«Исторические
фантазии» в детских рисунках
Возьмите идею на вооружение!
Кружок
исторического рисунка может быть организован и в
детском саду. Особенно если там есть мини-музей
или художественная студия. Ни учебных планов, ни
методических разработок для такого кружка пока
не существует. Но именно поэтому его организация
могла бы стать увлекательным делом и настоящим
экспериментом для смелого творческого педагога.
В качестве стартового методического задела —
несколько советов для будущих руководителей
кружков исторического рисунка, составленных
нами по материалам беседы с Татьяной МУРАВЬЕВОЙ.
1. Почитайте литературу об
отечественной истории.
2. Составьте список исторических
личностей и исторических сюжетов, о которых вы
хотели бы рассказать детям. Не стремитесь объять
необъятное. Работа кружка будет планироваться
исходя из временных резервов, которыми вы
располагаете. Скорее всего художнику-историку
придется исходить из двухлетнего цикла занятий,
рассчитанного на детей 5—6 лет. Это драгоценное
время нужно посвятить тем событиям, о которых вы
знаете лучше всего и о которых вы можете
выразительно рассказать. Дети любят рисовать
сюжетные картинки. Ваш рассказ должен быть
насыщен сюжетными подробностями. Не последнюю
роль в выборе персонажей и событий будет играть
видеоряд на исторические темы (репродукции с
картин художников, слайды и видеофильмы), который
вы сумеете собрать для своих занятий. Дети должны
«насмотреться» картин и насытиться зрительными
впечатлениями, прежде чем они возьмутся за кисть.
3. Продумайте начало своих занятий.
Погружению в историю может предшествовать
знакомство ребенка с вещами из прошлого,
хранящимися дома. Кроме фотографий и семейных
реликвий, их роль с успехом выполнят фарфоровые
безделушки, шляпки, посуда и т.п.
4. Составьте список памятных мест
своего города. Исторические музеи с богатыми
экспозициями есть только в крупных городах. Но
всякий город и всякое село существуют в истории.
Они переживали те же исторические события, что и
страна в целом. О каких событиях могут рассказать
архитектурные памятники вашего края? Какие из
этих памятников кажутся вам наиболее значимыми?
Какие из них волнуют вас больше всего? Эти
памятники, как и исторические персонажи, битвы и
открытия, могут стать содержанием детских
рисунков.
5. Свяжитесь с краеведческим
музеем, познакомьтесь с его экспозицией. Это
поможет вам впоследствии организовать
знакомство детей с историческими реалиями
прошлого.
Возможный список тем для
исторических фантазий в рисунке:
1. Рисование по мотивам мифов и легенд о
древних славянах или другом коренном народе края
(образы славянских богов, народные праздники —
Масленица, праздник Ивана Купалы и т.п.).
2. Рисование по мотивам легенд о
Киевской Руси (образы летописца Нестора,
Владимира Красное Солнышко, святых Бориса и
Глеба и др.).
3. Рисование по мотивам мифов и легенд
Московской Руси (Святой Георгий Победоносец,
Дмитрий Донской на Куликовом поле, Андрей Рублев
и его «Троица», интерьер боярского дома, интерьер
дома ремесленника, кузнец в кузнице и т.п.).
4. Рисование по мотивам сюжетов из
жизни XVIII века (Петр Первый, Елизавета и ее
гардероб (тема, любимая девочками), Ломоносов и
др.).
5. Рисование по мотивам сюжетов из
жизни ХIХ века (Кутузов, Пушкин, Гоголь и др.).
Этот список не претендует на полноту и
системность. Он может быть расширен и сокращен по
желанию педагога. Как мы уже говорили, дети
воспринимают историю в образах. Один живой и
впечатляющий образ может значить больше для
ребенка, чем безликое и невнятное перечисление
ни с чем не ассоциирующихся имен. Эмоции,
полученные в детстве (а также их отсутствие),
могут впоследствии серьезно сказаться на
освоении детьми школьного курса истории и даже
истории как науки. Поэтому рискуйте: учите детей
переживать историю!
|