Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Флаг, герб и гимн российского государства

Цикл занятий для детей от пяти лет

Занятие первое.

Символы нашей страны

Звучит запись гимна российского государства. Педагог и дети выслушивают гимн стоя. С окончанием мелодии педагог предлагает детям сесть.

Педагог: Ребята! Вы, конечно, обращали внимание на предметы, выставленные в особом — «государственном» — уголке нашего детского сада. Кто может сказать, что там находится?

Дети: Флаг, изображение герба и музыкальная запись государственного гимна.

Педагог: Где еще вы видели такие же флаги, как у нас в детском саду?

Дети: В праздничные дни на улицах вывешивают такие флаги.

А еще такие флаги бывают на спортивных соревнованиях. И на большом доме на нашей главной площади.

Педагог: Вы все правильно подметили. На земле много разных стран, много государств. И у каждого государства обязательно есть флаг, герб и гимн. Деловые люди, представляясь, вручают друг другу визитные карточки, на которых написаны их имя, фамилия, место работы и должность. А для страны такой визитной карточкой служат флаг, герб и гимн. Флаг, герб и гимн называются символами государства.
Вы, наверное, видели по телевизору, как награждают наших спортсменов за победы на олимпиадах или в чемпионатах. Что при этом происходит?

Дети: Спортсменам вручают медали.

Педагог: Не только. Когда спортсменов награждают, звучит гимн их страны и над стадионом поднимается флаг их государства. Если российский спортсмен занял первое место, первым взвивается российский флаг. Выражая уважение к государственным символам страны, зрители, судьи и другие спортсмены выражают свое уважение к стране, за честь которой выступал спортсмен или спортивная команда.
Вы, как граждане России, обязательно должны знать ее главные символы и, конечно же, уважать их.
У вас хорошая память?

Дети: Да!

Педагог: Сейчас проверим. Помните, я сказала, что на земле очень много государств и у каждого есть свои символы?

Дети: Помним.

Педагог: Сейчас я достану таблицу, на которой нарисованы гербы разных стран. А ваша задача — отыскать среди множества гербов герб России.

Педагог открывает таблицу с крупными изображениями пяти-шести гербов разных стран. Дети отыскивают среди них отечественный герб.

Педагог: Верно. Молодцы. Зрительная память вас не подвела. Что изображает российский герб?

Дети: Птицу с двумя головами. Это орел.

Педагог: Герб России — двуглавый орел. А теперь — задача труднее. Среди флагов различных государств нужно отыскать российский флаг.

На таблице дети отыскивают изображение российского флага.

Педагог: И с этим заданием вы справились. Сколько цветных полос на российском флаге? Какого цвета эти полосы? Внимательно посмотрите на расположение полос. Сейчас вам предстоит выполнить самое трудное задание.

Педагог предлагает детям таблицу, на которой изображены полосатые флаги с преимущественным использованием тех же цветов, что и российский флаг.

Педагог: Молодцы! Не ошиблись. Символы государства придумываются не одним человеком и не в один день. В каждом из них кроется глубокий смысл. О том, почему символы России выглядят именно так, мы поговорим на следующих занятиях. А сегодня я предлагаю вам выполнить интересную работу.

Дети работают в микрогруппах по четыре-пять человек. Им предстоит сделать аппликацию на тему «Флаги над страной».
Перед каждой группой — на большом листе бумаги карандашный эскиз здания Правительства Российской Федерации, а также открытка с видом этого здания.
Дети должны заполнить эскиз элементами бумажной аппликации и увенчать правительственное здание государственным флагом.

Занятие второе.

Три цвета российского флага

Звучит запись гимна российского государства. Педагог и дети выслушивают гимн стоя. С окончанием мелодии педагог предлагает детям сесть.
Затем проводится игровое упражнение «Найди российский флаг». В отличие от первого занятия, таблица усложнена: на ней больше изображений и они более мелкие. Педагог просит детей дать словесное описание российского флага: флаг состоит из трех полос разного цвета. Сверху белая полоса, за ней следует синяя, внизу — красная.

Задание детям: у каждого из детей набор цветных полосок.

Надо выложить полоски в той последовательности, в которой они расположены на российском флаге. Педагог специально допускает ошибку при работе с демонстрационным материалом. Дети должны обнаружить ее и исправить.

