Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Праздничное чаепитие

Интегрированное занятие для детей от 5 лет

Цели:

  • Ознакомить детей с названием посуды в зависимости от назначения (для чаепития — чайная посуда).

  • Закрепить способность образовывать имена существительные — названия предметов чайной посуды в зависимости от продуктов, для которых она предназначена.

  • Соблюдать необходимые меры безопасности.

  • Упрочить знания детей о правилах поведения за столом во время чаепития.

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться.

  • Закрепить умение создавать поделки на основе одного из способов техники оригами: треугольника с отогнутыми к противоположным сторонам углами («стаканчик»).

Материалы:

1. Демонстрационный:

  • чайник, заварка, чашки, блюдца, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, розетка для варенья, самовар, тарелочка для торта;

  • плоскостные изображения чашки, блюдца, ложки, тарелочки для торта, розетки для варенья — для работы на фланелеграфе.

2. Раздаточный:

  • плоскостные изображения чашки, блюдца, ложки, тарелочки для торта, розетки для варенья (на каждого ребенка).

3. Для конструирования:

  • квадраты разного цвета, дополнительные детали (цветочки, полоски, кружки, ручка для чашки); клей, кисти, салфетки, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Беседа.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними стол, накрытый скатертью. Звучит музыкальный фрагмент из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
Влетает игрушечная Сорока (в руках у воспитателя), тараторит.

Сорока: Тра-та-та-та! Тра-та-та-та! Кто это вылез из-за куста? Медведи Топтыгины! Медведи Топтыгины! Идут сюда! Идут сюда! Ждите гостей! Ждите гостей! А я полечу дальше! Всем об этом расскажу! До свидания! (Улетает.)

Воспитатель: Ребята, слышали? К нам в гости идут Топтыгины. Устроим чаепитие. Будем накрывать на стол. Что нам для этого понадобится? Как вы думаете, ребята?

Дети: Посуда.

Воспитатель: А какая?

Дети: Чайная: чашки, блюдца, ложки, чайник...

Воспитатель (показывает на самовар): Кто пил чай из самовара? (После ответов детей продолжает.) А давайте сегодня будем пить чай из... (самовара).
Нужно заварить чай. Посмотрите, чай бывает рассыпной (в коробках) и в пакетиках. В чем заваривают чай?

Дети: В чашке, если он в пакетике. В чайнике...

Воспитатель: Правильно. В специальном чайнике. А какая должна быть вода, чтобы заварить чай?

Дети: Горячая. Очень горячая...

Воспитатель: Молодцы! Очень горячая вода называется кипяток. Как вы думаете, можно детям заваривать чай?

Дети: Нет. Потому что можно обжечься.

Воспитатель: Да, вы правы. Это должны делать взрослые. Беру... (заварку), кладу в... (чайник) и заливаю очень горячей водой... (кипятком).
Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чая — чайник, для молока — ... (молочник). С чем можно пить чай?

Дети: С тортом, с вареньем, с лимоном, с пряниками, печеньем, пирогами, конфетами, со сливками, с молоком... (Воспитатель сопровождает слова действиями и выставляет посуду с продуктами на стол.)

Раздается стук в дверь. Воспитатель идет встречать гостей и появляется с игрушечной семьей Топтыгиных: Медведем, Медведицей, Медвежонком.

Медведи: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, дорогие гости! Садитесь, пожалуйста, за стол.

Медведица с Медведем садятся, Медвежонок остается, предлагает детям провести физкультминутку.

Физкультминутка «Медвежонок»

Медвежонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел,
Ах, какой чудесный стол!
Он попрыгал, покрутился
И затем остановился. (Повторить 2—3 раза.)

Дидактическая игра «Накроем стол»

Воспитатель: Для каждого гостя мы приготовим:

— чайную пару (чашка, блюдце),
— тарелочку для торта,
— розетку для варенья,
— чайную ложку.

(Воспитатель выставляет все предметы на столе, попутно уточняя их пространственное расположение, один ребенок раскладывает их на фланелеграфе, остальные дети — за своими столами.)

Воспитатель: Угощайтесь, гости дорогие! (Медведи сидят.) Ребята, что-то наши медведи стесняются. Сейчас узнаю, в чем дело. (Наклоняется к Медвежонку.)
Ах, вот в чем дело! Оказывается, наши друзья не знают правил поведения за столом во время чаепития. Какие же это правила?

Дети: Правила очень просты:

— сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;
— также общей ложечкой берут варенье на свою розетку;
— для лимона кладется специальная вилочка;
— печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;
— если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;
— когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь сказать спасибо за вкусное угощение!

Медвежонок: Спасибо, ребята! Хотел бы и я устроить чаепитие для своих друзей. Но, к сожалению, у меня нет ни одной чайной пары. Не могли бы вы мне помочь?

Дети: Конечно, поможем.

Конструирование

Воспитатель: Выберите, пожалуйста, цвет вашей чайной пары. Подготовьте форму — «стаканчик». Приклейте ручку к чашке, украсьте чашку и блюдце. Когда ваша чайная пара будет готова, поставьте ее на «стол». (На мольберте закреплена коллективная работа «Красивая скатерть».)

Дети выполняют работу и приклеивают свои чайные пары на лист. После того как коллективная работа выполнена и проанализирована, подводится итог занятия.

Маргарита ПИТАЛЕНКО,
воспитатель детского сада № 2339,
победитель московского конкурса
«Воспитатель года-2003»

Рейтинг@Mail.ru