Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2003

ВКЛАДКА

Наталья ЛИНЧЕНКО

Новые краски «Радуги»

Альбом картинок с заданиями по развитию речи

Рисунки Владимира Семеренко

Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста этому направлению посвящены одноименные разделы.

Основное место в разделе «Развитие речи» отводится обучению связной речи. О важности этой работы говорит такая мысль: «Владение разнообразными навыками, которое позволяет ребенку осуществить полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с другими накопленными знаниями и впечатлениями, а также получить необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком: освоение звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя» («Радуга». Подготовительная к школе группа. С. 64).

Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой и т.д., поэтому необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в нее, о появлении у них мотива речи.

В работе с детьми целесообразно использовать следующие типы речевых ситуаций, необходимых для организации общения:

1. Ситуации, рассчитанные на появление потребности поделиться с воспитателем своими наблюдениями, впечатлениями, словесными находками.

2. Этические бытовые ситуации, предполагающие использование этикетных высказываний (для разговорной речи).

3. Педагогические ситуации, связанные с необходимостью донести до ребенка знания, научить чему-нибудь.

4. Ситуации, связанные с проведением элементарного поиска.

5. Ситуации, рождающие желание передать видение окружающего, свое восприятие мира.

Вовлекая детей в такие ситуации, педагог может добиться высокого уровня развития разговорной речи.

По отношению к дошкольникам в программах рассматривается развитие двух форм речи — диалогической и монологической. Следует развивать умение детей строить диалог в соответствии с ситуацией, пользуясь разнообразными языковыми средствами. В диалоге формируется способность выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Навыки и умения, используемые в построении диалога, необходимы для развития монологической речи.

У воспитателей часто возникают вопросы: чему учить, как учить, когда учить? Существует много рекомендаций. На первый план выступает формирование способности строить разные типы высказываний, осмысленно анализировать структуру предложенного текста (начало, середина, конец), использовать разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

Иначе говоря, развивать речь — значит формировать определенные речевые умения, а именно:

— умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить;
— умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;
— умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;
— умение осуществлять контроль за речью.

Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте. Для эффективности этой деятельности необходимо пройти несколько этапов:

— накопление речевого опыта;
— создание устных высказываний по образцу;
— самостоятельное выполнение творческих заданий.

Оживить, сделать интересным и увлекательным любое занятие по обучению связной речи можно, используя специальный раздаточный материал — сюжетные картинки с так называемыми «комбинированными» сюжетами. На этих картинках известные детям мультипликационные персонажи или герои сказок оказываются в неожиданной ситуации: например, попадают в другую сказку, или персонаж, которому положено жить в лесу, оказывается в городе, и т.п.

Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлений о композиции рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

Для решения обучающих задач, сформулированных в программах детского сада, хорошо использовать специальные упражнения, которые помогут педагогам успешнее строить обучение рассказыванию.

Выполнение различных упражнений, связанных с содержанием изображенного на картинах, вырабатывает у детей умение связывать слова и строить простые и сложные предложения, соединять между собой смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа, использовать синонимическую замену для названия героев рассказов, их действий, состояния.

Придумывание дает толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Ребенок становится автором, он выбирает содержание рассказа и его форму.

Формулировка темы или задания эмоционально настраивает детей на сочинение рассказа. Например: «Сказочный сон расчески», «Как лягушонок попал в магазин игрушек», «В гостях у Барби», «Как носорог научился быть вежливым», «Путешествие белого медведя в Африку» и т.п.

Рассказы детей можно оформить в виде книги. Использование ситуаций письменной речи (ребенок диктует рассказ, взрослый записывает) создает условия для активизации сложных синтаксических конструкций, развивает память. На занятиях по изобразительной деятельности малыши с удовольствием рисуют иллюстрации к сочиненным рассказам.

Планомерное обучение рассказыванию с использованием комбинированных иллюстраций помогает детям осмыслить их речевую практику, овладеть умением общаться. У них появляется желание сказать о чем-то своем и по-своему. Дети стремятся привлечь к себе внимание собеседников, сделать свою речь выразительной за счет использования таких средств, как эпитет, сравнение, метафора.

Обучение построению связных высказываний закрепляет знания о композиции: из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чем будет говориться дальше; самая большая и важная часть в нем — средняя; в концовке подводится итог сказанному.

Использование полученных знаний и умений подтверждает, что у детей сформировалась готовность к овладению различными разновидностями связной речи в школе, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речью.

Этапы работы по обучению рассказыванию с использованием «комбинированных» иллюстраций

1. Создание различных ситуаций общения.

2. Составление рассказов по серии сюжетных картин с фабульным развитием.

3. Придумывание рассказов по скомбинированным взрослыми иллюстрациям.

4. Совместная работа по подбору и комбинированию иллюстраций, придумывание рассказов по ним.

5. Использование ситуаций письменной речи. Изготовление детских книг, диафильмов по придуманным сюжетам, рисование иллюстраций к ним.

Практический материал

Задание к рисунку 1

Вопросы:

  • Как вы думаете, о чем мечтают кошки?

  • Какие сны снятся взрослым кошкам и какие — маленьким котятам?

Задание. Рассмотрите внимательно картинку. Это маленький Барсик. Однажды он заснул, и ему приснился замечательный сон. Какой? Расскажите, что приснилось Барсику.

Рис. 1

Рис. 1

Задание к рисунку 2

Однажды кот Афанасий случайно услышал разговор двух странных птиц.

Вопросы:

  • Что это были за птицы?

  • О чем они говорили?

  • Что интересного узнал Афанасий из их разговора?

Задание. Придумайте небольшой рассказ о коте и веселых птичках.

Рис. 2

Рис. 2

Задание к рисунку 3

Вопросы:

  • Как называется сказка, в которой главному герою помогает волшебная рыба?

  • На чем Емеля добрался до царского дворца?

  • Как бы вы поступили на месте Емели?

Задание. Придумайте новую историю о том, как Емеля добирался до царского дворца. Придумайте название своей сказке.

Рис. 3

Рис. 3

Задание к рисунку 4

Рассмотрите картинку.

Рис. 4

Рис. 4

Вопросы:

  • Почему у медвежонка такой удивленный взгляд?

  • Где живут белые медведи?

  • Сможет ли белый медведь жить в Африке?

Задание. Расскажите мишке о жарких странах и их обитателях от лица изображенных героев.

Задание к рисунку 5

Вопросы:

  • Что делает девочка, изображенная на картинке?

  • О каких животных она прочитала?

  • Назовите сказки, где встречаются эти животные.

  • В какой сказке встречаются волк и коза?

  • Волк и заяц?

  • Волк и белка?

  • В какой сказке волк глупый?

  • Что произойдет, если в одну из этих сказок попадет зебра?

Задание. Придумайте сказку, где главная героиня — зебра.

Рис. 5

Рис. 5

Задание к рисунку 6

Случилась необычная история: герои мультфильмов ушли из телевизора.

Рис. 6

Рис. 6

Вопросы:

  • Куда они могли направиться?

  • Что они спросили бы при встрече со зрителями?

  • Что бы вы спросили у них?

  • Как бы вы встретили таких необычных гостей?

Задание. Расскажите одному из героев мультфильмов о том, как вы первый раз увидели мультфильм с его участием, и о своих впечатлениях.

Продолжение в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru