Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2004

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Продолжение. Начало см. в № 10, 13, 19, 21, 22, 23/2004

Записки воспитательницы

19.XI. Сегодня опять наказала Илюшу, поставила в угол. Сижу теперь, себя ругаю. Нет, я совсем не считаю, что детей нельзя наказывать. Можно. А часто и нужно. Безнаказанность — по-моему, не лучший метод воспитания. Но вот Илюшу, по-моему, наказывать — да еще так, как я сегодня — нельзя.

Илюша и Максим — наши главные хулиганы. Их и Любовь Борисовна часто наказывает.

Нет, конечно, мальчишки эти, что называется, «трудные» — сравнительно с другими. Есть дети и спокойные, и послушные — их большинство. А с этими — да, трудно.

Илюша мальчик вредненький. Он и ущипнет, и стукнет как-то по-особому, больно. Говоришь ему что-то, он вроде как не слышит. В постели он корчится, будто у него судороги, а то засвистит или начнет биться головой о край кровати: ему нравится звук, который при этом получается. Все собираются на прогулку, дежурные (Надя, Ариша, Вика) давно уже одеты и помогают одеваться другим, — а Илюша еще и не начинал одеваться: он или о чем-то спорит с Максимом, или возится с Сеней, или просто кого-то задирает. На прогулке он никогда не играет с нами, уйдет куда-нибудь в сторонку с Максимом, и там они что-то свое делают. Почему он такой?

Максим, кроме своей «трудности» для воспитателей, ну ничем на Илюшу не похож. Илюша интеллектуально самый слабый мальчик в группе, памяти у него ноль, словарный запас крошечный, букв он не знает, «читать» может только по картинкам (если нарисован петух, он скажет, что это петух). Максим мальчик умный и бойкий, знает все буквы, у него хорошая память. Илюша физически слабый, бледненький, тощий, как червячок, быстро устает; Максим силач, здоровяк, кровь с молоком. Илюша любит возиться где-нибудь в уголке, один; Максим невероятно общителен, ни минуты не может пробыть в одиночестве. Илюша вредный, любит подпакостить ближнему своему, умеет врать; Максим же совершенно добродушный, веселый и довольно правдивый ребенок.

Но он тоже трудный. Он какой-то хаотичный, буйный, его настолько захватывает то, что он делает, что он не видит ничего, не слышит ничего; у него невероятное количество энергии, и она так бьет через край, что ну никак наш Максим не укладывается в общие рамки.

Хотя почему, собственно, он должен укладываться? Он что, виноват, что он такой? Разве плохо быть энергичным?

Конечно, Лерочка, например, тоже почти никогда не спит днем — но она лежит в своей кроватке тихо, ворочается, страдает, самое большее — начнет шептаться с кем-нибудь из соседей. А Максим так не может: если он не спит — а он никогда не спит, — то и вокруг него никто не спит.

Накажешь его, он огорчается, даже, бывает, заплачет. И канючит: «Я больше не бу-у-ду!» Простишь — он через минуту уже беззаботно весел и опять хулиганит: не может выдержать, да и все тут. К тому же он невероятно легкомыслен и импульсивен, никогда не задумывается о том, что будет хотя бы через минуту.

А вот Илюша внешне нисколько не огорчается наказанием: кажется, он даже иногда специально провоцирует воспитателя, — нравится ему, что ли, чтоб его наказывали? Да нет, не может ему это нравиться, — но, может быть, он просто по-другому не умеет привлекать к себе внимание? Определенно, в душе у этого ребенка что-то не в порядке. Максим же, по-моему, — образец «мальчиковой» нормы, образец здоровья, в том числе и душевного.

И тем не менее они всегда вместе, и Максим говорит: «Илюша — мой самый лучший друг! Да, Илюха?». Когда у Максима был день рождения, он всем дал по одному «Сникерсу», а Илюше целых три!

И вот я, кажется, догадалась, в чем тут дело. Не знаю, права ли я, но, по-моему, эта странная дружба объясняется исключительно отношением к ним Любови Борисовны.

Еще когда я в первый раз пришла в группу, она рассказывала мне о детях и отдельно показала на Илью с Максимом: они играли вместе, в уголке — и говорит со вздохом: «Ну, эти дети у нас особые!» И так неодобрительно на них посмотрела.

Если нашалит Игорь или Владик, она к ним довольно снисходительна, а чуть-чуть выбьется из колеи Максим — сразу: «Ну, ты опять?! Да сколько же можно тебе говорить!»

Однажды Вика, увидев, что копуша Ксюша медленно одевается на прогулку (Вика дежурная по раздевалке и должна помогать тем, кто долго возится), возмутилась и говорит ей:

— Ксюша! Ты плохая — как Илюша с Максимом!

Ксюша ужасно обиделась.

Кто им внушил, что Максим и Илюша — плохие? Любовь Борисовна. Конечно, она не ведает, что творит, но это она сделала.

И дети в это поверили, и даже сами Максим с Илюшей поверили, отделили себя от всех и убеждены в своей какой-то особости (плохой!). Максима, правда, в силу его феноменальных легкомыслия и жизнерадостности это не слишком огорчает, а вот Илюшу!

А ведь в самом деле, я много раз замечала, что Илюша мальчик ранимый, мнительный, а еще он очень любит ласку, похвалы, тянется к взрослым. Может, ему дома просто недодают тепла? Может, просто это обделенный ребенок и с ним нужно быть терпеливей, ласковей, больше уделять ему внимания, чем другим, вполне благополучным и счастливым детям?

Нет, надо обязательно об этом поговорить с Любовью Борисовной! Скажу ей все, что думаю: посмотрим, что она мне ответит! Но так дальше не может продолжаться.

Между прочим, Сенька такой же хулиган, как Илюша с Максимом вместе взятые, и даже еще почище. Но он у нас самый маленький, ему еще только 4 года, и кроме того, он очень обаятельный ребенок и умеет этим пользоваться — и его почти никогда не наказывают. Все шишки валятся на Максима с Ильей.

Ну, положим, Сеня — просто ужасная шкода, и он у меня никакого беспокойства не вызывает. А вот Ваня! Хотя Ваня-то как раз, с нашей взрослой точки зрения, просто идеальный ребенок.

Нет, мальчик он симпатичный и умный, но все-таки какой-то странный. Что бы кто ни сделал не так, он обязательно придет и скажет (не наябедничает, нет, а — бескорыстно!): «Елена Михална, смотрите, а Максим снял шапку!», «А Сеня снег берет без рукавиц, разве можно без рукавиц брать?». Иногда возникает жуткое ощущение, что это не ребенок, не живой человек, а робот, автоматически выполняющий программу, заложенную в него взрослыми.

Как-то пришли мы с прогулки (я была во второй смене и застала всех еще на улице), Ваня схватил Любовь Борисовну за рукав и начал ей докладывать, кто что за время прогулки не так сделал, а потом говорит:

— А можно мы еще до обеда поиграем?

Никто из детей, даже Людочка, такого вопроса не задаст: всем понятно — раз столы еще не накрыты, то пока можно поиграть.

Любовь Борисовна смотрела-смотрела на него, слушала-слушала, да и говорит так задумчиво — не ему и не мне, а самой себе:

— Ну очень положительный ребенок!

Может, она и впрямь задумается, с чего это он такой «положительный» и так ли уж это хорошо для него? Ваня «положительный», а Илья с Максимом «отрицательные»? А меня, честно говоря, гораздо больше беспокоит «идеальный» Ваня, чем «хулиган» Максим.

И что-то я подозреваю, что и тот и другой — это в одинаковой степени продукты одних и тех же ошибок взрослых, одного и того же неправильного отношения к детям: отношения с точки зрения своей выгоды, своего удобства — чтоб нам с ними было полегче.

А разве нам должно быть легко? Ведь мы — воспитатели!

Продолжение следует

Материал подготовлен В. СЛУЦКИЙ

 

Рейтинг@Mail.ru