Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

В ГОСТЯХ У ЛОМОНОСОВА

Малыши участвуют в раскопках

Дошкольники еще слишком малы, чтобы отправиться в настоящую археологическую или палеонтологическую экспедицию. Но смоделировать для них это захватывающее событие можно.
Работники Музея науки в Эдинбурге придумали нечто наподобие «искусственных» раскопок для малышей.
Это бревенчатая песочница, в которой взрослые (чем не представители предшествующих цивилизаций?) заранее закапывают предметы или детали предметов «древности».
Детям, решившимся попробовать себя в роли археологов, предлагают надеть фартуки и пластиковые очки (чтобы обезопасить глаза — этакое западное излишество!), раздают специальные кисточки — примерно такими же инструментами работают настоящие ученые. Ведущий дает «кладоискателям» инструкцию: копать очень осторожно, понемногу. Археологи должны осторожно расчищать кисточками свои находки, стараясь ничего не сдвинуть и не сломать.
В песке может быть обнаружен целый «сюжет», заранее продуманный умными педагогами. К примеру, это будут угли, черепки горшка с узором и куриные косточки (из гипса или даже настоящие, но хорошо промытые и стерилизованные).
Детей учат делать заключения — связывать найденные предметы между собой: угли, черепки и куриные кости свидетельствуют о том, что на месте раскопок располагалось древнее поселение. Жившие здесь люди умели пользоваться огнем, изготовлять глиняную посуду и употребляли в пищу курицу.
Кстати, чтобы идентифицировать кости с куриными, у детей должен быть набор таблиц или специальных «справочников», по которым можно определить, какому животному или птице принадлежат обнаруженные останки. Черепки с узорами тоже могут стать дополнительным источником для «исторического» фантазирования: возможно, орнамент или рисунки на посуде будут им о чем-то напоминать, наталкивать на какие-то ассоциации и заключения.

Песочница может служить местом обнаружения не только исторических, но и
палеонтологических находок. Окаменелости, гипсовые черепа и лапы могут адресовать детей к миру давно вымерших животных. Главное, чтобы во время занятий дети учились не только «копать», но и анализировать свои находки, опираясь на рисунки и таблицы.

Для совсем маленьких посетителей эдинбургские коллеги устраивают поисковые болотца — пластиковые корытца с ярко-зеленым жидким тестом для лепки. Тесто должно было имитировать болотный ил. Под илом «прятались» пластиковые ящерицы и змейки, которых надо было отыскать и определить.

То, что в эдинбургском музее является одноразовым научным аттракционом, в наших детских садах, располагающих зимними садами и песочницами, могло бы превратиться в серию увлекательных исторических и экологических занятий. В качестве находок могут выступить настоящие окаменелости и даже настоящие черепки. Не все обломки старой посуды представляют для археологов действительную ценность. И заповедники могут порой поделиться с энтузиастами обнаруженными «осколками» древности. Если кто-то из читателей вдруг загорится проектом организации подобных раскопок, напишите в редакцию. Вдруг среди наших знакомых окажутся «дарители»?

По материалам Ирины ЛУКЬЯНОВОЙ,
журналиста научно-популярного журнала «Ломоносов»
Фото Ирины Лукьяновой

 

Рейтинг@Mail.ru