Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2004

ДОКУМЕНТЫ

Пока педагоги мучительно пытаются понять перспективы своей жизни, чиновники муниципальных властей вновь и вновь пересчитывают бюджетные медяки, отпущенные на образование (как ни пересчитывай, то в этой кучке не хватает, то в соседней), в Российском парламенте идет борьба вокруг надвигающейся административно-финансовой реформы. Мы знакомим своих читателей с документом, принятым парламентариями в преддверии заседания Правительства по вопросам развития образования.

Из проекта

«Перспективы развития отечественной системы образования»

Рекомендации парламентских слушаний

Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и перспективах развития отечественной системы образования, участники парламентских слушаний признают, что на современном этапе развития общества образование играет определяющую роль в формировании гражданского общества, создании инновационной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. Выполнение этой роли возможно только при условии устойчивого и постоянного развития образования, обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в системе образования за последние годы, участники парламентских слушаний отмечают некоторые позитивные тенденции. За период с 1999 по 2004 год увеличены расходы федерального бюджета на образование с 21,0 до 117,8 млрд. рублей, или более чем в 5,5 раза, в том числе увеличены объемы финансирования нового строительства, капитального и текущего ремонта образовательных учреждений, обновления научного и учебно-лабораторного оборудования, увеличены средства на оказание поддержки нуждающимся студентам.

При активной поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства России проведена значительная работа по компьютеризации сельских, поселковых и городских школ, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот.

Вместе с тем радикальное изменение социально-экономических условий, неисполнение ряда ключевых положений законодательства Российской Федерации в области образования, его неполнота привели к целому ряду негативных последствий.

Возрастает дифференциация доступности качественного образования, в том числе растут межрегиональные различия, различия между городом и селом, различия на уровне микрорайонов в одном городе, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов и другими категориями граждан. Все ощутимее проявляется разделение отечественной системы образования на элитарную и массовую, что ведет к нарушению основополагающего принципа государственной образовательной политики — общедоступности качественного образования.

Относительное увеличение бюджетных расходов на образование не соответствует реальным потребностям системы образования, не обеспечивает устойчивого функционирования системы. Хроническое недофинансирование образовательных учреждений не позволяет им укрепить учебно-материальную базу, сформировать библиотечные фонды, привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, широко использовать современные образовательные технологии, что существенно тормозит процесс модернизации, не позволяет обеспечить необходимый уровень качества образования.

В наиболее тяжелом положении оказались общеобразовательные учреждения в сельской местности, в малых и средних городах дотационных регионов, составляющие большинство школ страны.

По-прежнему остается одним из самых низких в стране уровень заработной платы в образовании. Это приводит к дальнейшему падению престижа профессии преподавателя, постоянному оттоку квалифицированных педагогических кадров в иные сферы деятельности. Сохраняется тенденция старения педагогических кадров, дефицит педагогических и управленческих кадров, несоответствие квалификации значительной части педагогов современным требованиям. Система повышения квалификации педагогических работников отличается консервативностью, слабым использованием современных образовательных технологий.

Пришла в упадок признанная во всем мире уникальной система дошкольного образования. За период с 1991 по 2002 годы сеть дошкольных образовательных учреждений сократилась более чем наполовину (с 87,6 тыс. до 48,9 тыс., или на 56 процентов), а число воспитывающихся в них детей — с 8,4 млн. до 4,3 млн., или на 51 процент. Возросла оплата родителей за содержание детей, снизился охват детей услугами дошкольных образовательных учреждений и, как следствие, нарушается конституционное право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, создаются неравные стартовые возможности для освоения детьми общеобразовательных программ в начальных классах. (…)

Медико-физиологический мониторинг показателей физического развития и здоровья детей, проведенный в 2002—2003 годах во 2-х и 11-х классах 700 школ страны, выявил существенное превышение нормативов максимального объема учебной нагрузки учащихся на протяжении учебной недели и, как следствие, негативную динамику состояния их здоровья.

В силу сокращения внешкольных и досуговых видов деятельности не используется в полной мере воспитательный потенциал общеобразовательных учреждений. Отсутствие целенаправленной работы по социализации и социальной адаптации детей и подростков, развитию их творческих способностей, формированию гражданского самосознания стало одной из причин увеличения числа необучающихся детей, беспризорных и безнадзорных среди несовершеннолетних. По данным Госкомстата России на
1 сентября 2002 года было выявлено 26,2 тыс. несовершеннолетних, которые не обучались в нарушение закона, среди которых 1,4 тыс. человек, или 5,51 процента, не учились никогда. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Уральском, Сибирском и Южном федеральных округах. (…)

Принципиально важным механизмом формирования и реализации государственной образовательной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы является ее нормативно-правовое обеспечение, в том числе в части разграничения компетенции и ответственности в области образования между всеми ветвями власти. Учитывая, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации, они являются основным механизмом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации.

Однако в ходе законодательных преобразований существенно изменились не в лучшую сторону основополагающие положения, определяющие государственную образовательную политику. Государство сконцентрировало свои усилия и обязательства на федеральных государственных образовательных учреждениях, исключив гарантии, обеспечивающие приоритетное развитие системы образования. Вступивший в силу Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., перераспределив полномочия между различными ветвями власти в области образования, внес неопределенности в ныне действующее законодательство. Например, не предусмотрено финансовое обеспечение реализации конституционного права граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в условиях передачи дошкольных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления, отсутствует четкий механизм передачи образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подготовленный Министерством образования и науки Российской Федерации проект Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования и приоритетные направления развития отечественной системы образования на период с 2005 по 2010 годы, не могут компенсировать утраченных законодательных положений, направленных на обеспечение приоритетности развития образования в Российской Федерации.

Не обеспечено выполнение значительной части мер, запланированных Концепцией модернизации российского образования на период 2001—2003 гг. в части:

— формирования эффективной независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования;
— введения государственных минимальных социальных стандартов в образовании;
— установления минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума;
— создания системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из семей с низким доходом среднего и высшего профессионального образования;
— перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования;
— создания отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников и т.д.

Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов.

Участники парламентских слушаний считают целесообразным сконцентрировать административные и ресурсные возможности государства на решении следующих ключевых задач по обеспечению устойчивого функционирования и эффективного развития российского образования:

— повышение доступности качественного образования для граждан, независимо от их социального, имущественного, должностного положения и места жительства;
— ежегодное увеличение доли ВВП на цели образования;
— эффективное использование бюджетных средств и привлечение инвестиций в сферу образования;
— укрепление учебной и материальной базы образовательных учреждений;
— обеспечение образовательных учреждений кадрами в соответствии с современными требованиями.

Учитывая особую возрастающую роль отечественного образования в развитии России и формировании инновационной экономики, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации:

вынести в 2005 году на рассмотрение Госсовета вопрос «О ходе модернизации отечественной системы образования».

2. Федеральному собранию Российской Федерации:

2.1. С целью законодательного обеспечения функционирования и развития системы образования принять федеральные законы, регулирующие отношения в части:

— статуса педагогического работника;
— дошкольного образования;
— организации и содержания дополнительного образования детей;
— образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования);
— развития новых образовательных технологий, базирующихся на средствах информатизации и коммуникации;
— обеспечения добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;
— учебного книгоиздания и обеспечения учебниками обучающихся;
— освобождения образовательных учреждений, получивших государственную аккредитацию от налогов, в том числе от налога на землю и от налога на имущество;
— создания эффективной, независимой от органов управления образованием, государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования;
— введения нормативного финансирования в образовании;
— создания условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений;
— развития системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, использования потенциала учреждений профессионального образования для подготовки и переподготовки населения;
— совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
— регулирования оплаты труда в сфере образования на отраслевой основе как системы минимальных социальных гарантий в области оплаты труда.

2.2. Организовать проведение в обществе широкого обсуждения законопроектов, направленных на введение новых организационно-правовых форм образовательных организаций перед их рассмотрением Федеральным собранием.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Утвердить стратегию развития отечественного образования на период до 2025 года;

3.2. Обеспечить реализацию мероприятий, запланированных в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

3.3. Подготовить и внести в Государственную думу Российской Федерации проекты федеральных законов:

— о финансово-экономических механизмах, стимулирующих развитие образовательных учреждений (налоговые преференции образовательным организациям и учреждениям);
— о правовом статусе социального партнерства в области образования;
— о разграничении полномочий по финансированию дошкольных образовательных учреждений между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом;
— о стимулировании работодателей, вкладывающих средства в развитие образовательных учреждений;
— о повышении заработной платы работников федеральных учреждений образования в 2005 году суммарно в объеме не менее чем в 1,5 раза, предусмотрев проведение второго повышения их заработной платы с июля 2005 года в 1,25 раза; создать условия для обеспечения соответствующего повышения заработной платы работников образования в субъектах Российской Федерации, не имеющих достаточных собственных финансовых ресурсов для реализации указанных мер;
— о нормативах финансирования образовательных учреждений;
— о системе государственного образовательного кредитования с целью расширения возможности получения детьми из
малообеспеченных семей среднего и высшего профессионального образования;
— об автономии образовательных учреждений, в том числе о создании условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

