Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2003

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Дътскiй садъ въ Иркутскъ

Интересно слъдить за развитiемъ дътскихъ садовъ въ нашихъ провинцiяхъ, тъмъ болъе, что на нихъ не отпускается никакихъ суммъ отъ казны; своимъ происхожденiемъ и существованiемъ они обязаны пожертвованiямъ частныхъ лицъ, слъдовательно являются выраженiемъ насущной потребности въ нихъ общества. Провинцiальной дътскiй садъ, большею частiю, не только ръзко отличается отъ своего первообраза — нъмецкаго дътскаго сада, но мало походитъ и на любой петербургскiй дътскiй садъ. Учредители дътскихъ садовъ въ Петербургъили переносятъ въ нихъ цъликомъ нъмецкiй садъ, устроенный по Фребелю, или видоизмъняютъ его, слъдуя собственнымъ воззренiямъ на потребности развитiя дътей, не достигшихъ школьнаго возраста, и о мъстныхъ потребностяхъ здъсь не можетъ быть ръчи. Интеллигентные люди, располагающiе большими средствами, очень ръдко поселяются въпровинцiи. Тъили другiя воспитательныя заведенiя могутъ существовать лишь при живомъ содъйствiи общества; наконецъ, мъстныя условiя высказываются въ провинцiи настолько ясно и настоятельно, что, не принявъ ихъ въ соображенiе при устройствъ, напримъръ, дътскаго сада, учредители рисковали бы въ концъконцевъ остаться безъ воспитанниковъ: родители, убъдившись, что дътей ихъ не тому учатъ, что по практическимъ соображенiямъ имъ слъдуетъ знать, перестанутъ пускать въ садъ своихъ дътей.

4 марта 1869 года Иркутское общество праздновало открытie дътскаго сада, устроеннаго на общественные, сборные деньги. «Мысль объ устройствъдътскаго сада въ Иркутскъ», пишетъ г-жа Тюменцева въ отчетъза первый годъ существованiя, (Иркут. Губерн. Въд. № 7) «если и была ранъе высказываема нъкоторыми частными лицами, занимающимися воспитанiемъ и слъдящими за развитiемъ педагогическаго дъла въ другихъ странахъ, но практическаго осуществленiя мысль эта не могла получить по недостатку средствъ и предпрiимчивости.

Потребность росла, родители не знали, что дълать съ дътьми, не достигшими еще того возраста, въ который принимаютъ въ казенныя учебныя заведенiя. «Большинство населенiя Иркутска принадлежитъ къ бъднымъ классамъ», пишетъ въ своемъ отчетъг-жа Тюменцева: «недостаточные родители, не имъя времени сами заниматься съ своими дътьми, въ тоже время не имъютъ средствъ для найма учителей, которые приготовили бы ихъ дътей въ казенныя заведенiя. Слъдовательно, иркутскому обществу нуженъ былъ не дътскiй садъ, а приготовительная школа.

Ко дню открытiя дътскаго сада поступило до 20 дътей обоего пола. Пo сословiямъ большинство дътей, посъщавшихъ и посъщающихъ дътскiй садъ Иркутска, принадлежитъ мъщанамъ. Плата за посъщенiе дътскаго сада полагается
5 рублей въ мъсяцъ; За завтракъ, состоящiй изъ чая и хлъба, 2 руб. 80 коп. (Дъти недостаточныхъ родителей принимаются безплатно).

Дътскiй садъ состоитъ подъ непосредственнымъ завъдыванiемъ главнаго инспектора училищъ В. Сибири, которому онъ и обязанъ своимъ первоначальнымъ устройствомъ. Кромътого, существуетъ попечительный совът дът. сада изъ лицъ, заинтересованныхъ и свъдущихъ въ этомъ дълъ.

Лица, состоящiя на жалованьи въ дътскомъ саду: начальница и ея двъпомощницы, которыя за распоряженiя и преподаванiе въ саду получаютъ всъвмъстъдо 1000 рублей жалованья въ годъ. При садъесть и безплатныя преподавательницы. Никакого прочнаго фонда садъ къ сожалънiю до сей поры (послъ5 лътъ существованiя) еще не имъетъ; единственная поддержка его — пожертвованiе отъ частныхъ и правительственныхъ лицъ. Въ день открытiя сада 4 марта 1869 года въ кассъего было 1650 р. Этой суммою и довольствовался садъ въ теченiи цълаго года, при чемъ ему удалось не только обзавестись многими пособiями нагляднаго обученiя, принятаго въ дътскихъ садахъ, но и положить начало педагогической библiотекъ, выписать для руководства журналы: «Дътскiй садъ», «Народную школу». Въ 1873 г., при 82 ученикахъ, иркутскiй дътскiй садъ израсходывалъ 3334 руб., постоянно обогащаясь пособiями и книгами.

