Мастерим из природного
материала
Льняное моделирование
Лошадка
Для всех привычны поделки из соломки:
пауки, лошади, птицы. Но не менее интересны
изделия из льна.
Чесаное льняное волокно можно взять на
льнозаводе или получить самим. Для этого нужно
высушенные стебли льна сначала хорошенько
помять (можно вручную, но обязательно в
матерчатых рукавицах), чтобы остались волокна
без твердых кусочков стебля, затем с помощью
редкого гребешка хорошенько вычесать. Основная
масса волокон при вычесывании станет ровной,
шелковистой, напоминающей локоны волос, а часть
спутанных волокон (пакля) останется в стороне.
Выбрасывать паклю не нужно, она пригодится для
работы.
Работать с льняным волокном намного
проще, чем с соломкой, его не нужно замачивать,
добиваясь мягкости. Хорошо вычесанное волокно
эластичное и мягкое. Работать с ним одно
удовольствие. С детьми работу со льном можно
начинать с простейших бескаркасных куколок,
изготовление которых напоминает технологию
изготовления фигурок из пряжи.
Следующим этапом может быть
изготовление кукол, в основе которых находится
каркас (проволочный или картонный).
Для изготовления куклы-девочки в
качестве каркаса создается картонная «юбка»
конусообразной формы. Конус намазывается клеем и
аккуратно вставляется в льняную «юбку»
заготовки. Льняные волокна аккуратно
расправляются и приглаживаются по всей площади
картонной заготовки.
Проволочный каркас необходим для
изготовления куклы-мальчика — без него готовая
поделка не сможет стоять или сидеть.
Самый сложный этап в изготовлении
поделок из льна — моделирование образов
животных.
Для изготовления лошадки нам
понадобятся чесаное льняное волокно,
алюминиевая проволока в оболочке, нитки для
шитья, клей ПВА.
Так как льняное волокно мягкое и
эластичное, при изготовлении скульптуры
необходим каркас. Поэтому работу начнем с
изготовления проволочного каркаса (из цельного
куска), который по своему виду будет напоминать
стоящую фигуру лошади. 1,5 метра проволоки сложим
пополам, и, слегка скручивая между собой две жилы
проволоки, создадим сначала голову и шею. Затем
каждую из жил сложим пополам для создания
передних ног. Соединив жилы вместе, образуем
туловище. В конце туловища сложим каждую из жил
пополам, создав, таким образом, задние ноги.
Сомкнувшись, жилы образуют хвост. Остаток
проволоки обрежем с помощью кусачек.
Следующий этап работы — создание
объема. Вычесанную паклю намотаем на каркас в
местах естественного утолщения: голова,
туловище.
Подготовим 8 прядей льна одинаковой
толщины (объем мизинца) и длины (в 2,5 раза длиннее
ноги) для создания ног. Пряди попарно сложим
крестом и перевяжем нитками. На место перевязки
двух прядей поставим одну из ног будущего коня.
Аккуратно приподнимая льняные пряди с четырех
сторон, равномерно обволакиваем ногу, делая
перевязки нитками в трех местах: отделяя копытце,
коленный сустав и закрепляя возле туловища.
Обрезать концы прядей не нужно. Аналогично
создаем три других ноги.
Одну прядь (объемом с указательный
палец) сложим пополам и, отступив от сгиба 1 см,
сделаем перевязку (это мордочка). Внутреннюю
часть «мордочки» наложим на проволоку в
соответствующем месте каркаса. Аккуратно,
равномерно распределим волокна по объему головы
и сделаем перевязку за ее пределами, закрепив,
таким образом, мордочку и форму головы.
Оставшиеся концы прядей обмотаем вокруг шеи.
Для туловища возьмем две пряди (объем
указательного пальца), положим их крест-накрест и
перевяжем. Обрамление туловища начнем с грудки.
От места связки распределим пряди таким образом:
нижняя прядь идет между передних ножек, а верхняя
делится пополам, и ее части соединяются с правой
и левой прядями. Первую перевязку делаем сразу за
передними ногами. Вторая перевязка — перед
задними ногами. Далее пряди распределяются таким
образом: нижняя идет между задних ног и
поднимается вверх, образуя хвост, а все остальные
примыкают к нижней в верхней части. В месте
соединения прядей делается перевязка. Хвост
может оставаться длинным, а можно его обрезать,
сделав коротким.
