Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

ДЕТСКИЙ МИР

Международное сообщество и права детей

Бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку было свойственно практически всем странам.

Около 150 лет назад законодательство в Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, работников и детей. Дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы. В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах. Здесь действовал принцип «злой умысел восполняет недостаток возраста». И хотя в «Каролине» говорилось, что подростки моложе 14 лет не должны подвергаться смертной казни, пресловутый «злой умысел» легко помогал этот запрет обойти. До середины XIX в. ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несовершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия. Например, в США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность.

К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX — начале XX вв. Первоначально рассматривались вопросы не обеспечения прав детей в целом, а только предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.

Но только с образованием в 1945 г. Организации Объединенных Наций проблема защиты прав детей вышла на международный уровень и приобрела реальные формы. Одним из первых решений, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), являющегося главным гарантом, механизмом защиты прав детей во всем мире. В 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой несколько статей посвящены непосредственно детям. В ней отмечалось, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

ООН, приняв Всеобщую декларацию прав человека и провозгласив в ней неотъемлемые права детей, не остановилась на этом. И уже в 1959 г. принимает Декларацию прав ребенка, которая включала в себя 10 статей, провозглашающих социальные и правовые принципы, направленные на защиту и охрану прав детей как на национальном, так и международном уровнях «без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи» (ст. 1).

Фото Дмитрия ДавыдоваДекларация определяет направления деятельности государств по обеспечению прав детей: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 2). Важнейшее историческое значение Декларации прав ребенка состоит в том, что этот международный документ обнажил истинное положение детей в современном мире и впервые остро поставил перед мировым сообществом проблему защиты детей, обеспечения их выживания и достойного развития. Декларация привлекла внимание государств, мировой общественности к детям, поставила их перед необходимостью создания международного правового документа защиты детей. В дальнейшем она оказала существенное влияние на изменение политики многих государств по отношению к молодому поколению.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1979 г. (год 20-летия принятия Декларации прав ребенка) Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей. Пример этому подала Швеция. «В 1979 году, в Международный год ребенка, Швеция стала первой страной в мире, где законодательно было запрещено физическое наказание детей».

Решительный шаг правительства Швеции, успешное проведение Международного года ребенка (1979) стало сигналом для активизации действий ООН по подготовке международно-правового документа, обладающего юридической силой для всех государств. И в этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке такого юридического документа. Однако понадобилось целых 10 лет для подготовки его окончательного варианта.

Таким международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. О ее насущной потребности и значимости говорит тот факт, что 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. Конвенция стала логическим развитием Декларации прав ребенка 1959 г., существенно расширив и конкретизировав ее 10 принципов (которые носили декларативный, рекомендательный характер). Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка.

Особое значение Конвенции состоит в том, что она обязывает все государства, ее ратифицировавшие, незамедлительно пересмотреть свое национальное законодательство и привести его в соответствие с Конвенцией, устанавливает механизм международного контроля за соблюдением прав детей. Конвенция о правах ребенка имеет равное значение для всех стран мира.

Ее универсальность состоит в том, что она, создав механизм защиты детей и обеспечения их прав, учитывает национальные, культурные, экономические, политические и социальные условия развития различных стран. Это позволяет государствам строго следовать предписаниям Конвенции и при этом не нарушать своего национального уклада жизни, использовать свои, присущие только этому государству средства, обеспечивающие надежную защиту ребенка.

Историческая роль Конвенции состоит в том, что она, соединив воедино все накопленное человечеством в области прав детей, стала важнейшим международно-правовым документом, обеспечивающим и их защиту. Оценив роль и значение Конвенции о правах ребенка, по инициативе ЮНИСЕФ ежегодно 20 ноября, день ее принятия, отмечается как Всемирный день детей.

 

Рейтинг@Mail.ru