В государстве Театра
кукол
По материалам конкурса «Кукольный
театр в детском саду»
Кукольное государство обширно и поражает
разнообразием своих «народностей».
Путешествовать по нему необычайно интересно и
полезно: можно позаимствовать новую идею для
своего детского сада. Поэтому предлагаем
читателям последовать за нами.
На
острове зверей
У этих кукол есть свой секрет: они
двусторонние. Мордочки зверей с одной стороны
грустные, а с другой — веселые. Таких кукол можно
использовать в различных дидактических играх. В
частности, в игре «Весело — грустно».
Воспитатель предлагает детям отправиться в
путешествие. В пути дети встречают различных
зверюшек. Но все они почему-то грустят.
Обезьянка скучает по своим друзьям. Зайка
промочил под дождиком ушки и простудился. Мишка
съел последнюю бочку меда. (Поводы для грусти
могут быть различными и придумываться вместе с
детьми.) Но, говорит воспитатель, дети могут
поднять настроение своим новым знакомым.
Например, сделать им какой-нибудь подарок. Дети
угощают обезьянку бананом, зайцу дарят
замечательный цветной зонтик, мишку угощают
вареньем и т.д.
Затем педагог предлагает детям крепко
зажмуриться и в считанные минуты переворачивает
кукол другой стороной. Когда дети откроют глаза,
на стене плоскостного кукольного театра уже
будут царить веселье и оживление.
Малыши трех-четырех лет могут играть в эту игру
до бесконечности. Подарки — каждый раз новые —
нужно заготовить заранее.
А детям постарше педагог предлагает
более сложные упражнения: изобразить мимику того
или иного персонажа, придумать маленький диалог
между героями сказок, рассказать об их мечтах.
По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя детского сада № 41
«Василинка», г. Йошкар-Ола
Бутылочное
королевство
«Быстроногая лошадка»
Туловище этой «волшебной» лошадки
сделано из пластиковой бутылки объемом 1,5 л.
Мордочка — коробочка из-под йогурта,
прикрепленная к продолговатому флакону
подходящего размера. Сверху все пластиковые
детали обтянуты эластичным чулком. Быстрые ножки
можно смастерить из коробочек от
«киндер-сюрпризов», нанизанных на проволоку, а
гриву и хвост — из магнитофонной ленты.
Управляют лошадкой так же, как любой марионеткой,
— с помощью крепких нитей, привязанных к
крестовине.
Кукла готова. Куда она поскачет? Ну, конечно, в
сказочный лес!
Скок, лошадка, стук-стук, дрожки!
В лес поедем к бабке Мирл
По кривой дорожке!
(Л.Квитко)
По материалам Марины СНЕЖКОВОЙ,
музыкального руководителя детского сада № 10
«Родничок»
войсковой части № 64365 г. Ахтубинска
Куклы из пластиковых бутылок,
сделанные педагогами детского сада № 50 «Синяя
птица» г. Тольятти Самарской области
«Королевское семейство»
Пластиковая бутылка уже давно
зарекомендовала себя в дошкольном деле с самой
лучшей стороны.
Без особых хлопот такие бутылки можно
превратить в театральных кукол на
палочках-гапитах. Бутылка переворачивается
горлышком вверх. Часть, отведенная под лицо,
оформляется аппликативно. Туловище будущей
куклы наряжают со всей изысканностью и роскошью.
И, наконец, в горлышко бутылки вставляют и крепко
закрепляют палочку, с помощью которой куклу
будут водить. Глядь — и королевская семья в
сборе, ведет официальный прием иноземных послов.
По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя
детского сада № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола
Театр с посудной полки
Куклы-лопатки
Ложки, поварешки, веники и швабры —
кукольники не брезгуют ничем. Сковородки из
тефлона подбросили театральным мастерам новую
идею: использовать для изготовления кукол
деревянные лопатки для жарки. Теперь куклы на
лопатках можно частенько встретить в детских
садах. Но стоит добавить всего одну красочную
деталь — например, надеть на ручки лопаток
цветные мешочки — и кукла сразу приобретает
особую привлекательность. А заодно и становится
пособием для различения цветов в работе с
малышами.
По материалам Людмилы СИДУКОВОЙ,
воспитателя детского сада № 41 «Василинка», г.
Йошкар-Ола
«Чайный театр»
Этот театр очень необычный: во-первых,
математический, во-вторых, «семейный». То есть
сервизный. Или посудный? Название пока не
запатентовано. Иными словами, это предметный
театр, в котором дети обучаются начальным
математическим представлениям. В качестве
предметов здесь выступают чашки и чайники —
разные по цвету и по размеру, с веселыми и
грустными мордочками. Между артистами чайного
математического театра все время возникают
забавные диалоги. Например, такие:
Первая чашка: Я сегодня самая
счастливая! Петя пил из меня чай целых три раза и
не пролил ни капли.
Вторая чашка: Подумаешь, счастье!
Моя Машенька выпила на две чашки больше да еще
бабушку чашкой чая угостила.
Чайник: Это сколько же раз ты
наполнялась чаем?
В результате дети помогают чашкам
решить задачку.
