Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Сказание о двух невинно погибших братьях — Борисе и Глебе

лучилось это в те времена, когда Русь поделена была между князьями. В каждом городе правил свой князь. Некоторые князья между собой дружили, некоторые друг на друга злобу таили. А были и такие, что хотели соперников своих погубить и владения их захватить.
В славном Киеве-граде правил тогда князь Владимир. И было у него три любимых сына: старший сын Святополк и два младших — Борис и Глеб. Как состарился князь Владимир да почувствовал приближение смерти, призвал к себе сыновей и сказал: «Живите в мире. Не ссорьтесь. Ты, старший сын мой Святополк, младших братьев своих люби и заботься о них. А вы, младшие, старшего во всем слушайте. А чтобы жить вам без горя и унынья, дам я каждому во владение землю. Святополк сядет князем в Чернигове-граде, а Борис и Глеб станут править после меня в Киеве».
Умер Владимир-князь. Братья похоронили его с почестями и стали править каждый в своем уделе.
Много ли, мало ли времени прошло, только стало Святополку тесно в Чернигове. Стал завидовать он братьям своим, что достался им в правление Киев-град. И озлобился Святополк в душе своей, исполнился злобы черной и от злобы умом помешался.
Пишет он братьям посыльную грамоту: приезжайте, братья мои, ко мне в гости — на пиру пировать, отца поминать.
Как узнала об этом матушка Глеба да Бориса, стала плакать и рыдать, голосом жалобным причитать: «Не слушайтесь, сыновья мои родные, брата своего старшего. Не на пир зовет он вас пировать, не отца вашего поминать. Затаил он на вас злобу черную, преисполнился зависти страшной. Хочет брат Киевом завладеть, хочет сам на престоле сидеть».
Борис и Глеб пригорюнились, но отказаться от приглашения не решились. Ведь отец перед смертью наказывал во всем Святополка слушаться! Нельзя отцову волю нарушить, нельзя братовой воле не подчиниться.
Оседлали они добрых коней и поехали к старшему брату в гости.
Не доехали еще до Чернигова, встречает их брат в чистом поле с дружинниками верными своими. Не милостив, не любезен. Смотрит на них злобно, как разбойник с большой дороги.
Борис и Глеб с коней спешились, пали в ноги Святополку: брат наш возлюбленный, не губи родню свою, не проливай понапрасну крови христианской! Мы послушны воле отца, и тебе рабами до смерти будем!
Святополк на слезы их не смотрит, рыданья не слышит, к мольбам глух. Схватил он копье и поразил им Бориса, брата своего. Схватил нож и зарезал Глеба. Приказал слугам бросить тела в глухом лесу, а сам радуется: «Теперь вся Россия моя — со всеми своими уделами, со всеми своими слугами!»
Но послал Господь двух ангелов с копьями. Стали ангелы землю потрясать да корни деревьев подрезать. И случилось великое бедствие — землетрясение, когда смешалась земля с кровью невинно убитых.
А мощи Бориса и Глеба лежали ровно тридцать лет: не коснулись их ни дождь, ни солнце, ни зверь, ни птица. И возник сам собою на месте том от земли до неба столб белокаменный. И к столбу съезжалися и сходилися и цари, и патриархи, и простой люд. И служили там молебны, почести отдавали мощам Бориса и Глеба — двух кротких братьев, Богу и отцу послушных.

А поведал нам о гибели братьев Бориса и Глеба летописец Нестор, что пришел в Киево-Печерский монастырь семнадцати лет отроду, был пострижен в монахи и немало написал на своем веку — и жития святых, и летописные сказания.

Примечание: Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской православной церковью. В основе легенды лежат реальные события, отражающие удельные распри князей Киевской Руси.
Существует анонимное сказание о гибели Бориса и Глеба и житие Бориса и Глеба, написанное монахом Нестором. Нестор жил в ХI веке. Предполагается, что он был составителем первой редакции «Повести временных лет» — древнейшей русской летописи, дошедшей до наших дней.

Для «исторического фантазирования» можно использовать материал на вкладке газеты «Дошкольное образование» № 3 за 2003 год.

 

Рейтинг@Mail.ru