Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2003

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Выбираем «пишущую» руку

Выбор «пишущей» руки — первый шаг подготовки к письму.
Наш корреспондент беседует с доктором биологических наук, директором Института физиологии детей и подростков Марьяной БЕЗРУКИХ

Марьяна Михайловна! Действительно ли леворукий ребенок требует большего внимания со стороны педагога, чем праворукий?

— Любой ребенок — это моя позиция — требует особого внимания педагога. Потому что у каждого ребенка есть свои особенности и свои проблемы. И среди праворуких есть дети с острыми проблемами, в частности — с проблемой моторной неловкости. И среди леворуких, и среди праворуких есть такие, которых обучать легко. И среди леворуких есть дети, которые быстро и безболезненно овладевают письмом.
Но есть категория леворуких детей, которая действительно нуждается в особом отношении со стороны педагогов. В первую очередь тех учителей, которые берутся обучать их письму. Это дети, имеющие так называемую «компенсаторную леворукость». То есть леворукость, возникшую в результате какой-то дисфункции в развитии мозга. Школа на сегодняшний день обладает крайне ограниченными возможностями для индивидуального подхода к детям. И проблемы леворуких детей, связанные с их моторной неловкостью, еще и усугубляются огромной интенсификацией всего процесса обучения, его нерациональной организацией и действием большого количества стрессогенных факторов.
Очень часто дети страдают от того, что педагоги просто не знают, как их учить. Учителю надо владеть хотя бы той информацией, что на сегодняшний день уже разработаны прописи для леворуких детей — прописи, учитывающие особенности леворукой моторики.
Эти прописи должны лежать с наклоном в другую сторону, открываться в другую сторону. Проблемы при обучении письму у леворукого такие же, как у праворукого: найти точку начала движения, выполнить правильную траекторию движения, закрепить зрительно-двигательный образ буквы и так далее. Но праворукий и леворукий будут по-разному держать ручку и тетрадь. Обычная система заставляет леворукого немыслимо искривляться. Он при стандартных подходах обучения письму просто не может сидеть прямо.

Можно ли сказать, что подготовка дошкольников к обучению письму начинается с определения ведущей руки?

— Можно. В быту совершенно неважно, какой рукой действует ребенок. Какой ему удобно, такой и действует. Но когда определяется рука для письма, здесь родителям и педагогам нужно быть очень внимательными и не полениться внимательно понаблюдать за ребенком и протестировать его. В какую руку он берет карандаш или ручку, когда пишет печатные буквы? Когда выполняет графические задания, штриховку, копирование?
Насколько ровный штрих у него получается? Есть ли тремор в работающей руке?
Потому что ребенок может быть бытовым левшой и графическим правшой, то есть будет писать легче, красивее и спокойнее правой рукой, а все бытовые действия будет выполнять левой. И наоборот: ребенок может быть графическим левшой и бытовым правшой.
Поэтому не стоит делать скоропалительных выводов. Но нужно помнить, какую задачу вы решаете: вы помогаете ребенку выбрать руку для письма.

Беседу вела Мария АВДЮНИНА

 

Рейтинг@Mail.ru