Для конской гривы подготовим 8—10
прядей льна (объем — указательный палец). Сложив
прядь пополам, обхватываем ею шею, начиная от
головы, и тут же сделаем перевязку. Следующую
прядь располагаем очень близко к первой (чтобы не
было промежутка) и перевязываем. Таким образом
обрамляется вся шея, образуя густую гриву. Когда
работа по формированию гривы закончена, с
помощью ножниц сделаем стрижку. Самый короткий
ворс — возле головы, а затем он плавно
увеличивается к средней части гривы. От средней
части до спины длина ворса одинакова. Гриву коня
можно украсить кружевами, искусственными
цветами.
Для того чтобы поверхность изделия
оставалась ровной и гладкой, нужно всю поделку
смазать клеевым раствором с помощью кисти. Мазки
делать по направлению волокон.
Домашние обереги
Может быть, для кого-то покажется
удивительным применение в изготовлении поделок
сорных растений семейства мятликовых, к которым
относятся бор развесистый, вейник наземный,
бухарник шерстистый, мятлик луговой, овсяница
овечья, овсяница красная, вейник тростниковидный
и др. Эти растения можно найти на лугах, в полях, у
обочин дорог. Они привлекают внимание своими
тонкими длинными стеблями, на которых от ветра
колышутся кисти-метелочки. Иногда их собирают в
букеты для украшения интерьера квартиры. Если же
эти растения собрать в достаточном количестве,
то круглый год можно будет создавать
удивительные композиции.
«Домовушки» чаще всего вешают на стену
в кухне. Сделаны они из природных материалов:
кожи, лыка, крупы, соленого теста, сушеных ягод и
цветов. Все «домовушки» содержат похожий набор
символических фигурок и предметов: миниатюрные
веники, лапти и венки, плетеные скатерки,
горшочки с кашей, выпечка, букеты сухоцветов.
Каждый предмет имеет свое значение:
веник символизирует чистоту в доме;
чеснок и перец выгоняют нечистую
силу;
домашняя выпечка и горшок с гречневой
кашей символизируют хлебосольность и достаток;
букет сухоцветов — уют и красоту;
мешочек с можжевельником — чистоту
мыслей;
семена подсолнуха — детей в доме;
кукуруза — взаимопонимание;
горох и фасоль — мир и дружбу;
мешок — богатство;
полотно — счастье в доме.
Основой
«домовушки» может быть веник, мешочек,
деревянная ложка, подкова, венок. На основу
крепятся маленькие предметы (перечисленные
выше), несущие в себе определенный смысл и
составляющие оригинальную композицию.
Веник легко сделать из растений
семейства мятликовых. Для этого нужно растения
связать в небольшие пучки (толщиной с
указательный палец). Перевязку сделать посередине
каждого пучка. Несколько пучков положить рядом,
нижние части (соцветия метелочки) условно
разделить пополам и сделать еще по одной
перевязке ниже существующей, но уже захватывая в
одну перевязку по две половинки рядом лежащих
пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а
нижняя — комель. Комель нужно плотно перевязать
льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную
и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю
часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью
ножниц и ножа. Основа для «домовушки» готова.
Теперь на метелку нужно прикрепить
элементы украшения и символы. Для каждого это
украшение может быть индивидуальным, в
зависимости от смысла, вкладываемого в его
создание.
Рисунки на бересте
Березовая кора — береста — один из
самых красивых и прочных материалов для
изготовления разных поделок. На Руси в народном
творчестве издавна славились изделия из бересты.
Для работы целесообразно использовать кору
берез, выросших на сухих почвах, так как она более
плотная, крепкая и гибкая.
Собирать бересту желательно весной и
ранним летом, когда она легко снимается и имеет
самый лучший цвет, причем только с берез и
веток, которые повалены в бурю или спилены.
Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки
или ствола и по окружности, получая полоску
шириной 20—25 см. Снятую кору очищают от грязи и
мха, протирают с внутренней стороны влажной
тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.
Береста со свежих (спиленных
лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко
расслаивается и поддается обработке, особенно
если ее поместить в горячую воду (распарить).
После распаривания полоски бересты необходимо
положить под доску с грузом, чтобы кора стала
ровной.
