Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2004

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Продолжение. Начало см. в № 10, 13, 19, 21/2004

Записки воспитательницы

16.XI. Сегодня я, наконец, окончательно поняла, какая я дура. Набитая.
Все опять из-за «тихого часа».
Как я уже говорила, у Любови Борисовны есть дочь Геля. Ей 12 лет. Она часто заходит за мамой после школы и знает всех детей по именам. Любовь Борисовна ее даже иногда оставляет с детьми на «тихом часе». И вот Илюша (наш главный хулиган) сегодня сказал:
— Мы любим спать с Гелей.
А Вика подтвердила:
— Да, с ней все хорошо спят.
Вот тебе раз! А ведь я-то успеваю вся изнервничаться за этот самый «тихий час».
Я решила проверить. «Запустила» к ним Гелю, даже читать им не стала, соврала, что занята. Сама сижу в группе. Слышу — действительно тихо! Я вытерпела минут 40, заглянула в спальню: почти все спят! Только Ксюша, Игорь, Маша, Ариша, Лера, которые вообще никогда не спят, лежат так, — но эти дети дисциплинированные: хоть сами не спят, но и другим не мешают. Ай да Геля!
Смотрю на нее: а она взяла кубики, те самые, которыми наши дети играют, села к окну и играет этими кубиками. Сидит спиной к детям, не обращая на них ровно никакого внимания.
Вот тут-то я и поняла, какая я идиотка. Да ведь они «плохо себя ведут» именно потому, что мы с Любовью Борисовной этого от них ожидаем! Больше всех хулиганит Илья Воронов, а у Гели он спит! Просто я оказалась благодарным зрителем для их шалостей: еще бы, такое внимание им уделяла, будто их баловство — самое важное, что есть на свете!
Ну, дурочка!
Все, теперь буду делать так: книжку почитала, вышла в группу — и не обращать внимания на них, если только там не какой-нибудь уж слишком явный шум. Но и тогда не сердиться, а подойти, поправить одеяло, погладить по головке и уйти.
Бедные дети: им приходится среди бела дня два с половиной часа валяться в постелях! Я бы с ума сошла!

17.XI. Вчера был так называемый «педчас», я познакомилась со всеми своими коллегами. Есть очень симпатичные лица. Но сам педчас мне не понравился.
Начался он с игры, цель которой — запомнить имена друг друга. Проводила игру психолог, Мария Сергеевна, молодая девушка, очень бойкая, даже подчеркнуто развязная, но бойкость ее мне показалась напускной.
Игра такая: каждый должен назвать цветок, «с которым он себя ассоциирует» (так выразилась Мария Сергеевна). Назвать свое имя-отчество. Потом следующий, по часовой стрелке (все сидели в кругу), но он называет сначала цветок и имя-отчество предыдущего, а уж потом свои — и т.д., и т.п. Потом нужно было назвать животное, потом еще что-то. Продолжалось это долго.
Интересно, что заведующую с трудом удалось уговорить сесть со всеми вместе: она как-то лучше себя чувствует отдельно от других. Играли, в общем, как дети, я пока успела всех рассмотреть.
Больше всех меня интересует Саодат Рустамовна, моя «соседка» по этажу: она работает в подготовительной группе, ее дверь рядом с нашей. Саодат замечательно держится, гордая, с великолепным достоинством — прямо княгиня! — ну и красивая. Я ее часто вижу на прогулке, в коридоре. Она всегда спокойна, уверена в себе, никогда не повышает голоса, никогда никуда не торопится. Хотела бы и я так научиться! А ведь на вид она ненамного старше меня.
Мне бы хотелось с ней сойтись поближе, но пока не получается: она такая недоступная! Пока мы с ней только что здороваемся.
Еще мне нравится музрук, Светлана Павловна. Она большая, как дом. Она мне нравится за умение обращаться с детьми. Дети ее слушаются, как собачки: она и пошутит, и поворчит, но никогда не злится, не выходит из себя, — и поет она здорово, и танцует (несмотря на комплекцию!), и играет на пианино. Умеет работать! Я ее за это очень уважаю.

