Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

КОНКУРС

Воспитатели — мастера

О конкурсе «Воспитатель года Москвы»

Городской конкурс «Воспитатель года Москвы» проводится с 2001 года в рамках большого конкурса профессий «Московские мастера». Его главная цель — повысить значимость профессии воспитателя детского сада, выявить талантливых, раскрыть потенциал столичного образования, одновременно представить новый, оригинальный, нестандартный педагогический опыт и распространить его.

Конкурс направлен на привлечение внимания Правительства Москвы, работодателей к необходимости создания благоприятных условий и обеспечения возможностей для повышения качества труда педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Три этапа конкурса «Воспитатель года Москвы» позволяет расширить рамки для наибольшего количества участников, создать условия для профессионального общения.

Первый этап конкурса проводится внутри всех московских детских садов, и в нем принимает участие наибольшее количество педагогов. В каждом дошкольном учреждении есть творчески работающие воспитатели, профессионалы, готовые поделиться своим опытом. Передовой опыт — оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Критериями передового педагогического опыта являются творческая новизна, актуальность. Признавая опыт работы одного из своих воспитателей передовым, лучшим в сравнении с другими результатами, коллектив решает вопрос о его участии во втором этапе конкурса «Воспитатель года Москвы».

Второй этап проводится в административных округах. Его организаторами являются окружные управления образования и территориальные профсоюзные организации. Лучшие педагоги дошкольных учреждений представляют свои педагогические находки, соревнуются в знаниях и умениях, а победитель, занявший первое место, становится конкурсантом третьего, городского этапа.

Третий этап городского конкурса начинается специальными курсами, организованными преподавателями кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования для участниц, вышедших в финал.

Цель этих курсов — познакомить воспитателей с теми инновациями, которые произошли в практике дошкольного образования, уточнить ведущие концептуальные основы собственного опыта.

По условиям конкурса участницы представляют свои авторские материалы с описанием педагогического опыта. В представленных материалах, помимо обязательных документов (протокол-представление окружного управления образования, анкета, заявление, характеристика-представление от образовательного учреждения), конкурсанты готовят эссе по теме «Моя педагогическая концепция» или «Моя педагогическая философия» (объемом не более трех страниц) и описание опыта работы «Я — мастер своего дела». Из этих материалов складывается педагогическая копилка конспектов, интересных занятий, досугов, игр с детьми от 1,5 до 7 лет.

Опыт обязательно иллюстрируется фотографиями. Представленные материалы помогают членам жюри отметить основное направление в работе конкурсантов, их знания педагогических основ педагогики и психологии дошкольника, владение последними научными разработками в методиках и программах.

Для организации и проведения городского этапа создается Оргкомитет, возглавляемый первым заместителем руководителя Департамента образования города Москвы и жюри конкурса. В состав жюри входят руководители образовательных учреждений, заслуженные и высококвалифицированные педагоги, методисты, преподаватели вузов, представители науки, родители, финалисты конкурсов прошлых лет.

Конкурс проводится по двум номинациям: «Воспитатель года» и «Молодой специалист». В номинации «Молодой специалист» могут принять участие педагоги, работающие не менее 1 года в дошкольном образовательном учреждении, учащиеся вузов и колледжей по данной профессии.

В городские конкурсные испытания включены:

— проведение «мастер-классов»;
— творческая самопрезентация (защита педагогической концепции и представленных на конкурс материалов);
— открытое занятие с незнакомыми детьми другого дошкольного образовательного учреждения.

«Мастер-классы» проводятся участницами в своих дошкольных образовательных учреждениях и состоят из двух частей: показ работы с детьми своей возрастной группы и работа с воспитателями из других учреждений, которые интересуются данной проблемой. Воспитатель-мастер представляет собственную систему работы — комплекс методических приемов, педагогических действий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Оценивается целостность воспитательно-образовательных задач, целостность системы работы педагога, причем не только с детьми, но и с коллегами, которые знакомятся с опытом. Учитывается оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; оригинальность методики, способность анализировать и передавать свой педагогический опыт и находить способы обновления своей профессиональной деятельности.

Предметная компетентность, психолого-педагогическая и методическая культура, умение аргументировать свою позицию, вовлечь аудиторию в дискуссию — все это является критериями оценивания конкурсного испытания по теме «Мастер-класс», за которое участница может получить наибольшее количество баллов — 50.

Важным критерием работы жюри является его объективность. Ежегодно до начала конкурса все члены жюри обсуждают и при необходимости вносят изменения в критерии, по которым оценивается то или иное конкурсное испытание. Эти критерии известны и участницам конкурса, но выставляет баллы по этим критериям каждый член жюри самостоятельно. Общий средний балл просчитывается председателем жюри. Конкурс — это сюрприз, ожидание, некая тайна. Именно поэтому есть договоренность, что только по итогам «Мастер-классов» участницы могут знать, сколько баллов они получили. Результаты двух других испытаний они узнают в самый завершающий торжественный момент, когда всех их приглашают на сцену.

Педагогическое мастерство предполагает наличие педагогических способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Это и должны продемонстрировать участницы во время творческой самопрезентации: «Я — мастер своего дела». Так как члены жюри уже знакомы с представленными материалами, то оценивается и лаконичность его изложения (время от 7 до 10 минут). После самопрезентации конкурсантам даются задания, содержание которых неизвестно никому, а значит, никакого лоббирования чьих-то интересов быть не может.

Заключительным конкурсным испытанием является «Занятие с незнакомыми детьми». За день до его проведения в одном из дошкольных учреждений членами жюри вместе с конкурсантами составляется график проведения таких занятий.

Каждый конкурсант называет тему, форму организации с детьми и возрастную группу. Важно умение проявить творчество и найти подход к детям, организовать интересную детскую деятельность. Оценивается не только проведенное занятие с детьми, но и его самоанализ, умение грамотно и объективно оценить свою работу.

После испытаний организаторы конкурса готовят для участниц и других дошкольных работников праздничный концерт с награждениями и призами.

Каждый год, подводя итоги конкурса, организаторам хочется, чтобы наряду с соревнованием, праздником, восхищением, профессиональным общением конкурс рассматривался как площадка, отражающая педагогическую практику. Именно поэтому ежегодно издается сборник с педагогическими материалами победителей конкурса.

У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомится коллега-профессионал, то мы уверены: идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть трудности.

Ксения БЕЛАЯ,
председатель жюри конкурса
«Воспитатель года Москвы»,
к. п. н., заслуженный учитель РФ,
лауреат премии правительства РФ в области образования

Спонсор публикации статьи – Московский технологический колледж. Планируя образовательный маршрут получения профессионального образования, стоит учитывать, что учащийся может поступить не только в институт или университет после получения аттестата о полном среднем образовании, но и пройти профессиональное обучение в колледже, техникуме или училище после окончания 9 или 11 классов школы. О преимуществах и особенностях обучения в таких образовательных учреждениях, а так же о программах обучения в МТК вы можете прочитать на его сайте.

Рейтинг@Mail.ru