Каждая вещь из бересты индивидуальна и
неповторима, так как здесь присутствует только
ручной труд.
Основные сюжеты картин — пейзажи,
деревья, церкви, деревенские дома, ручьи, поля. А
время года, которое чаще всего изображают на
таких картинах, — зима или ранняя весна, когда
еще не сошел снег. Почему? А потому, что яркие
краски лета и осени не гармонируют с мягкой
белизной бересты.
Для работы на бересте используются
гуашевые краски с добавлением клея ПВА. Они
быстро высыхают и впоследствии образуют пленку,
которая не растворяется водой.
Береста выбирается по размерам рамки
или наоборот — рамка подгоняется под размер
бересты. Клеем ПВА наклеим бересту на лист ДВП
того же размера, что и у рамки. Поставим
наклеенную бересту под мягкий пресс на 24 часа.
Маленьким ножом почистим бересту в тех
местах, где будет рисунок. Нужно аккуратно
поддеть слой бересты с уголка и убрать его со
всей плоскости. Главное — не перестараться,
очищая бересту. Оставим на бересте несколько
наростов, которые можно использовать в
композиции рисунка. Приложим к бересте рамку,
отодвинем от себя бересту и внимательно
рассмотрим ее поверхность, наросты.
Приглядевшись, можно увидеть в них стволы
деревьев, облака, снежные сугробы... Оставив
несколько таких наростов, мы превращаем простой
рисунок в настоящую картину на бересте.
Когда сюжет рисунка уже существует,
придумана композиция, подобран цвет, можно
начинать рисовать. Только надо помнить, что
рисование на бересте ведется постепенно.
Сначала коричневой краской (неяркой,
полупрозрачной) наносится общий фон изображений
(церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на
однотонные пятна с формой изображаемых
предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы
места, предназначенные для изображения снега,
оставались нетронутыми.
Пока краска не высохла (на бересте она
сохнет долго), с одной стороны изображения
наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой
стороны — матово-голубые. Эти условные введения
делают рисунок объемным. На первый взгляд
получается некрасиво и размазанно, однако это не
должно пугать.
Когда краска высохла, с помощью самой
тонкой кисти и черной краски наносим почти
чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома,
окна, заборы... Все маленькие детали
вырисовываются тонкими линиями. Оставим только
деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже
более темной краской.
Все оттенки снега можно найти в
бересте. Подберем колер к более темному оттенку и
с разной насыщенностью нарисуем снег на крышах,
на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах.
Этим же колером сделаем тени под домами, нарисуем
травинки на фоне темных домов.
Слегка засветлив колер белилами,
сделаем несколько светлых мазков на деревьях и
кустах переднего плана.
Для «освещения» окон используется
светловато-оранжевый, желто-оранжевый,
желто-зеленый, малиновый,
зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается
для придания картине радости, таинственности.
Вставим готовую картину в рамку,
заклеим ее с обратной стороны толстой бумагой
или картоном и положим под пресс на 24 часа.
Расписные камушки
Рисовать можно не только на бумаге или
бересте, но и на камушках. Замечательная память
может остаться от посещения моря: привезенные
камушки — гальку — можно разрисовать морскими
сюжетами и на протяжении всего года любоваться и
вспоминать приятные мгновения путешествия.
Миниатюры на камушках могут быть очень
приятными и оригинальными подарками.
Сделать их очень просто. Летом на реке,
на озере или на море нужно собрать гладкие
камушки разной формы и размеров, вымыть их и
высушить.
Чтобы нанести на них рисунок, сначала
покроем камушки белой гуашью. Когда она
подсохнет, нарисуем тонкой кисточкой на камне
картинку. Для того чтобы гуашевые краски стали
водостойкими, необходимо добавить в них клей ПВА.
Когда рисунок высохнет, покроем камушек
прозрачным лаком или раствором клея ПВА.
Темы для рисунков могут быть самыми
разными. Если нарисовать солнышко и море, то
камушек всегда будет напоминать о теплых летних
днях. Новогодняя елка будет хорошим напоминанием
о празднике Нового года. Можно нарисовать
мордочку симпатичного зверька или что-нибудь
еще. Тему может подсказать форма камня. Можно
сделать какие-нибудь памятные надписи. Вот
подарок и готов!
Михаил КУДЕЙКО, г. Минск
|