Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

На сказочных островах

В Зеленограде — городе-спутнике Москвы — существует уникальный Центр игровой поддержки для малышей раннего возраста. Его часто сравнивают со сказочным царством. Педагогам такое сравнение нравится. Сказочность сродни необычности. А здесь все необычно: от цветовой гаммы желтого и бордового цветов, лимонного и голубого — до неожиданных дизайнерских решений, основанных на переходах геометрических форм, наличия маленьких ниш в коридоре, сделанных специально для выставок творческих работ малышей.
Руководит Центром Лариса КРУГЛОВА.
Задача Центра игровой поддержки — обеспечить мягкую адаптацию ребенка к пребыванию в детском коллективе, в учреждении, помочь малышу приобрести опыт участия в занятиях. Кстати, в занятиях вместе с малышом принимают участие и родители. Обучаются здесь бесплатно. Наполняемость групп — не более 4—5 детей. Занятия проводятся в течение двух часов. Для удобства родителей организованы вечерние группы и группы выходного дня. Потребность в посещении Центра очень высока. Чтобы своим правом могли воспользоваться все желающие, каждая семья, проживающая в Зеленограде и имеющая детей ясельного возраста, может посещать занятия в течение двух месяцев в году, а затем получать бесплатные консультации в психологической службе Центра. Между Центром и теми детскими садами, куда поступает ребенок после адаптации в Центре развития, налажена преемственность. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта перспективного развития «Малыш идет в детский сад», где отмечаются его знания и умения, особенности развития.
А по части выдумки творческих заданий для малышей и их родителей с педагогами Центра трудно тягаться.

Представляем малыша

Каждый родитель должен каким-то необычным образом представить своего малыша. Это своеобразная игровая презентация: «Вот мы какие!»

Представление может быть оформлено в виде композиции с фотографией малыша, а может быть представлено «живой» картиной. Любая форма сопровождается рассказом об особенностях ребеночка, о том, что он любит, что умеет.

Вместе со взрослым

Детско-взрослые работы — наиболее популярный вид деятельности в Центре.
Сложность задачи заключается в том, чтобы найти малышу занятие по силам и чтобы от этого не пострадал конечный результат творческой деятельности родителя. Оказывается, это возможно.
Вот, к примеру, рождественские композиции.

Композиция «Конфеты на блюде» создана Антоном — человеком в возрасте 1 года 3 месяцев — и его мамой. Антон «создавал» конфетки — мял и скручивал блестящую фольгу. А мама «собирала» детали и оформляла блюдо. Результат налицо.

Это подарок, который Антон с мамой подготовили папе к Рождеству. В обязанности малыша входило заворачивать предметы в фольгу и класть их в пакет.

Авторство этой композиции не установлено. Но точно известно, что маленький участник творческой пары скручивал фольгу в длинные конфеты-палочки.

«Осенняя композиция» тоже создавалась с участием малыша. Его роль заключалась в том, чтобы раскрашивать вазочку — прямо пальчиками. А еще он имеет не последнее отношение к созданию жучка на листике. Почему жучок синего цвета да еще с красными точками мухомора, сказать трудно. Но это неважно. Почему бы в стране Фантазии не появиться синим жучкам?

Над этим снеговиком трудились пять малышей. Они скатывали комочки из салфеток и прилепляли их в кучку. А придать кучке нужную форму — дело взрослого.

По материалам Ларисы КРУГЛОВОЙ,
кандидата педагогических наук

 

Рейтинг@Mail.ru