Первая чашка: Знаете ли, сколько
жидкости в меня входит?
Вторая чашка: Сколько же?
Первая чашка: Целая чашка!
Вторая чашка: Подумаешь, удивила! В
меня входит столько же. Вот чайнику
действительно есть чем гордиться.
Чайник: Расскажите, чем? Я хочу
собой гордиться.
Дети помогают чайнику определить,
сколько чашек жидкости в него входит, и насколько
это количество больше, чем жидкости в одной
чашке, в двух чашках и т.п.
А придумали такой театр педагоги детского сада
№ 35 пос. Дунай Приморского края. В письме они
написали, что эту идею им подсказало
стихотворение Михаила Яснова «Вышла чашка
погулять», опубликованное
в нашей газете.
В гостях у великанов
Гранд-куклы — особая народность в
театральной стране: головы у них из папье-маше, а
туловище — «человеческое», но одетое в костюм. В
общем, это кентавры наоборот.
Для «оживления» этого верблюда, например,
потребуются двое взрослых — педагогов, которым
ни к чему не привыкать, или авантюрно настроенных
родителей.
Люди внутри куклы стоят в полный рост.
Верблюжьи горбы образуются за счет человеческих
голов, обтянутых тканью. В ткани делаются прорези
для глаз и для носа. На руки взрослого, стоящего
впереди, надевается маска-голова верблюда.
Второй взрослый кладет руки на плечи первому.
Если он достаточно регулярно ходит в тренажерный
зал или орудует шваброй, то может решиться
усадить между горбами верблюда «пассажира».
Появление такой куклы на празднике, безусловно,
вызовет восторг у детей.
Для Змея Горыныча потребуются всего
один взрослый и три кукольные головы. Тройка
лошадей требует более щедрого использования
человеческих ресурсов: на три кукольные головы
приходится три человеческих туловища.
По материалам педагогов детского сада
№ 344 «Золушка», г. Челябинск
В гостя
у гномов
Собственно, гномами этих кукол можно
назвать только условно — за их рост. Куклы ростом
с ребенка, что и соответствует «гномьим
стандартам». Кукол не одна и не две, а целое
множество: здесь и Буратино со своими друзьями, и
три поросенка, и коза с семерыми козлятами, и
многие другие. Все они проживают в комнате сказок
детского сада № 28 г. Яровое Алтайского края. И
внешне комната в детском саду напоминает кадры
из популярного мультфильма «Шрек», изображающие
массовое переселение сказочных персонажей.
Напольные куклы полифункциональны. Они
участвуют и в различных занятиях, и в детских
играх, и, конечно, в спектаклях
.
Педагоги г. Яровое утверждают, что
делать их нетрудно. На проволочный каркас
наматывается ткань. Ткань обкладывают
несколькими слоями ваты, вымоченной в клейстере.
В процессе обкладывания будущей куклы слоями
ваты художник придает фигуре нужную форму —
«лепит» куклу. Высушенный полуфабрикат
обклеивается бумагой по принципу папье-маше.
Наружний слой выравнивается, шпаклюется, а потом
куклу раскрашивают и одевают.
Правда, отмечают педагоги, не всем
хватает терпения довести процесс до конца и
создать действительно выразительного персонажа,
который имеет все основания поселиться в комнате
сказок. Для этого нужно иметь художественное
чутье и умные руки, как, например, у воспитателя
Риммы Воробьевой, создательницы кукол с
присланных на конкурс фотографий. А вообще-то —
проще не бывает. И так как дети очень любят
комнату сказок и ее обитателей, всем советуют
попробовать свои силы в создании напольных кукол
ростом с ребенка. Или с гнома. Как кому больше
нравится.
Зонтик сломанный — паук! Восемь спиц и
восемь рук!
Однажды мы в детском саду решили
поставить кукольный спектакль по сказке
К.Чуковского «Муха-цокотуха». К этой сказке у нас
были все персонажи — кроме паука. Как его
сделать, никто не знал.
Но однажды…
Однажды по дороге на работу я попала под дождь.
Льет как из ведра, а у меня, как назло, сломался
зонтик: не раскрывается до конца. Когда я пришла в
детский сад, на мне не было ни одной сухой нитки.
Это обстоятельство, к удивлению всех, меня
совершенно не расстроило. Благодаря дождику я
стала обладательницей идеи создания... паука. Его
лапами станут спицы моего сломавшегося зонтика!
Ведь их как раз восемь.
Я слегка согнула спицы — чтобы лапы выглядели
более правдоподобными, сшила из черного бархата
туловище и набила его синтепоном. Бусинки для
глаз и тонкая проволока для усиков завершили
образ. А главное, мой паук умел шевелить лапами:
спицы сломанного зонтика не окончательно
утратили способность к движению вверх и вниз.
Что касается паутины, я сделала ее «обычным»
способом — просто связала. Получилось подобие
корзинки. В этой корзинке во время спектакля
лежала захваченная в плен Муха-цокотуха.
Татьяна СЕЛЕЗЕНКИНА, воспитатель
детского сада «Улыбка»,
пос. Идрица Псковской области
|