Мастерим из природного
материала
Материалы: бумага, картон,
пластилин, проволока, клей, лоскут, спички.
Инструменты: шило, ножницы, нож,
швейная игла, плоскогубцы.
Правила безопасности: отверстия
шилом следует делать только в мягких, податливых
материалах, слегка покачивая шило, чтобы оно не
сорвалось.
Лесная скульптура
Материал для лесной скульптуры можно
разделить на три вида:
— сучья деревьев, кустарников и
наросты;
— осмолы — корни хвойных деревьев;
— торфяные корни.
Сучья деревьев и кустарников (капы,
сувели, чаги)
Возьмите первый попавшийся сук и
присмотритесь к нему. Развилки напоминают руки и
ноги человека. Значит, этот сучок подойдет, нужно
только удалить лишние детали.
Динамичные фигурки можно найти среди сучьев
сосны, дуба, плодовых деревьев. Замысловато
изогнутые ветки можжевельника, сосны, некоторых
лиственных деревьев пригодятся для изготовления
подсвечников, подставок, вешалок.
Крупные капы, сувели, чаги (наросты, утолщения)
бывают причудливой формы, и в них часто
просматривается интересный образ, объемный или в
виде барельефа.
Осмолы
Материал этот — полусгнившие корни
ели, сосны, можжевельника. Среди выкопанных
корней может быть интересный материал для лесной
скульптуры. Полусгнившие корни хвойных деревьев
или их отдельные части часто имеют причудливую
форму. Образы из осмолов могут быть самыми
неожиданными: птицы, динозавры, медведи, собаки и
т.д. Если в находке сразу видится выразительный
образ, то очищать гнилую древесину, возможно, не
стоит, чтобы образ не исчез. Ее нужно подсушить и
пропитать лаком или клеем ПВА. Это закрепит
древесину, зафиксирует образ.
Корни хвойных деревьев, найденные
в торфе
Это еще один вид материала, пригодный
для лесной скульптуры. Корешки можно найти даже в
городе, там, где для озеленения двора привозят
торф. Внимательно осмотрев их, можно найти
знакомые образы для лесной скульптуры.
Находки, представляющие собой полный образ,
встречаются редко. Чаще лесную скульптуру
приходится конструировать из нескольких частей.
Для склеивания используют клей ПВА, «Момент» и
др. Чтобы прикрепить «руки» или «ноги» какой-либо
фигурке, нужно подобрать материал, подходящий по
цвету и фактуре, соответствующий пропорциям
тела. В просверленные или проделанные с помощью
шила отверстия вставляются деревянные штыри
(спичка, зубочистка, палочка), смазанные клеем, и
прижимаются.
Лесная скульптура обычно покрыта корой. Если
кора играет роль в создании образа, то никакой
поверхностной обработки кора не требует. Если же
кора подгнившая и отваливается, лучше снять ее, а
очищенную работу, чтобы она выглядела
естественно, рекомендуется тонировать
(покрасить).
Не рекомендуется применять в лесной скульптуре
чужеродный материал — стекло, металл,
пластмассу.
Любая лесная находка неповторима и требует
индивидуального подхода. В каждом конкретном
случае автор решает, где, что, сколько отрезать,
каким способом обрабатывать поверхность
скульптуры, чтобы образ, подаренный Природой, был
наиболее выразительным.
Мини-скульптура
Для изготовления мини-скульптуры
применяются разнообразные материалы: каштаны,
желуди, шишки, орехи, соцветия ивы (котики),
крылатые семена клена и ясеня
и др. Но нужно заранее запастись нужными
материалами.
Весна: сережки ивы, первоцветы,
береста.
Лето: плоды клена — крылатки,
корешки, сучки, шишки (еловые, сосновые, кедровые,
лиственные, ольховые), солома (пшеница, овес, рожь,
ячмень), метелочная трава, цветы, зеленые листья,
кубышки желтых водяных лилий, древесные грибы,
морские и речные ракушки, корни (деревьев,
кустарников, травянистых растений), кора (сосна,
дуб, береза), семена-крылатки (клен, ясень, липа),
соцветия чертополоха и репейника, глина, мох.
