Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

«Исторические фантазии» в детских рисунках

Возьмите идею на вооружение!

Кружок исторического рисунка может быть организован и в детском саду. Особенно если там есть мини-музей или художественная студия. Ни учебных планов, ни методических разработок для такого кружка пока не существует. Но именно поэтому его организация могла бы стать увлекательным делом и настоящим экспериментом для смелого творческого педагога.
В качестве стартового методического задела — несколько советов для будущих руководителей кружков исторического рисунка, составленных нами по материалам беседы с Татьяной МУРАВЬЕВОЙ.

1. Почитайте литературу об отечественной истории.

2. Составьте список исторических личностей и исторических сюжетов, о которых вы хотели бы рассказать детям. Не стремитесь объять необъятное. Работа кружка будет планироваться исходя из временных резервов, которыми вы располагаете. Скорее всего художнику-историку придется исходить из двухлетнего цикла занятий, рассчитанного на детей 5—6 лет. Это драгоценное время нужно посвятить тем событиям, о которых вы знаете лучше всего и о которых вы можете выразительно рассказать. Дети любят рисовать сюжетные картинки. Ваш рассказ должен быть насыщен сюжетными подробностями. Не последнюю роль в выборе персонажей и событий будет играть видеоряд на исторические темы (репродукции с картин художников, слайды и видеофильмы), который вы сумеете собрать для своих занятий. Дети должны «насмотреться» картин и насытиться зрительными впечатлениями, прежде чем они возьмутся за кисть.

3. Продумайте начало своих занятий. Погружению в историю может предшествовать знакомство ребенка с вещами из прошлого, хранящимися дома. Кроме фотографий и семейных реликвий, их роль с успехом выполнят фарфоровые безделушки, шляпки, посуда и т.п.

4. Составьте список памятных мест своего города. Исторические музеи с богатыми экспозициями есть только в крупных городах. Но всякий город и всякое село существуют в истории. Они переживали те же исторические события, что и страна в целом. О каких событиях могут рассказать архитектурные памятники вашего края? Какие из этих памятников кажутся вам наиболее значимыми? Какие из них волнуют вас больше всего? Эти памятники, как и исторические персонажи, битвы и открытия, могут стать содержанием детских рисунков.

5. Свяжитесь с краеведческим музеем, познакомьтесь с его экспозицией. Это поможет вам впоследствии организовать знакомство детей с историческими реалиями прошлого.

Возможный список тем для исторических фантазий в рисунке:

1. Рисование по мотивам мифов и легенд о древних славянах или другом коренном народе края (образы славянских богов, народные праздники — Масленица, праздник Ивана Купалы и т.п.).

2. Рисование по мотивам легенд о Киевской Руси (образы летописца Нестора, Владимира Красное Солнышко, святых Бориса и Глеба и др.).

3. Рисование по мотивам мифов и легенд Московской Руси (Святой Георгий Победоносец, Дмитрий Донской на Куликовом поле, Андрей Рублев и его «Троица», интерьер боярского дома, интерьер дома ремесленника, кузнец в кузнице и т.п.).

4. Рисование по мотивам сюжетов из жизни XVIII века (Петр Первый, Елизавета и ее гардероб (тема, любимая девочками), Ломоносов и др.).

5. Рисование по мотивам сюжетов из жизни ХIХ века (Кутузов, Пушкин, Гоголь и др.).

Этот список не претендует на полноту и системность. Он может быть расширен и сокращен по желанию педагога. Как мы уже говорили, дети воспринимают историю в образах. Один живой и впечатляющий образ может значить больше для ребенка, чем безликое и невнятное перечисление ни с чем не ассоциирующихся имен. Эмоции, полученные в детстве (а также их отсутствие), могут впоследствии серьезно сказаться на освоении детьми школьного курса истории и даже истории как науки. Поэтому рискуйте: учите детей переживать историю!

 

Рейтинг@Mail.ru