Уважаемый Виктор Николаевич!
В мае нынешнего года мне и моей коллеге
Галине Соловьевой удалось побывать в Вашем
северном городе и познакомиться с местными
детскими садами и с людьми, управляющими
уренгойским дошкольным образованием. «Почему
именно Новый Уренгой оказался в поле внимания
газеты?» — строго спрашивали меня уренгойские
тележурналисты, считая, видимо, что здесь кроется
либо большой секрет, либо подвох.
В возможности рассматривать подвох в
качестве причины им было отказано. Что касается
секрета, он прост. Уренгой от Москвы очень далеко
— для москвичей этот город находится даже не на
краю земли («Поедем на Землю», — говорят
уренгойцы, отправляясь в центральную часть
России), а на краю неба, учитывая единственный
способ сообщения. Кому же не хочется оказаться в
таком месте?
Могут сказать, что за полярным кругом
существует не один город. Но земля слухами
полнится. И, прежде чем отправиться в гости, мы
наслушались рассказов и сказок об уренгойских
садиках от человека, являющегося, с одной
стороны, частым гостем в Вашем городе, а с другой
— авторитетной и популярной фигурой в
российском дошкольном образовании. Это Вера
Григорьевна Алямовская. Она и стала главным
побудителем нашей рабочей командировки.
То, что мы увидели, не обмануло наших
ожиданий.
Признаться, меня всегда поражало, что
педагоги дошкольного образования даже в самых
трудных климатических условиях не теряют
энтузиазма, выдумки и инициативы. Но в тех
детских садах, в которых мы успели побывать, люди
работают не просто с азартом. Они работают
вдумчиво, отталкиваясь от своего понимания
ребенка, от его потребностей и нужд. Это не
значит, что у них не бывает сбоев и ошибок. Но
ошибок в педагогической деятельности избежать
нельзя. (Для этого надо было бы перестать быть
живым человеком.) Гораздо важнее относиться к ним
творчески — так, чтобы они становились
двигателем развития педагога и детей.
Однако ни творческая деятельность, ни
даже относительно стабильное существование
дошкольного образовательного сектора (чего
добиться сегодня очень непросто) были бы
невозможны без грамотной, продуманной и умной
политики управления дошкольным образованием.
Политики, всеми возможными средствами
стимулирующей инициативу заведующих, родителей
и педагогов, поддерживающей их проекты и
начинания.
Как мы узнали из беседы с Людмилой
Кузьменко, заместителем начальника городского
Управления образования, каждая заведующая может
прийти сюда со своим новым проектом или даже
просто идеей, нуждающейся в разработке, и
попросить о поддержке и финансовой помощи.
Никому не отказывают. Даже если считают, что идея
может себя не оправдать. Попробовать обязательно
дают. Все споры здесь разрешаются практической
жизнью, и никто не присваивает себе права на
истину. Это ценнейший принцип кадровой политики,
позволяющий выращивать инициативных и
ответственных руководителей, которые, в свою
очередь, реализуют такой подход в отношении
воспитателей. А те транслируют его на детей.
К сожалению, становишься
чувствительным к таким фактам, которые должны
были бы быть не удивляющим достоинством, а нормой
педагогической деятельности и управления
педагогическим процессом. Но много ли
руководителей на различных
управленческих ступенях в огромной нашей стране
могут похвастаться подобными качествами?
И то, что местные журналисты такие
значимые для меня детали не фиксируют, радует —
значит, это в порядке вещей.
Я глубоко уверена: в жизни детского
сада — в его достижениях и неудачах, в
самочувствии детей и педагогов, — как в капле
воды, отражаются насущные проблемы целого города
и политика городских властей. Я позволила себе
заключить: позиция Управления образования
соответствует общей позиции людей, несущих
ответственность за жизнь города в целом.
Новый Уренгой — редкий город в России,
выстраивающий финансовую политику в отношении
образования не по остаточному принципу, а по
принципу «все, что нужно», так как принципа
избыточности для образовательных учреждений не
существует.
Не укрылось от нас и то, что городская
общественность проявляет живой интерес и
внимание к тому, что происходит в детских садах.
Сюжеты о жизни малышей в дошкольных учреждениях
— не редкость для местного телевидения и, судя по
всему, являются достаточно рейтинговыми. А это, в
свою очередь, серьезный показатель развитости
общественно-политического самосознания и общей
культуры населения. Если людей не интересует, что
происходит с маленьким ребенком, кто, где и как
его воспитывает, то можно с уверенностью
заключить, что обстановка в городе нехорошая,
образовательный ценз населения крайне низкий и
оно недоедает.
Возможно, я делаю слишком глобальные
выводы из общения с двадцатью заведующими и из
своих впечатлений от посещения пяти детских
садов — тех, что мне и моей коллеге удалось
посетить за два дня командировки. Но я очень
надеюсь, что уловила действительное состояние
вещей.
Поэтому, уважаемый Виктор Николаевич,
позвольте выразить Вам благодарность за то, что
Вы делаете для нормального функционирования и
развития дошкольного образования в Новом
Уренгое, и выразить надежду, что лучшие дни
детских садов и их педагогов еще впереди.
С уважением, главный редактор газеты
«Дошкольное образование»
Издательского дома «Первое сентября» Марина
АРОМШТАМ
Уважаемые коллеги!
Некоторое время назад мы получили
письмо, в котором автор спрашивал: «Правда ли, что
члены редакции выезжают в регионы за свой счет и
пишут потом целую полосу о том, что увидели?»
Если вы считаете, что опыт детских садов вашего
города или области интересен, полезен для других
педагогов и достоин того, чтобы оказаться на
страницах нашей газеты, приглашайте нас к себе в
гости. Дорогу нам действительно оплачивает наш
Издательский дом. Но это, конечно, не означает,
что наш приезд автоматически отзывается «целой
полосой» на страницах «Дошкольного
образования». Случается, что полос не одна, а две,
три и даже больше. А бывает, что наши впечатления
укладываются лишь в маленькие заметочки, да и то
не всегда. Так что, если ориентироваться на
хвалебную полосу, риск, безусловно, есть. И он не
уменьшается за счет количества угощения. Но так
как одна из главных задач газеты — поднимать
престиж интересных заведующих и воспитателей,
делать достоянием общественности результаты их
педагогического поиска, то мы всегда рады новым
встречам. Так же, как и вашим письмам.
Ждем приглашений. Редакция
|