Дъти сбираются въ 10 часовъ утра и въ 2 ч. возвращаются домой. Г-жа Тюменцева пишетъ въ своемъ отчетъза 1873 годъ: «Сначала въ нашемъ саду было двъгруппы: въ 1-й предполагалось развивать дътей посредствомъ подвижныхъ игръ, гимнастики, пънiя и ознакомленiя съ предметами обыденной жизни; во второй, — обучать грамотъ, письму и счету. Слъдовательно, садъ устроенъ былъ нормально; дъти учились наглядно безъ книги до 6 лътняго возраста. Но болъе года не представилось возможности держать садъ на упомянутыхъ началахъ — мало по малу онъ преобразовался до такой степени, что его скоръе можно назвать приготовительной школой, чъмъ садомъ, и во всъхъ 4-хъ группахъ, на которыя раздълены дъти, больше учатся, чъмъ играютъ, такъ что въ двухъ послъднихъ группахъ игры, пънiе допускаются только въ антрактахъ между уроками. Г-жа Тюменцева объясняетъ это мъстными потребностями приготовить дътей въ казенныя учеб. заведенiя, или, наконецъ, научить дътей граммотъдо поступленiя ихъ въ ученiе какому-нибудь ремеслу. Поэтому то маленькихъ дътей, до приближенiя школьнаго возраста, въ Иркутскъръдко отдаютъ въ дътскiй садъ.

Въ началъ  существованiя сада нъкоторые родители взяли обратно своихъ дътей изъ него по непониманiю пользы и значенiя дътскаго сада, говоритъ г-жа Тюменцева, гдъна первомъ мъстъстоитъ физическое развитiе дътей посредствомъ игръ, гимнастическихъ упражненiй, а необученiе грамотъпо старинной методъ— какъ они понимали.

Въ программу дътскаго сада входятъ всъпредметы приготовительной школы. Во всъхъ четырехъ отдъленiяхъ сада поютъ русскiя народныя пъсни, заимствованныя большею частiю изъ журнала Дътскiй садъ изъ Роднаго слова и собранiя дътскихъ пъсень Рубца.

Иркутскiй дътскiй садъ имъетъ въ своемъ распоряженiи верстакъ, переплетный станокъ, футлярщикъ и выпильщикъ. Всъми упомянутыми инструментами умъютъ уже пользоваться многiя дъти. Дъвочки научились въ саду и шить и вязать. Все это было бы много, излишне для сада, но совершенно на мъстъвъ приготовительной школъ. Наглядное обученiе не ограничивается ознакомленiемъ съ домашними предметами, но дъти совершаютъ прогулки за городъ въ городской садъ: «Дъти отличали лиственныя деревья отъ хвойныхъ, сообщаетъ годовой отчетъ сада, сръзали вътки, которыя сушили и потомъ по сухимъ узнавали деревья. Узнали нъкоторыя изъ сорныхъ травъ, растущихъ на улицахъ. Были на берегу Ангары, узнали ея теченiе и по теченiю научились узнавать берега, и безошибочно говорили, на которомъ берегу р. Ангары стоитъ г. Иркутскъ».

Лътомъ значительную часть времени дъти проводятъ въ саду, гдъмежду прочимъ занимаются садовыми работами, для чего въ Д. С. имъются всънеобходимые инструменты. Дъти узнали прiемы обработки земли, сами садили овощи, ходили за ними и, по окончанiи каникулъ, собирали ихъ.

Словомъ, Иркутскiй дът. садъ представляетъ ръдкую картину оживленiя, видно, что руководители его и любятъ и стараются всъми силами, чтобы дъло не останавливалось въ своемъ развитiи, а улучшалось, шло впередъ.

По материалам «Педагогической хроники» журнала «Детский сад» № 2 за 1875 г.

 

Рейтинг@Mail.ru