Да, так о педчасе. Играли мы, играли, я уже всех успела рассмотреть. Соскучилась. Честно говоря, странный педчас. Добро бы нас научили играм, в которые можно играть с детьми.
Потом началась официальная часть. Тема — развитие речи 3—4-летних детей. А у меня таких нет, у меня только Сеня четырехлетний, и то ему скоро будет пять. «Докладывали» наши воспитательницы скучно, по бумажкам: по-моему, все это они из книг выписали. О «своих» детях ни слова.
И, опять же, интересно: когда играли, заведующая себя явно чувствовала не в своей тарелке. Теперь она уселась за свой стол, отдельно от всех, строго всех слушала, придирчиво задавала вопросы. Но даже я поняла по ее вопросам: она сама в этом ничего не смыслит. Да и не интересует ее развитие речи детей. Это она так: показывает, кто в доме хозяин, — чтоб подчиненные боялись и уважали.
Потом заведующая стала высказывать свои претензии по чистоте в группах: что где должно лежать, что куда убирать и пр. Важная тема, ничего не скажешь! Но самое любопытное, что говорила она это довольно-таки хамским тоном, неуважительно, грубо.
А я вспомнила, как она на этой неделе вызывала меня к себе, стала спрашивать, когда я ухожу с первой смены, сколько часов отрабатываю — ну, я ей по простоте ответила правду. Она: «Вы недорабатываете: по КЗОТу положено 36 часов работать, а у вас получается 32». Я, признаться, растерялась, говорю: «Хорошо, я буду оставаться до двух часов». Это ее удовлетворило, я ушла, а сама думаю: «А что я буду делать во время «тихого часа», когда уже пришла на вторую смену моя напарница? Сидеть, читать книжку? Зачем? Какой в этом смысл?»

А на следующий день заведующая зашла ко мне в группу и говорит: «Извините, я ошиблась: для молодых специалистов установлена норма 32 часа». Я ее вежливо поблагодарила, а сама думаю: «О Господи! Да ведь она уверена, что работать — это значит куда-то прийти и там отсидеть определенное количество часов, — чем меньше, тем лучше! Она даже не понимает, что работать — это значит что-то делать, пользу приносить. М-да!»
И действительно, наша Наталья Петровна в детском саду совершенно ничего не делает. Зайдет в группу, мельком бросит «Здравствуйте!», кинет взгляд по углам (чистоту проверяет) и уходит. О нашей работе она ничего не знает, и ее это явно не интересует. Детей многих не знает даже по именам. Если она в детском саду, то просто сидит в своем кабинете, или у секретаря, или, наконец, в методкабинете: пьет чай, болтает со своими. «Свои» — что-то вроде «адъютантов ее превосходительства» — это психолог, методист и секретарь. Все они с детьми не работают и, насколько я заметила, вообще ничего полезного не делают.
Как-то грустно мне стало после этого педчаса.

А дома еще мама нагнала тоски. Я ее спросила: «Как же так?» — рассказала о своих впечатлениях о нашем внутридетсадовском начальстве. Мама вздохнула и довольно-таки спокойно говорит:
— Знаешь, я сейчас работаю уже в четвертой по счету школе: из четырех директоров три были точно такие же, как твоя Наталья Петровна. А был один мужчина — это был карьерист, честолюбец: ему хотелось, чтобы его школа давала самые блестящие результаты, а что это такое у нас? Это оценки. Вот он давил на учителей, чтобы ставили высокие оценки, несмотря ни на что. С ним было тяжелее всего работать. Я тогда и ушла, как только выпустила детей. А если директор ни во что не вмешивается, не ходит на уроки, ничего не делает — это лучше всего.
Уверенно так сказала. И нагнала на меня страшную тоску.
Значит, у нас по-прежнему слаще всего живется бездельникам, паразитам? Помню, как на уроке русского языка в училище нам как-то объяснили, что слово «работа», оказывается, этимологически однокоренное со словом «раб». Работают — значит рабы. Это даже вроде как тавтология.
Но я не хочу быть рабыней! Я хочу быть свободным человеком!
Неужели после всех революций, «перестроек» и «демократизаций» мы по-прежнему живем в рабстве?

Продолжение следует

Материал подготовлен В. СЛУЦКИЙ

 

Рейтинг@Mail.ru