Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2004

ШКОЛА ЗАВЕДУЮЩИХ

Двигательная активность — средство полноценного развития детей

Педагогический совет с элементами практикума

План

1. Введение. Сообщение на тему «Физическая культура в детском саду».

2. Практикум по методике физического воспитания.

3. Итоги тематической проверки в группах по теме «Организация двигательной деятельности детей» и обсуждение их результатов.

ХОД ПЕДСОВЕТА

Часть первая

Вступительное слово заведующей

Заведующая напоминает педколлективу образовательную задачу учебного года: беречь и укреплять здоровье детей путем профилактики переутомления и формирования ценностей здорового образа жизни и безопасного стиля.

Цель педсовета: повторить методику физвоспитания, проанализировать двигательную деятельность детей, выявить недостатки в решении задачи организации двигательной активности и отметить положительный опыт, наметить перспективу и меры улучшения работы по физвоспитанию.

Сообщение старшего воспитателя

Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:

  • физзанятия, физдосуги, праздники;

  • творческие недели ЗОЖ;

  • прогулки два раза в день;

  • прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;

  • утренние разминки и после сна;

  • физминутки, зрительную гимнастику с помощью тренажера, самомассаж, режим динамических поз в структуре других занятий;

  • психогимнастику;

  • музыкально-ритмические занятия;

  • самостоятельную двигательную деятельность детей.

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания. Что для этого необходимо?

Во-первых, специально созданные условия (материальная база — помещение, оборудование — и педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т.п., воспитать в них потребность в культурном движении).

Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующих принципах:

  • непрерывность (с утра до вечера);

  • добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

  • доступность упражнений;

  • чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Все это формирует физическую культуру детей.

Часть вторая

Педагогический практикум по физической культуре

На время практикума педагоги разбиваются на две команды. Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Работа организуется таким образом:

Первый этап: каждый педагог записывает задачи самостоятельно, потом советуется с соседом.

Второй этап: задание анализирует вся команда, внося необходимые коррективы.

Третий этап: команды, оставляя листы на месте, сами меняются местами и анализируют записи своих соперников.

Работа проводится в течение 15 минут. После этого следует проверка, в которой участвуют все педагоги. В результате совместной работы педагогами формулируются задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

Затем один из педагогов делает сообщение «О пальчиковой гимнастике и ее значении»:

«Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и готовит руку к письму».

Командам предлагается вспомнить 2—3 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

На следующем этапе практикума одна команда получает задание подготовить краткий конспект физкультурного занятия (монотипное) со скакалкой для старшей группы, другая группа готовит разработку по проведению занятия со скамейкой для средней группы. Обязательное условие: скакалок и скамеек в ходе занятия может использоваться любое количество. Время работы команд — 10—15 минут. Каждая команда представляет проект занятия, все участвуют в обсуждении, критике.

Критерии оценки конспекта:

1. Соблюдение временных параметров (общая продолжительность занятия, соотнесение времени проведения каждой части занятия и т.п.).

2. Соблюдение требуемой структуры занятия (наличие вводной, основной и заключительной частей).

3. Соблюдение принципа разнообразия движений.

4. Соблюдение требуемой последовательности упражнений.

Педагоги каждой команды показывают один-два варианта физкультминутки.

Контрольные вопросы командам по методике проведения физкультурных занятий:

  • Каковы приемы обучения на физкультурных занятиях?

  • Какие гигиенические требования должны выполняться при проведении физкультурных мероприятий?

  • Чему в этой связи нужно научить детей?

Один из воспитателей делает сообщение на тему «О подвижных играх и их значении»:

«Большинство из взрослых знает о вреде пониженной двигательной активности для здоровья человека, а тем более детей. Целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, наоборот, оказывают стимулирующее действие на организм, обеспечивают полноценное здоровье и развитие. А через подвижные игры можно осуществить это воздействие на ребенка при его активной помощи».

Задание командам: организовать и провести подвижную игру.

Старший воспитатель подытоживает работу в ходе практикума: «Лозунг “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение».

 Часть третья

Итоги тематической проверки «Организация двигательной
деятельности детей» и их обсуждение

Решение педсовета:

1. Обогатить групповые физкультурные уголки оборудованием с целью развития двигательных навыков и регулирования двигательной активности детей.

2. Запланировать проведение Дня здоровья в детском саду.

3. Изучить на педагогическом семинаре новые методические разработки и вариативные программы по физическому воспитанию.

4. Провести анализ подготовленности детей старшей группы на начало и конец года.

По материалам Надежды НЕВЕДРОВОЙ,
старшего воспитателя ДОУ № 38, г. Апатиты

 

Рейтинг@Mail.ru