Малыши участвуют в
раскопках
Дошкольники еще слишком малы, чтобы
отправиться в настоящую археологическую или
палеонтологическую экспедицию. Но смоделировать
для них это захватывающее событие можно.
Работники Музея науки в Эдинбурге придумали
нечто наподобие «искусственных» раскопок для
малышей.
Это бревенчатая песочница, в которой взрослые
(чем не представители предшествующих
цивилизаций?) заранее закапывают предметы или
детали предметов «древности».
Детям, решившимся попробовать себя в роли
археологов, предлагают надеть фартуки и
пластиковые очки (чтобы обезопасить глаза —
этакое западное излишество!), раздают
специальные кисточки — примерно такими же
инструментами работают настоящие ученые.
Ведущий дает «кладоискателям» инструкцию:
копать очень осторожно, понемногу. Археологи
должны осторожно расчищать кисточками свои
находки, стараясь ничего не сдвинуть и не
сломать.
В песке может быть обнаружен целый «сюжет»,
заранее продуманный умными педагогами. К
примеру, это будут угли, черепки горшка с узором и
куриные косточки (из гипса или даже настоящие, но
хорошо промытые и стерилизованные).
Детей учат делать заключения — связывать
найденные предметы между собой: угли, черепки и
куриные кости свидетельствуют о том, что на месте
раскопок располагалось древнее поселение.
Жившие здесь люди умели пользоваться огнем,
изготовлять глиняную посуду и употребляли в пищу
курицу.
Кстати, чтобы идентифицировать кости с куриными,
у детей должен быть набор таблиц или специальных
«справочников», по которым можно определить,
какому животному или птице принадлежат
обнаруженные останки. Черепки с узорами тоже
могут стать дополнительным источником для
«исторического» фантазирования: возможно,
орнамент или рисунки на посуде будут им о чем-то
напоминать, наталкивать на какие-то ассоциации и
заключения.
Песочница может служить местом
обнаружения не только исторических, но и
палеонтологических находок. Окаменелости,
гипсовые черепа и лапы могут адресовать детей к
миру давно вымерших животных. Главное, чтобы во
время занятий дети учились не только «копать», но
и анализировать свои находки, опираясь на
рисунки и таблицы.
Для совсем маленьких посетителей
эдинбургские коллеги устраивают поисковые
болотца — пластиковые корытца с ярко-зеленым
жидким тестом для лепки. Тесто должно было
имитировать болотный ил. Под илом «прятались»
пластиковые ящерицы и змейки, которых надо было
отыскать и определить.
То, что в эдинбургском музее является
одноразовым научным аттракционом, в наших
детских садах, располагающих зимними садами и
песочницами, могло бы превратиться в серию
увлекательных исторических и экологических
занятий. В качестве находок могут выступить
настоящие окаменелости и даже настоящие черепки.
Не все обломки старой посуды представляют для
археологов действительную ценность. И
заповедники могут порой поделиться с
энтузиастами обнаруженными «осколками»
древности. Если кто-то из читателей вдруг
загорится проектом организации подобных
раскопок, напишите в редакцию. Вдруг среди наших
знакомых окажутся «дарители»?
По материалам Ирины ЛУКЬЯНОВОЙ,
журналиста научно-популярного журнала
«Ломоносов»
Фото Ирины Лукьяновой
|