Пять червонцев для Буратино,
или Как поощрить педагога
Как мы помним, Буратино
получил в подарок от Карабаса Барабаса пять
золотых монет, которые, по мнению бородатого
хозяина кукол, могли составить его счастье. Но
судьба распорядилась иначе, и в результате
сказочных своих испытаний Буратино вместе с
папой Карло стали владельцами нового кукольного
театра — места, где они, выражаясь «прозой»,
могли реализовывать свои творческие планы.
Может ли зарплата воспитателя
детского сада быть приравнена к пяти червонцам,
судить трудно. Но денег, получаемых за тяжелый
(высокие эпитеты вроде слов «благородный»
опускаем) труд, явно хватает только для того,
чтобы свести концы с концами. То есть затянуть
пояс на животе.
Между тем педагоги-дошкольники, как
это ни странно, продолжают вынашивать какие-то
творческие проекты и даже реализуют их.
Вот для них-то в якутском регионе и
была разработана система поощрений.
Во-первых, это система надбавок: 25% — за
работу в сельской местности, 25% — за работу в
арктической местности, надбавки за
педагогический стаж, за знаки отличия «Отличник
Республики Саха» и «Почетный работник общего и
среднего образования», за ученые степени. И
федеральный бюджет здесь ни при чем. Все выплаты
осуществляются на региональном уровне, по «воле»
региональных властей: Якутия — единственный
регион, где был принят особый, республиканский
закон «Об учителе», направленный на поддержку и
развитие образования.
В рамках такого рода региональной
образовательной политики расширяются и
международные контакты педагогов. Говоря
простыми словами, отличившихся педагогов (в том
числе заведующих детскими садами и старших
воспитателей) Министерство образования посылает
за рубеж для обмена опытом. Сорок пять якутских
педагогов побывали во Франции. Были в Китае и в
Белоруссии.
Кроме персональных надбавок, в
Республике существует система грантов — для
поддержки творческих проектов педагогических
коллективов.
Дополнительные средства на развитие
своих «кукольных театров» могут получить
детские сады, претендующие на статус
республиканской экспериментальной площадки.
Есть гранты, выделяемые Департаментом семьи, —
на развитие программ, связанных с поддержкой
дошкольными учреждениями социально
необеспеченных слоев населения. Есть
специальные гранты на развитие спортивных
образовательных программ.
Гранты получают те, кто выигрывает
конкурсы. Точно так же, как это принято на Западе.
Информация о конкурсах публикуется широко и
заранее в республиканской прессе и в
интернет-сайтах. Не узнать о них можно только в
том случае, если образовательное учреждение не
выписывает газет. Так что все детские сады
находятся примерно в одинаковых условиях
получения информации. Важно уметь рискнуть.
Потому что выигрывают грант не все, а подготовка
к конкурсу требует сил и времени. Но, как говорит
Елена Колосова, главный специалист по
дошкольному образованию Республики Саха, все,
кто хоть сколько-нибудь достоин поддержки, эту
поддержку получают. Пусть не с первого раза — со
второго или с третьего. Но участие в конкурсе на
грант — тоже ведь «школа педагогического
мастерства». Правда, на сей раз школа,
тренирующая умение оттачивать свои мысли,
находить аргументы в защиту идей, школа теории и
полемики.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|