Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

В государстве Театра кукол

По материалам конкурса «Кукольный театр в детском саду»

Кукольное государство обширно и поражает разнообразием своих «народностей». Путешествовать по нему необычайно интересно и полезно: можно позаимствовать новую идею для своего детского сада. Поэтому предлагаем читателям последовать за нами.

На острове зверей

У этих кукол есть свой секрет: они двусторонние. Мордочки зверей с одной стороны грустные, а с другой — веселые. Таких кукол можно использовать в различных дидактических играх. В частности, в игре «Весело — грустно».
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. В пути дети встречают различных зверюшек. Но все они почему-то грустят.
Обезьянка скучает по своим друзьям. Зайка промочил под дождиком ушки и простудился. Мишка съел последнюю бочку меда. (Поводы для грусти могут быть различными и придумываться вместе с детьми.) Но, говорит воспитатель, дети могут поднять настроение своим новым знакомым. Например, сделать им какой-нибудь подарок. Дети угощают обезьянку бананом, зайцу дарят замечательный цветной зонтик, мишку угощают вареньем и т.д.
Затем педагог предлагает детям крепко зажмуриться и в считанные минуты переворачивает кукол другой стороной. Когда дети откроют глаза, на стене плоскостного кукольного театра уже будут царить веселье и оживление.
Малыши трех-четырех лет могут играть в эту игру до бесконечности. Подарки — каждый раз новые — нужно заготовить заранее.

А детям постарше педагог предлагает более сложные упражнения: изобразить мимику того или иного персонажа, придумать маленький диалог между героями сказок, рассказать об их мечтах.

По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя детского сада № 41
«Василинка», г. Йошкар-Ола

Бутылочное королевство

«Быстроногая лошадка»

Туловище этой «волшебной» лошадки сделано из пластиковой бутылки объемом 1,5 л. Мордочка — коробочка из-под йогурта, прикрепленная к продолговатому флакону подходящего размера. Сверху все пластиковые детали обтянуты эластичным чулком. Быстрые ножки можно смастерить из коробочек от «киндер-сюрпризов», нанизанных на проволоку, а гриву и хвост — из магнитофонной ленты. Управляют лошадкой так же, как любой марионеткой, — с помощью крепких нитей, привязанных к крестовине.
Кукла готова. Куда она поскачет? Ну, конечно, в сказочный лес!

Скок, лошадка, стук-стук, дрожки!
В лес поедем к бабке Мирл
По кривой дорожке!

(Л.Квитко)

По материалам Марины СНЕЖКОВОЙ,
музыкального руководителя детского сада № 10 «Родничок»
войсковой части № 64365 г. Ахтубинска

 

 

Куклы из пластиковых бутылок, сделанные педагогами детского сада № 50 «Синяя птица» г. Тольятти Самарской области

Куклы из пластиковых бутылок, сделанные педагогами детского сада № 50 «Синяя птица» г. Тольятти Самарской области

«Королевское семейство»

Пластиковая бутылка уже давно зарекомендовала себя в дошкольном деле с самой лучшей стороны.

Без особых хлопот такие бутылки можно превратить в театральных кукол на палочках-гапитах. Бутылка переворачивается горлышком вверх. Часть, отведенная под лицо, оформляется аппликативно. Туловище будущей куклы наряжают со всей изысканностью и роскошью. И, наконец, в горлышко бутылки вставляют и крепко закрепляют палочку, с помощью которой куклу будут водить. Глядь — и королевская семья в сборе, ведет официальный прием иноземных послов.

По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя детского сада № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола

Театр с посудной полки

Куклы-лопатки

Ложки, поварешки, веники и швабры — кукольники не брезгуют ничем. Сковородки из тефлона подбросили театральным мастерам новую идею: использовать для изготовления кукол деревянные лопатки для жарки. Теперь куклы на лопатках можно частенько встретить в детских садах. Но стоит добавить всего одну красочную деталь — например, надеть на ручки лопаток цветные мешочки — и кукла сразу приобретает особую привлекательность. А заодно и становится пособием для различения цветов в работе с малышами.

По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя детского сада № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола

«Чайный театр»

Этот театр очень необычный: во-первых, математический, во-вторых, «семейный». То есть сервизный. Или посудный? Название пока не запатентовано. Иными словами, это предметный театр, в котором дети обучаются начальным математическим представлениям. В качестве предметов здесь выступают чашки и чайники — разные по цвету и по размеру, с веселыми и грустными мордочками. Между артистами чайного математического театра все время возникают забавные диалоги. Например, такие:

Первая чашка: Я сегодня самая счастливая! Петя пил из меня чай целых три раза и не пролил ни капли.

Вторая чашка: Подумаешь, счастье! Моя Машенька выпила на две чашки больше да еще бабушку чашкой чая угостила.

Чайник: Это сколько же раз ты наполнялась чаем?

В результате дети помогают чашкам решить задачку.