Осень: каштаны и их оболочки,
желуди с плюсками, орехи (лесные, грецкие),
хвостики тыквы и кабачка, початки кукурузы,
листья, лен, сухолетки, косточки (персиковые,
абрикосовые, сливовые, вишневые), боб, фасоль,
горох, соя, семечки (тыква, арбуз, кабачок, дыня).
Круглый год: апельсиновые,
мандариновые, лимонные корки, грибы-трутовики,
береста, веточки и сучки.
Желуди и каштаны
Заготавливать
желуди и каштаны для работы надо всех размеров и
любой формы. Будучи свежими, желуди и каштаны
легко поддаются резанию и сверлению, но, высыхая,
их семядоли делаются очень твердыми, а кожура
сморщивается и становится хрупкой и ломкой. Семядоли
высохших каштанов и желудей резать ножом или
проткнуть шилом практически невозможно. Свежие
желуди и каштаны хорошо режутся, но плохо
склеиваются. Поэтому нужно ждать, чтобы они
высохли.
Пересохшие каштаны и желуди можно сделать
податливыми для обработки, если их на сутки
замочить в холодной воде, после чего оставить еще
на одни сутки в прохладном помещении.
Шишки
Всем шишкам свойственны общие черты:
они хорошо поддаются распиливанию и склеиванию
любыми клеями. Поделки из шишек могут храниться
долгие годы.
Шишки могут быть раскрывшимися и
нераскрывшимися. В поделках используются и те и
другие, в зависимости от замысла. Раскрывшиеся
шишки можно найти в сухую погоду под деревьями, а
нераскрывшиеся — на деревьях, которые еще не
успели созреть.
Чтобы придать еловой шишке изогнутую форму,
необходимо замочить ее на сутки в воде и затем с
помощью бечевки придать нужную форму,
зафиксировав в нужном положении. Когда шишка
высохнет, она сохранит нужную форму.
Если же раскрывшуюся шишку необходимо сделать
нераскрывшейся, заверните ее на сутки во влажную
ткань, а затем хорошенько промажьте клеем ПВА и
дайте высохнуть.
Орехи
Широко
распространенный поделочный материал. Собирая
лесные орехи в лесу, надо сохранить их лесную
оболочку, в которой они растут. Для сбора надо
уловить то время, когда орехи созрели, но еще не
отделились от оболочки. Заранее сорванные орехи
при высыхании чернеют и становятся непригодными
для поделок.
Лесные орехи благодаря своей форме с успехом
могут быть использованы для изготовления
головок забавных человечков и некоторых
животных.
Грецкие орехи могут быть использованы как в
качестве основного материала для поделки, так и
для изготовления отдельных деталей. Несмотря на
свою прочность, ореховая скорлупа довольно
хорошо прорезается ножом и просверливается
сверлом.
Фисташки подходят для изготовления деталей к
поделкам. Они хорошо режутся ножом, сверлятся и
склеиваются любым клеем.
Косточки
Персиковые
косточки хорошо сверлятся. Могут быть
использованы как для изготовления деталей, так и
в самостоятельных поделках, например, как
туловище птицы, ожерелье, кулоны. Склеиваются
любым клеем.
Вишневые косточки пригодны для изготовления
деталей к поделкам («кулачки» человечкам и
«лапки» животным). Хорошо просверливаются и
склеиваются любым клеем.
Сливовые и абрикосовые косточки подходят для
изготовления деталей к поделкам. Хорошо
просверливаются и склеиваются. Из них хорошо
получаются ожерелья, башмачки человечкам и др.
Плоды бобовых культур
Это один из очень распространенных
поделочных материалов. Они хорошо хранятся,
режутся ножом, просверливаются и склеиваются. В
поделках при длительном хранении не меняют
цвета.
Плоды бобовых культур встречаются самой
разнообразной окраски, размера и формы. Наиболее
крупные из них (бобы) можно с успехом применять
для изготовления башмаков человечкам, голов
птицам и др.
