Тряпичные куклы
нового поколения
«Жила-была на свете тряпичная кукла.
Бабушка сшила ее своей внучке из цветных
лоскутков и набила ватой. Девочка очень любила
куклу и играла с ней. Но однажды в доме появилась
новая кукла — с фарфоровым личиком,
закрывающимися глазами и вьющимися волосами,
которые выглядели совсем как настоящие...»
Дальше должна разворачиваться
душераздирающая драма про измену кукольной
хозяйки, соблазненной красотой и богатством
фарфоровой красавицы. Тряпичная кукла, согласно
сюжету о социальной несправедливости в обществе
потребителей, жестоко вытесняется из
занимаемого ею ранее жизненного пространства,
страдает и бродяжничает, а потом... Впрочем, все
вышесказанное не имеет никакого отношения к тем
тряпичным куклам, которые стали фотомоделями
нашей выставки «Оранжевый верблюд» с разрешения
их создательницы и хозяйки — Татьяны Галаховой.
Никакая социальная дискриминация им не грозит:
редкая кукольная красавица — будь она из
фарфора, из пластмассы или из стекла — решится с
ними конкурировать. Художественный салон, куда
попали некоторые куклы Галаховой, оценил каждую
в 2000 рублей. А здесь принимаются во внимание не
только миловидность личика и оригинальность
костюма, но и неповторимость образа, его
художественное своеобразие и выразительность.
Тряпичные
куклы Татьяны, кроме всего прочего, несут на себе
печать магического превращения их создательницы
из обычной, пусть и очаровательной женщины (жены,
мамы и бабушки) в Художницу. Почему она два года
назад вдруг стала заниматься изготовлением
кукол, невозможно объяснить никакими другими
причинами, кроме вмешательства
сверхъестественных сил. Сюжет про внуков не
годится: в их качестве выступают два совершенно
замечательных маленьких мальчишки.
Так как Татьяна Галахова по
образованию учитель начальных классов,
педагогические треволнения ей не чужды, и она
щедро решила поделиться с нашими читателями
своими кукольными секретами.
Основа каждой куклы изготовляется из
эластичных женских гольфов телесного цвета. Для
туловища понадобятся три-четыре таких гольфа.
Сначала надо сформировать из ваты шар,
который будет служить кукле головой. На ватный
шарф надевают гольф и придают шару нужную форму.
Внутрь шара вставляется длинный стержень (можно
карандаш). На свободном конце стержня из ваты
формируют туловище. У будущей красавицы
обязательно должна быть изящная шея. Шею
формируют, туго перетягивая область под головным
шаром сложенным в несколько слоев кусочком
гольфа. Затем натягивают на туловище оставшуюся
часть гольфа, перетягивают голову под
подбородком ниткой и зашивают эластичный
мешочек внизу. Линию талии тоже туго
перетягивают суровой ниткой. Туловище
практически готово.
Теперь наступает очередь рук и ног.
Стержнем руки и ноги служит плотно свернутый в
трубочку лист бумаги, обернутый ватой до нужной
толщины. На эту бумажно-ватную трубочку
натягивают другую эластичную трубочку, сшитую из
половинки сложенного в два слоя гольфа. Ладони
делаются из маленьких прямоугольников
эластичной ткани, которые сшиваются с
закруглением углов и не туго набиваются ватой.
Затем ладонь прошивают, формируя пальцы.
Руки и ноги пришиваются к туловищу
суровой ниткой.
После этого наступает самый
интересный и сложный этап работы: нужно
придумать кукле лицо и прическу и одеть ее в
костюм. Оба процесса, как объяснила Татьяна,
взаимосвязаны и должны работать на создание
целостного образа. Важной деталью костюма куклы
являются туфельки — вязаные или сшитые, которые
набиваются ватой и пришиваются к ногам. Шов
закрывается декоративным шнурочком.
Кукла готова и может приступить к
выполнению своих кукольных обязанностей — быть
игрушкой, декоративным украшением интерьера или
актрисой детского театра.
Марина АРОМШТАМ
|