Азбука детской
психологии
Есть книги, которые, прочитав, мы
засовываем на антресоли. Там они доживают свой
век в забвении, скапливая пыль.
Есть книги, которые становятся нашими лучшими
друзьями. Мы не желаем с ними расставаться. Мы
хотим жить, окруженные ими, и отводим им видные
места в книжном шкафу. Их корешки в нужную минуту
подают нам сигнал: «Ты не одинок. Видишь, мы рядом.
А уж мы-то знаем!..»
А еще есть книги, которые мы держим на рабочем
столе. Это «трудовая гвардия», помогающая
ориентироваться в потоке информации, терпеливо
объясняющая, куда двинуться дальше, в какую
сторону лучше свернуть.
К этой категории относится новая книга Сергея
Степанова «Азбука детской психологии». Основные
психологические понятия, прямо или косвенно
связанные с детством, расположены здесь в
алфавитном порядке в емких по содержанию и
понятных по языку статьях. Любой психолог, любой
педагог, связанный по роду деятельности с детьми,
найдет здесь не только интересную информацию, но
и полезные советы для практической работы.
Неоценимую роль окажет эта книга и родителям,
интересующимся психологическими аспектами
воспитания.
Но способность автора говорить об описываемых им
предметах и явлениях не только понятно, но и
увлекательно, рождает еще одну особенность
«Азбуки…»: ее статьи можно читать не только в
зависимости от потребности познакомиться с тем
или иным понятием, но подряд — как целостное
произведение по проблемам психологии. Так что
книга годится и для «пользователей», и для
«эрудитов».
Сегодня мы знакомим читателей со статьей из
книги Сергея Степанова, которая, как нам кажется,
имеет отношение к основной теме номера
«Дошкольного образования». Статья эта посвящена
детским страхам. По ней читатель сможет
составить себе представление о стиле и
компетенции автора, а также получить полезную
информацию по затронутой проблеме.
Детские страхи и их происхождение
Страх
можно определить как эмоционально насыщенное
чувство беспокойства в ответ на реальную или
воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В
ситуации явной опасности для жизни страх имеет
инстинктивный характер и представляет собой
оборонительную реакцию, средство защиты. В
других случаях страх социально опосредован, то
есть определяется жизненным опытом. Это страх
перед какими-либо событиями, перед наказанием и
осуждением, боязнь животных и фантастических
чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную
функцию, выступая как средство самоконтроля и
саморегуляции.
Детские страхи свойственны
определенному возрасту, уровню психического
развития, но они могут наблюдаться при некоторых
заболеваниях, например, неврозах.
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем
в последующие годы. На всех возрастных этапах
страхи более свойственны девочкам, нежели
мальчикам.
Как же возникают и проявляются страхи?
У большинства новорожденных
обнаруживаются инстинктивные формы защиты при
внезапном приближении большого предмета или при
громких звуках. Однако такая реакция быстро
угасает. О страхе в подлинном значении данного
слова можно говорить не ранее, чем ребенку
исполнится полгода. В семь месяцев ребенок уже
проявляет сильное беспокойство при
продолжительном отсутствии матери. Лежащее в
основе данного страха чувство беспокойства
является осознанной реакцией, прообразом
чувства тревоги в ситуации одиночества или
прекращения эмоционально значимых связей с
близкими людьми. Подобная форма беспокойства
максимально выражена до двух с половиной лет у
девочек и до трех лет у мальчиков.
В восемь месяцев появляется страх
перед незнакомыми, чужими взрослыми. Он
указывает на появление психологических
категорий «свой» и «чужой», в более широком
смысле — страха перед незнакомым, новым и
неожиданным воздействием или всем тем, что
отличается от привычного образа матери. Обычно
этот страх проходит к середине второго года
жизни при условии отсутствия каких-либо пугающих
воздействий, падений, болезненных процедур и
помещения в больницу.
Родителям нужно особенно внимательно
и чутко относиться к ребенку первого года жизни,
не перепоручать уход за ним родственникам, не
совершать длительных поездок, не отдавать малыша
без особой необходимости в ясли и находиться
рядом с ним в случае помещения в больницу.
На втором году жизни практически
половина детей испытывают страх при неожиданном
появлении постороннего, резком звуке, боли,
находясь на высоте и от пребывания в одиночестве.
На третьем году появляется страх перед
наказанием, который отражает возрастающую
активность детей и их понимание последствий
своих поступков. В два года может возникнуть
страх перед животными, особенно собаками, и перед
движущимся транспортом. Страхи у детей этого
возраста выражены значительно меньше, если отец
принимает активное участие в воспитании и если
воспитание не превращается в войну с
формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу
должна быть предоставлена возможность выражения
своих переживаний, в том числе и отрицательных. А
задача родителей — своевременно помогать в
преодолении реальных и воображаемых опасностей.
В возрасте от трех до пяти лет каждый
второй из детей боится сказочных персонажей,
боли, неожиданных звуков; каждый третий — воды,
транспорта, одиночества, темноты и замкнутого
пространства. Особенно часто такие страхи
встречаются у детей, чьи родители излишне
беспокойны и в то же время принципиальны. В
возрасте шести лет иногда появляется страх
смерти, обусловленный осознанием категорий
времени и пространства, необратимости
происходящих возрастных перемен. Подобные
страхи встречаются почти у каждого второго
ребенка.
Детские страхи чаще встречаются при
заболевании одного из взрослых в семье,
постоянных разговорах на эту тему, а также при
хирургических операциях у детей (например, по
поводу удаления аденоидов).
В младшем школьном возрасте прежние
страхи, как правило, смягчаются, но появляются
новые — боязнь опоздать в школу, получить плохую
отметку.
Для подросткового возраста страхи
гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее
состояние тревоги и беспокойства в связи со
смутно осознаваемыми возрастными переменами.
Все перечисленные страхи носят
временный, преходящий, возрастной характер.
Однако бывают и страхи иного рода —
невротические. В их основе всегда лежат
психические потрясения и травмы у детей,
неумение взрослых справиться с их возрастными
проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях,
конфликты в семье и тревожно-мнительные черты
характера у родителей. Преодоление
невротических страхов возможно лишь при условии
изменения родителями своих неадекватных
установок, нормализации отношений в семье,
предоставления детям большей возможности для
эмоционального самовыражения и проявления
активности. В ряде случаев необходима
квалифицированная психотерапевтическая помощь.
По согласованию с психотерапевтом можно
использовать некоторые несложные и доступные
методы психологической коррекции. Детям пяти —
десяти лет можно предложить нарисовать свои
страхи, а потом сюжет о том, как можно их не
бояться. Это помогает повысить уровень волевой
саморегуляции и самообладания. Можно попросить
детей сочинить сказочные истории на темы их
страхов и разыграть их в семье или специально
подобранной группе сверстников. Коррекционный
эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре
изображает пугающий его образ, а боящегося —
сверстник или родитель.
Устранение невротических страхов
требует терпения и заинтересованности
родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать,
стыдить, требовать их прекращения. Участие
родителей в разрешении эмоциональных проблем
детей, контакт с ними, взаимопонимание —
необходимые условия преодоления детских
страхов.
Сергей СТЕПАНОВ
(печатается по статье «Страхи» с
сокращениями)
|