Древесные грибы
Они бывают различные по форме, цвету и
физическим свойствам. На деревьях хвойных пород
растут грибы прочные, твердые, с красивой
окраской. На осинах и березах растут грибы
мягкие, непривлекательной окраски.
Все виды древесных грибов отлично поддаются
резанию ножом, сверлятся и склеиваются.
Из грибов получаются великолепные подставки под
поделки. Из них можно сделать объемные фигурки.
Иногда по своей форме они могут напоминать
какие-либо образы, требующие минимальной
доработки.
Веточки
Для изготовления рук и ног фигуркам
человечков и лап животным удобны веточки сирени
и других пород, у которых побеги растут в форме
рогаток. При изготовлении из сучков ног
человечкам кору с них можно счищать только
частично, оставляя немного в виде носочков на
нижней части.
Обучая детей изготовлению деталей из веточек,
необходимо учить их подбирать веточки с
рогатками в виде суставов (исходя из строения
человеческого тела, животных). Кроме того,
веточки нужны для изготовления соединительных
черенков — штырьков, при помощи которых детали
поделок присоединяются одна к другой.
В случае, когда ручку-веточку необходимо согнуть
в суставе, можно ее надломить, а на место излома
капнуть клей. Части руки склеятся, а изгиб
зафиксируется.
Кукурузные початки
Они
хорошо обрабатываются ножом, пилой, сверлом и
шилом, склеиваются. Початки могут быть отличным
заменителем еловых, сосновых шишек и желудей.
Початки без зерен можно окрашивать в различные
цвета с помощью различных красителей. При
заготовке початков надо выбирать те, которые
имеют наиболее интересную форму и цвет.
Необходимо запастись и мягкой оболочкой
початков, причем брать следует наиболее мягкие
листья, прилегающие ближе к зернам. Из них
впоследствии можно делать плащи и косынки
человечкам, крылья птицам и насекомым и др.
Морские и речные ракушки
Это интересный, но хрупкий материал. Из
способов обработки самый подходящий — сверление
и склеивание. Использовать ракушки можно в
создании аппликаций и декорирования шкатулок,
рамочек для фотографий, коллажей.
Кора
При изготовлении различных поделок
может пригодиться любая кора. Наиболее ценной
является толстая кора сосны, дуба, березы, липы.
Толстая кора идет на изготовление подставок под
поделки. Ее также можно использовать для
изготовления деталей к отдельным композициям
или моделирования объемных изделий (кораблик,
домик, фигурки животных, людей). Кора хорошо
поддается резанию, сверлению и склеиванию.
Для работы над мини-скульптурой
необходимы следующие инструменты: клей ПВА, нож,
ножницы, шило, иголка, нитки, рабочая доска.
Прежде чем начинать работать над
созданием первых поделок, надо обучить детей
приемам работы инструментом и ознакомить с
правилами техники безопасности. Ученикам 1—2-х
классов работать с ножом, сверлом, шилом нельзя,
поэтому они делают соединения деталей в поделках
с помощью пластилина. На третьем и четвертом году
обучения можно постепенно, но очень осторожно
начинать знакомить с правилами работы ножом,
шилом.
Колющий, режущий инструмент надо держать
так, чтобы он в случае соскальзывания с
обрабатываемого материала не поранил
работающего. Для этого инструмент должен быть
направлен от себя. Во время работы руки
работающего должны опираться кистями на рабочую
доску, на стол, но ни в коем случае не находиться
на весу.
Работа над скульптурой начинается с
замысла. Задумав образ, необходимо подобрать
материал, из которого он может состоять,
продумать элементы соединения конструкции.
Приступая к конструированию, нужно быть
внимательным и терпеливым, особое внимание
уделить пропорции, выразительности, динамике.
Несколько фигурок, объединенных сюжетом, могут
составлять композицию.
Михаил КУДЕЙКО,
г. Минск
Продолжение см. в следующих номерах
|