Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

КУЛЬТУРА ПРАВА

Право ребенка на игру.
Как его реализовать?

Фрагмент деловой игры для педагогов

Цель игры: осмысление роли педагогов в развитии игровых навыков детей, в осуществлении их права на игру; повышение творческой активности педагогов; формирование опыта коллективного решения проблемы.

ХОД ИГРЫ

Педагоги разбиваются на команды по четыре человека. Каждая команда занимает место за своим столиком. За отдельным столом сидят члены жюри: заведующая, старший воспитатель, логопед, приглашенный на игру член родительского комитета.

Перед педагогами — декорация поезда (плоскостное изображение паровоза и вагончиков с пустующими окошками). Звучит звукозапись песни А.Варламова «Волшебная страна» (это песня о счастливом детстве, о радости игры и чудесных игровых перевоплощениях).

Ведущий объявляет педагогам, что поезд «Игралочка» через 40 минут отправится в волшебную страну, но при одном условии: участники игры должны сформулировать основные правила-задачи, выполнение которых поможет педагогам реализовать право детей на игру, достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов.

Далее ведущий сообщает игрокам-педагогам правила и условия проведения игры:

1. Педагоги командно обдумывают, формулируют и записывают каждое правило-задачу на отдельной карточке, размер которой соответствует размеру окна вагончика.

2. С помощью детской считалочки выбирается команда, которая зачитывает результат своего коллективного творчества другим командам. Соперники внимательно слушают сформулированные игроками другой команды правила и задачи и отмечают:

— правила-задачи, которые имеют место в их перечне;
— правила-задачи, которые не вызывают у них одобрения (аргументируя свое несогласие);
— правила-задачи, которые отсутствуют в творческой работе соперников, но имеют место в творческой работе команды.

3. После того, как перечень правил-задач прошел коллективную оценку всеми педагогами, задания команд передаются в жюри.

4. Жюри выбирает из списков наиболее верные, значимые карточки с правилами-задачами. При необходимости корректирует их, дополняет. Перечень правил-задач может быть продолжен членами жюри и отдан на обсуждение игроков.

5. Карточки-задания помещаются в окна вагончиков поезда в порядке их значимости.

6. Ведущий объявляет о том, что поезд «Игралочка» готов к отправлению в волшебную страну детства, и благодарит участников игры за творчество и активные действия.

7. Члены жюри вручают игрокам модели поезда с коллективно составленными правилами-задачами по реализации права детей на игру и развитию игровых замыслов:

1) обеспечить реализацию права ребенка на игру в дошкольном учреждении, уважительное отношение к его игровым интересам, желаниям и настроениям;

2) создать в детском саду условия, способствующие творческой самореализации ребенка в различных видах игровой деятельности;

3) обеспечить и строго охранять в распорядке дня свободное от организованной деятельности личное время ребенка, время самостоятельной игры;

4) предоставить детям достаточное и комфортное место для различных видов игр в помещении и на участках;

5) обеспечить детям возможность использовать для своей самостоятельной игры различные предметы, материалы и оборудование; обеспечить их выбор и доступность;

6) создать необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать полученную в процессе игры информацию;

7) обеспечить безопасность ребенка при осуществлении той или иной игры, воспитывать осторожность, способность предупреждать и избегать опасных ситуаций и травм (физических и психических);

8) способствовать осуществлению деятельности детей по собственным планам, интересам и выбору;

9) стремиться к сотрудничеству с родителями в вопросах реализации прав ребенка на игру и полноценное развитие.

Светлана  ЖАРКОВА, заведующая,
Юлия АСЛАНОВА, старший воспитатель,
детский сад № 2370

 

Рейтинг@Mail.ru