Не бойся воды!
Из опыта работы по преодолению
водобоязни у дошкольников
Дружба ребенка с водой способствует укреплению
его здоровья, оказывает положительное
воздействие на его эмоциональное состояние,
улучшает сон и аппетит, увеличивает емкость
легких, тренирует сердце. Но, к сожалению, не всем
детям общение с водой доставляет радость. Среди
детей встречаются и те, кто имеет негативный опыт
общения с водой. Это могут быть малыши, когда-либо
ошпарившиеся или пережившие неприятные моменты
захлебывания. Бывают дети, страдающие от страхов.
Они боятся непривычных изменений среды, боятся
погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со
слизистой носа и глаз, вызывает неприятные
ощущения, а предметы воспринимаются в искаженном
виде. Встречаются дети, страдающие
патологической боязнью воды.
Это важно учитывать педагогам,
планирующим занятия с детьми в бассейне. Надо
твердо придерживаться правила: детей нельзя
насильно принуждать к плаванию и упражнениям в
воде. Детям, страдающим водобоязнью, необходима
помощь психолога. Именно психолог может помочь
малышам сформировать положительное отношение к
воде и преодолеть негативное отношение к водным
упражнениям. Занятиям в бассейне с такими детьми
должен предшествовать период игр с водой, в
течение которого дети обучаются опускать в воду
руки по локоть и глубже, привыкают к брызгам.
Используя неглубокий тазик, их можно учить
опускать в воду лицо.
Проигрывание фантастических ролей
позволяет ребенку справиться со своей
неуверенностью, настороженностью. Игровые
фантазии помогают преодолеть страхи. Огромную
помощь в реализации детских фантазий оказывают
ребенку игрушки, атрибуты.
Мы в нашем детском саду сделали
специальные психотерапевтические игрушки для
снятия и предупреждения водобоязни. Это куклы
Капелька, Капитошка, Водяной, Осьминожек, Золотая
рыбка, Дождик. Основой всех этих игрушек является
резиновый мячик, обтянутый тканью: благодаря
этому игрушки не боятся воды и быстро сохнут. В
ряду атрибутов для психотерапевтических игр
существуют и специальные «цветы», сшитые из
ткани. Каждый такой цветочек имеет
сердцевинку-кармашек. В этот кармашек
вкладываются мелкие камешки, ракушки и другие
«тонущие» предметы. Цветы под тяжестью грузиков
медленно и красиво опускаются под воду на дно
бассейна. Задача ребенка — достать такое
«сокровище» со дна. Еще у нас есть специальные
рукавички в форме рыбок, которые дети надевают на
ладошку. С помощью этих рукавичек можно
изображать, как рыбки двигаются, как играют,
прячутся от опасности.
Свою лепту в преодоление водобоязни
может внести и эколог, знакомя детей со
свойствами воды. Наглядные опыты и наблюдения
позволяют детям лучше «понять» воду. А понимание
ведет к снижению водобоязни.
По материалам Елены СВЕТЛИЧНОЙ,
педагога-психолога,
и Галины АВЕРЬЯНОВОЙ, учителя-эколога, д/с № 36,
г. Железногорск Красноярского края
|