Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Пять червонцев для Буратино,
или Как поощрить педагога

Елена КолосоваКак мы помним, Буратино получил в подарок от Карабаса Барабаса пять золотых монет, которые, по мнению бородатого хозяина кукол, могли составить его счастье. Но судьба распорядилась иначе, и в результате сказочных своих испытаний Буратино вместе с папой Карло стали владельцами нового кукольного театра — места, где они, выражаясь «прозой», могли реализовывать свои творческие планы.

Может ли зарплата воспитателя детского сада быть приравнена к пяти червонцам, судить трудно. Но денег, получаемых за тяжелый (высокие эпитеты вроде слов «благородный» опускаем) труд, явно хватает только для того, чтобы свести концы с концами. То есть затянуть пояс на животе.

Между тем педагоги-дошкольники, как это ни странно, продолжают вынашивать какие-то творческие проекты и даже реализуют их.

Вот для них-то в якутском регионе и была разработана система поощрений.

Во-первых, это система надбавок: 25% — за работу в сельской местности, 25% — за работу в арктической местности, надбавки за педагогический стаж, за знаки отличия «Отличник Республики Саха» и «Почетный работник общего и среднего образования», за ученые степени. И федеральный бюджет здесь ни при чем. Все выплаты осуществляются на региональном уровне, по «воле» региональных властей: Якутия — единственный регион, где был принят особый, республиканский закон «Об учителе», направленный на поддержку и развитие образования.

В рамках такого рода региональной образовательной политики расширяются и международные контакты педагогов. Говоря простыми словами, отличившихся педагогов (в том числе заведующих детскими садами и старших воспитателей) Министерство образования посылает за рубеж для обмена опытом. Сорок пять якутских педагогов побывали во Франции. Были в Китае и в Белоруссии.

Кроме персональных надбавок, в Республике существует система грантов — для поддержки творческих проектов педагогических коллективов.

Дополнительные средства на развитие своих «кукольных театров» могут получить детские сады, претендующие на статус республиканской экспериментальной площадки. Есть гранты, выделяемые Департаментом семьи, — на развитие программ, связанных с поддержкой дошкольными учреждениями социально необеспеченных слоев населения. Есть специальные гранты на развитие спортивных образовательных программ.

Гранты получают те, кто выигрывает конкурсы. Точно так же, как это принято на Западе. Информация о конкурсах публикуется широко и заранее в республиканской прессе и в интернет-сайтах. Не узнать о них можно только в том случае, если образовательное учреждение не выписывает газет. Так что все детские сады находятся примерно в одинаковых условиях получения информации. Важно уметь рискнуть. Потому что выигрывают грант не все, а подготовка к конкурсу требует сил и времени. Но, как говорит Елена Колосова, главный специалист по дошкольному образованию Республики Саха, все, кто хоть сколько-нибудь достоин поддержки, эту поддержку получают. Пусть не с первого раза — со второго или с третьего. Но участие в конкурсе на грант — тоже ведь «школа педагогического мастерства». Правда, на сей раз школа, тренирующая умение оттачивать свои мысли, находить аргументы в защиту идей, школа теории и полемики.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru