Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Дотационный регион – на стартовых позициях реформы

Михаил НИКИТЕНКО.Новый 2005 год работники дошкольных учреждений ожидают без романтических иллюзий. Будущее не определено ни для детей, ни для педагогов, ни для детских садов как образовательного института. Насколько оправданы наши общие тревоги?
За ответом на этот вопрос мы отправились в Республику Марий Эл.
Марий Эл – регион дотационный и поэтому показательный. На вопросы об образовательных перспективах Марийской Республики отвечает начальник Управления образования Администрации г. Йошкар-Олы Михаил НИКИТЕНКО.

— Михаил Яковлевич, какие изменения ожидают детские сады города в ближайшем будущем, в связи с финансовой реформой образования?

— Никаких серьезных изменений не ожидается. Мы намерены придерживаться той политики в области образования, которая проводилась администрацией города до последнего времени. Поэтому никаких сокращений — ни в финансовом обеспечении, ни в штатных расписаниях учреждений — не предвидится.

— А силы у республики для этого есть?

— Силы есть. По крайней мере на настоящий момент. Бюджет на 2005 год уже заложен и позволяет нам сохранить финансирование образования на уровне предыдущего года.

— Это касается и школ, и детских садов?

— Да. Мы не предполагаем сокращать сеть дошкольных учреждений. Более того, мы даже готовимся принять под свою опеку садики, находившиеся до сегодняшнего дня в ведении Министерства обороны и ФСБ. Как в начале 90-х муниципалитет принял в свое ведение бывшие ведомственные сады промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так сейчас принимает эти детские сады.

— Всех нас беспокоят слухи о повышении родительской платы за содержание ребенка в детском саду. От этого непосредственно зависит сохранение контингента детей в дошкольных учреждениях. Как будет решаться этот вопрос в вашем городе и в республике в целом?

— Пусть слухи остаются слухами. Мы как взимали плату с родителей порядка 20% от общей стоимости пребывания ребенка в детском саду, на этом уровне и сохраним ее. По крайней мере в 2005 году. Более того: мы в своем городе сохраняем всю систему льгот по оплате за детей, которая действовала раньше, — в поддержку социально необеспеченным семьям. У нас, например, есть специализированные образовательные учреждения, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, — такие, как детский сад для тубинфицированных малышей. Вообще сеть специализированных дошкольных учреждений города, которую мы создали за последние десять лет, является предметом нашей гордости. Кроме самого «старого» детского сада для слабовидящих малышей, у нас теперь есть садик для слабослышащих детей, садик для детей с аллергическими заболеваниями, для детей с ДЦП. Есть у нас и Центр лечебной педагогики, в задачи которого входят ранняя диагностика психофизиологических нарушений у дошкольников, консультативная и коррекционная работа. В области специализированного дошкольного образования мы — и по задачам, и по охвату детей, и по разнообразию коррекционной работы — опережаем города других регионов. Да и другие садики на месте у нас не стояли. В каждом детском саду мы ввели должность психолога и физкультурного работника — хотя это непросто было. А в школах, кроме психологов, у нас теперь есть еще и социальные работники.

— Когда перечисляются достижения в системе образования последних лет, хочется тяжело вздохнуть. Сможете ли вы удержать свои образовательные учреждения на уровне достигнутого? Сможете ли удержать недавно введенных в штат специалистов?

— Мы на это нацелены.

— Тогда откройте секрет: откуда дотационный регион возьмет на все это деньги в 2005 году?

— Дотационный — не дотационный, но есть защищенные статьи расходов, которые не зависят от внешних условий. Питание детей в дошкольных учреждениях, например, оплачивается как раз по такой статье. Эти статьи предусмотрены муниципальным бюджетом.

— А как насчет обещанной 20-процентной надбавки к зарплате для работников образования?

— И эта статья расходов нашим бюджетом предусмотрена.

— Но ведь нормативная база, регулирующая деятельность образовательных учреждений, была разработана только на федеральном уровне. В настоящий момент и регион, и город должны разработать свою нормативную базу, определяющую содержание и финансирование школ, детских садов, досуговых центров; свою систему тарификации, предусматривающую оплату педагогического труда и труда других работников детских садов и школ.

— Блок социальных программ рассматривается законодательными органами нашего региона на ближайшей сессии. Состоится она до конца ноября.

— Но ведь до вступления в силу новых законов остается только полтора месяца. Насколько возможно за такой короткий срок выполнить такую объемную и серьезную работу?

Календарь природы в «Сказке» (начальная школа-детский сад № 5 г. Козьмодемьянска)

Календарь природы в «Сказке» (начальная школа-детский сад № 5 г. Козьмодемьянска)

— Я думаю, наши депутаты на ближайшей сессии не в первый раз будут обсуждать будущие изменения. Многое уже сделано.

— Ближайшая сессия будет принимать законы в первом чтении?

— У нас не тянут с принятием законов. Все происходит быстро, потому что принятию закона предшествует большая подготовительная работа.

— Все-таки между принятием закона и тем моментом, когда он наконец попадает в органы исполнительной власти, всегда проходит некоторое время. Опять подчеркну: остается совсем мало времени. Вы как исполнительная власть успеете перестроиться для работы с учетом новых законов и при этом без ущерба для образования? Ведь даже сами законодатели сетуют на то, что инструктивное письмо из центра пришло поздно.

— Регион у нас компактный. Законодательные и исполнительные структуры работают в тесном контакте. Они даже территориально расположены близко друг к другу. В Йошкар-Оле здание Управления образованием, здание Министерства образования Республики и здание Правительства находятся на расстоянии 50 метров друг от друга — на одной площади. Поэтому, я думаю, все основополагающие вопросы будут быстро решаться. По крайней мере так было до сих пор.

— То есть в январе работники образования в обычный срок получат свою зарплату, увеличенную на 20%? Им не скажут вдруг: выплату денег задерживают по причине того, что некоторые важные бумаги не подписаны?

— Для таких опасений, как невыплата зарплаты, нет никаких оснований. Я вообще не понимаю, откуда берутся все эти опасения. На днях я общался со своим коллегой из Ярославля. И он тоже абсолютно спокоен в отношении перспектив образования своего региона.

— То есть низы волнуются, а верхи спокойны?

— Кто именно волнуется-то?

— Профсоюз работников образования, например, волнуется.

— Ну, так профсоюзу положено волноваться. Это у профсоюзных работников в крови — волноваться. Что касается их конкретных переживаний — по поводу минимальной заработной платы для работников образования, — они, может, и обоснованны. Но согласитесь: нельзя уравнивать зарплату по всей территории страны — такой большой и неодинаковой по уровню жизни. Сравните хотя бы стоимость жизни в Москве и в нашем городе. Это же разные вещи!

— Конечно, разные. И столичные власти это, к счастью, понимают. Поэтому в таком дорогом по уровню жизни городе, как Москва, существуют столичные надбавки педагогам. В народе их называют «лужковскими». Они до некоторой степени спасают воспитателей детских садов от голодной смерти. Хотя, несмотря на эти льготы, педагоги — в особенности работники дошкольных учреждений — самая малообеспеченная часть населения.

— Да, конечно, маленькая зарплата у педагогов, что тут говорить... Но наши региональные власти стараются. В 2004 году, например, нам смогли перечислить на 39 млн. рублей больше, чем планировали изначально. И благодаря этому 4 ноября у нас был двойной праздник. Мы День Республики отмечали, а городское образование — еще и погашение задолженностей по коммунальным услугам. И на подготовку к новому учебному году администрация выделила нам дополнительно 9 млн. рублей. Сейчас ждем компьютеры в школы — в рамках Федеральной программы модернизации образования.

— То есть в республике есть некоторые ресурсы не только на сохранение образования в нынешнем виде, но и на его развитие?

— Есть, есть… Но, конечно, ресурсов этих недостаточно. Тут невозможно отрицать очевидное. Финансирование наше покрывает только 46,8% от потребностей образования. Даже до половины — и то не дотягиваем… Но — живем.

— А местные бизнесмены как-то участвуют в финансировании образования? Есть ли в городе какие-нибудь богатые люди, которые вкладывают деньги в развитие образования?

— В основном родители. Родители готовы вкладывать в образование своих детей все, что у них есть. Но чтобы какие-то коммерсанты вдруг захотели что-то для образования сделать, такого у нас нет, к сожалению. Сами стараемся — силами Управления образования, силами городских властей.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

Послесловие

Почему-то к концу беседы всем ее участникам — и собеседникам, и внимательным слушателям — стало грустно. Но может ли возникнуть другое настроение, когда речь заходит о суммах, отпускаемых государством на образование? Никогда эти цифры не внушали энтузиазма. И работники управлений образования самых разных российских городов часто напоминают портных, от которых требуют одной заплаткой залатать множество дыр на расползающемся школьном пиджачке. Как ни искусен портной, дыры все равно зияют…
А потом мы отправились на увлекательнейшую экскурсию по детским садам республики. Хорошие садики в Марий Эл — обжитые, уютные, теплые. И воспитатели хорошие — такие же, какие встречаются по всей стране, — с выдумкой и энергией, непропорциональными зарплате. И с перспективами, определяемыми бюджетом на 2005 год. Бюджетом, который региональные власти пока пытаются удержать, не уменьшая. Как спортсмен-тяжеловес, выступающий в чужой весовой категории.

 

Рейтинг@Mail.ru