тогда ваша нынешняя
коллега — методист Светлана Анатольевна?»
Выясняется, что Светлана Анатольевна
предпочитает классическую литературу. Больше
всего любит Шекспира (в особенности сонеты),
Толстого и Булгакова. «А еще меня спросили, —
вспоминает Светлана Анатольевна, — о моих
недостатках и о моем честолюбии. Не помню, что я
тогда ответила. Думаю, что все «рабочие»
недостатки того времени во многом были ответом
на авторитарное поведение моей бывшей
заведующей… А знаете, что случилось со мной
после перехода на новую работу? По бывшему своему
садику мы все ходили в тапочках. Со стилем сто
пятнадцатого сада это не вязалось. Я сняла
тапочки и перестала чувствовать себя бабушкой.
Сегодня я живу с чувством, что я — женщина,
знающая себе цену».
«Уважающая себя», «уважаемая»,
«ценная» — пытаюсь сосчитать, сколько раз уже
прозвучали в разговоре эти слова. И решаюсь еще
на один вопрос — с подковыркой. «Книжный»
критерий задел меня за живое: «Скажите, а если
авторы, которых называет потенциальный работник,
— за пределами круга вашего чтения? Я имею в виду,
что задается более высокая планка, чем ваша?» —
«Мне бывает стыдно. Но это не может меня
остановить. Я не разделяю убеждений некоторых
заведующих, будто подчиненный не может знать
больше начальника: как, мол, тогда блистать
интеллектом? А мне нравится пословица: «Король
делает себе свиту, а свита делает Короля».
Свита, судя по всему, получилась что
надо. Зеленцова это понимает и о сотрудниках
своих думает. На сегодняшний день бурная
деятельность комплекса уже позволяет детскому
саду иметь «доходные» деньги. 50% всех этих
доходов тратятся на материальную поддержку
сотрудников.
Кроме энергичных, «зараженных
работой» женщин, в коллективе есть и
представители мужского пола — плотник, водитель
садовского автомобиля и сторож. Все трое активно
участвуют в педагогической жизни садика.
Плотник, например (он же по
совместительству Дед Мороз), заведует прекрасно
оснащенной столярной мастерской: что-то он в ней
все время пилит, клеит, мастерит. Дети приходят
сюда на экскурсии. Здесь и инструменты
посмотреть можно, и про хитрости плотницкого
дела кое-что узнать. Плотник-то — с образованием,
бывший путешественник, интеллигент, с детьми
общается прекрасно.
А водитель автобуса, видимо,
«инфицированный общим творческим вирусом»,
недавно начал играть на трубе — как в далеком
пионерском детстве.
Цветник женщины, умевшей колдовать
Итак, «проблемные» сотрудники
Королевства сто пятнадцать претворяют избыток
энергии в методики, картины, книги и балы, плотник
вырезает в своей заповедной мастерской
«каменные цветы», шофер автобуса играет на трубе.
А вокруг детского сада растут розы, и их никто не
ломает. Может, Зеленцова умеет колдовать?
Главная причина несчастий,
случающихся на территории детских садов, —
подростковое варварство. Бороться с ним
практически невозможно: ведь для
тринадцати-четырнадцатилетних тусовщиков
невероятно привлекательны уютные кукольные
домики и беседки, а для дворовой футбольной
разминки вполне пригоден соседний школьный
стадиончик. Маловат, конечно. Но другого в районе
нет. Тот факт, что окурки, бумажки и пустые
бутылки из-под пива (не говоря уж о матерных
автографах на заборах и стенах) не лучшие
атрибуты в жизни дошкольников, подростков мало
волнует.
А вот педагогов сто пятнадцатого это
волновало очень сильно. Если уж придерживаться
законов эстетики, так во всем. В том числе и на
участках.
И Зеленцова разработала План, который
должен был бы по праву войти во все учебники по
педагогической стратегии и преподаваться в
качестве классического образца поведения
заведующей ХХI века. Начинался он нелогичным, с
точки зрения вышесказанного, лозунгом:
«Подросток — тоже человек».
Первым делом Наталья Николаевна
добилась, чтобы местные социальные службы
соорудили в соседних с детским садом дворах
точно такие же беседки и домики, как на
территории детского сада. После этого
забредавшим на участки непрошеным гостям
вежливо, но настойчиво указывали на более
подходящую для них базу отдыха. Разъяснительную
работу вели и по квартирам, с родителями
«нарушителей границ»: это было самым
утомительным и неприятным занятием. Но Наталью
Николаевну в районе знали и уважали, а потому
отмахнуться от нее или хлопнуть перед носом
дверью не решались.
Другую часть проблемы составляла
спортивно ориентированная молодежь. Зеленцова
встретилась с местными фанатами футбола и
предложила: «Хотите иметь стадион? Я попробую
помочь. Собирайте подписи». Активисты,
возбужденные идеей здорового образа жизни,
обежали окрестные дома и собрали сотни три
подписей под воззванием, ратовавшим за постройку
стадиона в микрорайоне. После чего Наталья
Николаевна «дала бумаге ход». В результате
консолидации сил детско-взрослой общественности
стадион построили!
И вот когда местные подростки получили
от жизни причитающиеся им блага в виде беседок и
спортивного комплекса, на заборе детского сада
появились выразительные вывески: «Осторожно!
Злая собака!», а в штатном расписании — новая
должностная единица: сторожевой питбуль.
Питбуль приступает к выполнению своих
обязанностей с семи часов вечера и заканчивает в
десять. Он и на довольствии государственном
состоит — вместо одной воспитательницы, которая
по соображениям диеты отказалась питаться в
детском саду.
Кроме страшного питбуля, который
приходит в детский сад на службу в отсутствие
детей, в сто пятнадцатом есть еще одна собака —
«для внутреннего пользования». Зовут ее Ричард.
(Брали лабрадора, а получилось, как обычно, —
«лайка с овчаркой».)
Ричард живет в детском саду все время.
Дети его знают и любят. В плотницкой мастерской
для него и будку специальную сделали — как на
картинке. У Ричарда свои функции. Он несет ночную
вахту вместе со сторожем.
По отношению к сторожу Наталья
Николаевна, как и в других случаях, в поддавки не
играет. «Сторож все равно ночью спит. Бороться с
этим бесполезно. Лучше я сделаю так, чтобы он
чувствовал себя комфортно». Поэтому у сторожа
есть «законная» кровать и «законный» телевизор.
А еще — Ричард. Он хоть и добрый, но чужого слышит
прекрасно, лает громко и «солидно». Достаточно
громко, чтобы сторож проснулся и принял
необходимые меры. Питание Ричарда оплачивается
из дополнительных средств: еще одной
воспитательницы на диете в штате не оказалось.
Вот так.
И розы в сто пятнадцатом растут. И
альпийская горка, которую сложили родители,
поражает своим великолепием. И никто ничего не
ломает.
На душе от этого становится просто
замечательно. Даже в светлое будущее — и то
начинаешь верить. Жалко только, что подобная
жизнь до сих пор расценивается нами как «бег
впереди локомотива».
А ведь это — всего лишь НОРМАЛЬНО.
И еще жалко, что в сто пятнадцатом не
выписывают газету «Дошкольное образование». А то
был бы повод говорить: нас читают и там, где никто
не ломает розы.
Марина АРОМШТАМ
|