Первая чашка: Знаете ли, сколько жидкости в меня входит?

Вторая чашка: Сколько же?

Первая чашка: Целая чашка!

Вторая чашка: Подумаешь, удивила! В меня входит столько же. Вот чайнику действительно есть чем гордиться.

Чайник: Расскажите, чем? Я хочу собой гордиться.

Дети помогают чайнику определить, сколько чашек жидкости в него входит, и насколько это количество больше, чем жидкости в одной чашке, в двух чашках и т.п.

А придумали такой театр педагоги детского сада № 35 пос. Дунай Приморского края. В письме они написали, что эту идею им подсказало стихотворение Михаила Яснова «Вышла чашка погулять», опубликованное в нашей газете.

В гостях у великанов

Гранд-куклы — особая народность в театральной стране: головы у них из папье-маше, а туловище — «человеческое», но одетое в костюм. В общем, это кентавры наоборот.
Для «оживления» этого верблюда, например, потребуются двое взрослых — педагогов, которым ни к чему не привыкать, или авантюрно настроенных родителей.

Люди внутри куклы стоят в полный рост. Верблюжьи горбы образуются за счет человеческих голов, обтянутых тканью. В ткани делаются прорези для глаз и для носа. На руки взрослого, стоящего впереди, надевается маска-голова верблюда. Второй взрослый кладет руки на плечи первому. Если он достаточно регулярно ходит в тренажерный зал или орудует шваброй, то может решиться усадить между горбами верблюда «пассажира». Появление такой куклы на празднике, безусловно, вызовет восторг у детей.

Для Змея Горыныча потребуются всего один взрослый и три кукольные головы. Тройка лошадей требует более щедрого использования человеческих ресурсов: на три кукольные головы приходится три человеческих туловища.

По материалам педагогов детского сада № 344 «Золушка», г. Челябинск

В гостя у гномов

Собственно, гномами этих кукол можно назвать только условно — за их рост. Куклы ростом с ребенка, что и соответствует «гномьим стандартам». Кукол не одна и не две, а целое множество: здесь и Буратино со своими друзьями, и три поросенка, и коза с семерыми козлятами, и многие другие. Все они проживают в комнате сказок детского сада № 28 г. Яровое Алтайского края. И внешне комната в детском саду напоминает кадры из популярного мультфильма «Шрек», изображающие массовое переселение сказочных персонажей.
Напольные куклы полифункциональны. Они участвуют и в различных занятиях, и в детских играх, и, конечно, в спектаклях

.

Педагоги г. Яровое утверждают, что делать их нетрудно. На проволочный каркас наматывается ткань. Ткань обкладывают несколькими слоями ваты, вымоченной в клейстере. В процессе обкладывания будущей куклы слоями ваты художник придает фигуре нужную форму — «лепит» куклу. Высушенный полуфабрикат обклеивается бумагой по принципу папье-маше. Наружний слой выравнивается, шпаклюется, а потом куклу раскрашивают и одевают.

Правда, отмечают педагоги, не всем хватает терпения довести процесс до конца и создать действительно выразительного персонажа, который имеет все основания поселиться в комнате сказок. Для этого нужно иметь художественное чутье и умные руки, как, например, у воспитателя Риммы Воробьевой, создательницы кукол с присланных на конкурс фотографий. А вообще-то — проще не бывает. И так как дети очень любят комнату сказок и ее обитателей, всем советуют попробовать свои силы в создании напольных кукол ростом с ребенка. Или с гнома. Как кому больше нравится.

Зонтик сломанный — паук! Восемь спиц и восемь рук!

Однажды мы в детском саду решили поставить кукольный спектакль по сказке К.Чуковского «Муха-цокотуха». К этой сказке у нас были все персонажи — кроме паука. Как его сделать, никто не знал.
Но однажды…
Однажды по дороге на работу я попала под дождь. Льет как из ведра, а у меня, как назло, сломался зонтик: не раскрывается до конца. Когда я пришла в детский сад, на мне не было ни одной сухой нитки. Это обстоятельство, к удивлению всех, меня совершенно не расстроило. Благодаря дождику я стала обладательницей идеи создания... паука. Его лапами станут спицы моего сломавшегося зонтика! Ведь их как раз восемь.
Я слегка согнула спицы — чтобы лапы выглядели более правдоподобными, сшила из черного бархата туловище и набила его синтепоном. Бусинки для глаз и тонкая проволока для усиков завершили образ. А главное, мой паук умел шевелить лапами: спицы сломанного зонтика не окончательно утратили способность к движению вверх и вниз.
Что касается паутины, я сделала ее «обычным» способом — просто связала. Получилось подобие корзинки. В этой корзинке во время спектакля лежала захваченная в плен Муха-цокотуха.

Татьяна СЕЛЕЗЕНКИНА, воспитатель детского сада «Улыбка»,
пос. Идрица Псковской области

 

Рейтинг@Mail.ru