Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2003

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Левая рука знает, что творит правая

«…Я имел возможность посмотреть, каково было положение правой и левой руки во время письма у А.Д. Сахарова. Этот замечательный человек умел писать одновременно двумя руками, причем одна рука могла зеркально воспроизводить то, что писала другая. Судя по положению руки, его доминантным полушарием было левое. Он мне говорил, что в университете лекции записывал левой рукой, а свои мысли — правой. Один физик-атомщик рассказывал, что на первом научном докладе совсем молодого Сахарова больше всего был поражен тем, что тот начал писать на доске уравнения сразу обеими руками. Способностью зеркального письма, подобной сахаровской, обладал Леонардо да Винчи. Тот зеркальным письмом делал дневниковые записи, используя этот метод как прием шифровки…»

Вяч. Вс. Иванов

Ученые считают, что зеркальное письмо в принципе доступно многим людям. Но
что давно уже нашло себе место в педагогической практике, так это «двоерукое» рисование.

Этот метод разработан на Западе и в Россию попал вместе с большими иллюстрированными альбомами по методам рисования, использующимся в итальянских художественных школах.

Ребенок (или взрослый) берет кисти в обе руки и рисует двумя руками одновре-менно какой-нибудь симметричный предмет: бабочку, вазу, яблоко. Такое рисование предполагает широкие движения кистями рук. Поэтому рисовать удобно на большом пространстве и на вертикальной поверхности.

Симметричное рисование полезно так же, как любые упражнения, связанные с одновременной работой обеих рук. Поэтому в вальдорфской школе именно детей с первого класса обучают вязать на спицах (именно на спицах, а не крючком) и играть на флейтах.

А в некоторых методиках по обучению рисованию детей раннего возраста малы-ши сначала рисуют обеими ручками, опуская их в краску, а потом — двумя кистя-ми, держа их в разных руках. Такой под-ход, с одной стороны, способствует развитию обоих полушарий мозга, с другой стороны, предотвращает навязывание ребенку доминирующей руки со стороны взрослого.

 

Рейтинг@Mail.ru