Педагог: Я хотела вас запутать, но не сумела. Молодцы. Расположение полос на нашем флаге имеет глубокий смысл. Полосатый трехцветный флаг впервые появился в России при Петре Первом. В те времена это был флаг армии и флота. До Петра Первого у России не было морских владений и не было кораблей. Петр в тяжелых войнах отвоевал выход к морю и приказал построить корабли. И стали корабли петровского флота ходить под бело-сине-красным флагом.
Красная, как кровь, полоса обозначала человеческий мир.
Синяя — мир небесный. А белая — божественный. Именно так когда-то представляли себе устройство мира древние русичи.
И именно эти цвета присутствуют на нашем государственном флаге.
Но можно и по-другому объяснить присутствие трех цветов в нашем флаге. Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Все, что считалось красивым, называли красным. Все, что было честным, справедливым, делалось по правде, называлось белым. (А злоба, зависть, жестокость — наоборот, черными.) Синий же цвет — это не только цвет неба, но и цвет воды — рек, озер, морей. А их на территории нашей страны великое множество.
Сегодня я даю вам очень трудное задание. Вы должны будете нарисовать картину, используя только три краски — красную, белую и синюю. Краски можно смешивать, но от этого задача не станет легче. Как же мне интересно, что вы сможете придумать!

Дети работают. По окончании работы желающие рассказывают, что они нарисовали и как повлияли на их художественные замыслы три цвета.

Занятие третье.

Знамя Победы

Третье занятие может начинаться так же, как и второе.

Педагог: Флаги бывают разных размеров. Если флаг совсем маленький, как мы его назовем?

Дети: Флажок.

Педагог: Кто из вас помнит маленькое детское стихотворение про флажок?

Дети:

Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег!

(А.Барто)

Педагог: Перед вами — цветные прямоугольнички и палочки. Сделайте, пожалуйста, из них цветные флажки.

Дети выполняют задание — мастерят флажки.

Педагог: Вот какие флажки у вас получились! Веселые, нарядные! Будто в нашей группе праздник. Палочка превратилась в древко, а цветной прямоугольник стал полотнищем флажка. Ваши флажки разных цветов. Вам эти цвета о чем-то не напоминают?

Дети: Белый, синий и красный — это цвета российского флага.

Педагог: О каком флажке можно сказать, будто он горит, как огонек?

Дети: О красном флажке.

Педагог: О чем может напоминать синий цвет? (Ответы детей.) Белый цвет? (Ответы детей.) У слова «флаг» есть слово, близкое по значению. Кто знает, какое слово можно употребить вместо слова «флаг»? (Это слово «знамя».) Слово «флаг» появилось в России во времена Петра Первого. Слово «знамя» намного старше. Оно торжественное, а полотнище знамени обязательно большое. Флаг может быть маленьким, а знамя — нет. Под знаменами сражались воины в бою. Случалось, что люди отдавали свои жизни только за то, чтобы спасти знамя, не позволить врагам его захватить. В битве захват знамени означал поражение. А водружение знамени над вражеским станом означало победу.
Взгляните на эту фотографию. Она называется «Знамя над Рейхстагом».
Как вы думаете, что здесь происходит?

(Дети дают описание фотографии.)

Два солдата взбираются на здание, чтобы водрузить над ним красное знамя. Это бойцы нашей армии, сражавшиеся против немецких фашистов. Фашисты захватили много стран, а потом вторглись в нашу страну. Они убивали людей, бомбили города и жгли деревни. Но солдаты нашей армии смогли разгромить войска противника и погнали фашистов назад, в Германию. С тяжелыми боями наши войска дошли до вражеской столицы — Берлина. Во время битвы на улицах города два наших солдата сумели взобраться на крышу Рейхстага — самого главного здания фашистской Германии — и установили там красное знамя. В то время красный флаг был символом нашей страны. Установить знамя над Рейхстагом было непросто: он обстреливался со всех сторон, и несколько солдат, которые попробовали забраться на крышу, были убиты. Однако знамя все-таки сумели водрузить, и это событие ознаменовало собой конец войны. Его так и назвали — Знамя Победы.
Как вы помните, Знамя Победы было красным.
Красная полоса на нашем государственном флаге напоминает нам и об этом Знамени Победы, и о людях — наших соотечественниках, погибших в войне с фашистами.
Ваше сегодняшнее задание — нарисовать картину «Знамя над Рейхстагом» так, как вы представляете себе события, о которых я рассказала.

Материалы к занятиям

Контурное изображение здания Правительства Российской Федерации

Контурное изображение здания Правительства Российской Федерации

Продолжение цикла — в следующих номерах

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru