Право ребенка на игру.
Как его реализовать?
Фрагмент деловой игры для педагогов
Цель игры: осмысление роли
педагогов в развитии игровых навыков детей, в
осуществлении их права на игру; повышение
творческой активности педагогов; формирование
опыта коллективного решения проблемы.
ХОД ИГРЫ
Педагоги разбиваются на команды по
четыре человека. Каждая команда занимает место
за своим столиком. За отдельным столом сидят
члены жюри: заведующая, старший воспитатель,
логопед, приглашенный на игру член родительского
комитета.
Перед педагогами — декорация поезда
(плоскостное изображение паровоза и вагончиков с
пустующими окошками). Звучит звукозапись песни
А.Варламова «Волшебная страна» (это песня о
счастливом детстве, о радости игры и чудесных
игровых перевоплощениях).
Ведущий объявляет педагогам, что поезд
«Игралочка» через 40 минут отправится в волшебную
страну, но при одном условии: участники игры
должны сформулировать основные правила-задачи,
выполнение которых поможет педагогам
реализовать право детей на игру, достичь
высокого уровня развития игровых умений и
замыслов.
Далее ведущий сообщает
игрокам-педагогам правила и условия проведения
игры:
1. Педагоги командно обдумывают,
формулируют и записывают каждое правило-задачу
на отдельной карточке, размер которой
соответствует размеру окна вагончика.
2. С помощью детской считалочки
выбирается команда, которая зачитывает
результат своего коллективного творчества
другим командам. Соперники внимательно слушают
сформулированные игроками другой команды
правила и задачи и отмечают:
— правила-задачи, которые имеют
место в их перечне;
— правила-задачи, которые не вызывают у них
одобрения (аргументируя свое несогласие);
— правила-задачи, которые отсутствуют в
творческой работе соперников, но имеют место в
творческой работе команды.
3. После того, как перечень
правил-задач прошел коллективную оценку всеми
педагогами, задания команд передаются в жюри.
4. Жюри выбирает из списков
наиболее верные, значимые карточки с
правилами-задачами. При необходимости
корректирует их, дополняет. Перечень
правил-задач может быть продолжен членами жюри и
отдан на обсуждение игроков.
5. Карточки-задания помещаются в
окна вагончиков поезда в порядке их значимости.
6. Ведущий объявляет о том, что
поезд «Игралочка» готов к отправлению в
волшебную страну детства, и благодарит
участников игры за творчество и активные
действия.
7. Члены жюри вручают игрокам
модели поезда с коллективно составленными
правилами-задачами по реализации права детей на
игру и развитию игровых замыслов:
1) обеспечить реализацию права ребенка
на игру в дошкольном учреждении, уважительное
отношение к его игровым интересам, желаниям и
настроениям;
2) создать в детском саду условия,
способствующие творческой самореализации
ребенка в различных видах игровой деятельности;
3) обеспечить и строго охранять в
распорядке дня свободное от организованной
деятельности личное время ребенка, время
самостоятельной игры;
4) предоставить детям достаточное и
комфортное место для различных видов игр в
помещении и на участках;
5) обеспечить детям возможность
использовать для своей самостоятельной игры
различные предметы, материалы и оборудование;
обеспечить их выбор и доступность;
6) создать необходимые условия для
полноценной реализации потребности детей в
познании окружающего мира, возможности
исследовать и экспериментировать, осваивать
полученную в процессе игры информацию;
7) обеспечить безопасность ребенка при
осуществлении той или иной игры, воспитывать
осторожность, способность предупреждать и
избегать опасных ситуаций и травм (физических и
психических);
8) способствовать осуществлению
деятельности детей по собственным планам,
интересам и выбору;
9) стремиться к сотрудничеству с
родителями в вопросах реализации прав ребенка на
игру и полноценное развитие.
Светлана ЖАРКОВА,
заведующая,
Юлия АСЛАНОВА, старший воспитатель,
детский сад № 2370
|