3.4. Поручить Минфину России и МРЭТ России разработать и разослать в регионы рекомендации, поясняющие механизмы передачи собственности, финансовых и иных активов, сопровождающих передачу с федерального на региональный уровень учреждений начального и среднего профессионального образования;

3.5. Обеспечить развитие общественных институтов управления образовательными учреждениями;

3.6. Поручить Минобрнауке России и МРЭТ России разработать на межведомственной основе проект Концепции непрерывного профессионального образования с целью совершенствования государственной кадровой политики в системе образования;

3.7. Осуществлять государственную поддержку негосударственных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям и обеспечивающим необходимое качество образования; (…)

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

4.1. Организовать в обществе широкое обсуждение приоритетных направлений развития отечественной системы образования на период до 2010 года;

4.2. Обеспечить реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на общедоступное качественное образование;

4.3. Приступить к разработке современных образовательных стандартов дошкольного, общего и профессионального образования;

4.4. Содействовать развитию современной образовательной индустрии;

4.5. Внести в Правительство Российской Федерации предложения по экономическим механизмам, обеспечивающим приток и закрепление в системе образования наиболее подготовленных специалистов;

4.6. Осуществлять контроль за обеспечением реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

4.7. Разработать основные положения государственного образовательного стандарта дошкольного образования, физиологически обоснованные нормативы по питанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, требования к созданию предметно-развивающей образовательной среды;

4.8. Отработать механизм и процедуру государственно-общественной аттестации и аккредитации образовательных программ с целью последующего законодательного закрепления; (…)

4.10. Обеспечить качественную подготовку и переподготовку педагогических и управленческих кадров для массовой школы и успешной реализации задач модернизации школьного образования; (…)

4.13. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части реформирования организации работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершенствования семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

4.14. Принять конкретные меры по обеспечению добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, в том числе на рынке учебного книгоиздания;

4.15. Содействовать развитию и внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникации, расширить эксперимент по отработке принципиально новых моделей образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить реализацию государственных гарантий права граждан на получение дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального профессионального и среднего профессионального образования;

(…)

5.3. Стимулировать бизнес-сообщества к участию в развитии региональной системы образования;

5.4. Повысить ответственность органов, учреждений, организаций (органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних, органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, организаций жилищного (жилищно-коммунального) хозяйства, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, не посещающих школу или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;

5.5. Обеспечить целевую финансовую поддержку семей, в которых дети не имеют возможности посещать образовательные учреждения по материальным причинам;

5.6. Организовать учет всех детей, находящихся (проживающих), в том числе временно, на данной территории, включая детей: из семей беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в социально опасном положении, подлежащих обучению, не получающих образование в нарушение закона;

5.7. Способствовать созданию и развитию с учетом потребностей конкретного региона, города, района:

— сети специализированных учреждений (включая открытие соответствующих отделений, филиалов, классов/групп в других образовательных учреждениях) для детей с ограниченными возможностями здоровья, подлежащих обучению в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (для детей, нуждающихся в длительном лечении);
— системы надомного обучения, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, обучения для детей с отклонениями в развитии и заболеваниями, не позволяющими посещать образовательные учреждения;
— консультационных услуг, специальных образовательных программ для родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в развитии и заболеваниями, не позволяющими посещать образовательные учреждения, либо нуждающихся в обучении в специализированных образовательных учреждениях в целях оказания им помощи в воспитании и обучении детей;
— системы мониторинга образовательных организаций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

5.8. Усилить воспитательную работу в подведомственных образовательных учреждениях, в том числе предусматривать включение в штатное расписание образовательных учреждений должностей специалистов по организации воспитательной работы с обучающимися и их родителями;

5.9. Предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации средства для обеспечения функционирования и развития психологической службы на базе подведомственных образовательных учреждений;

5.10. Сохранить повышенные на 25 процентов ставки и оклады, а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, через механизм передачи этих государственных полномочий с уровня субъектов Российской Федерации на уровень органов местного самоуправления и обеспечением их реализации необходимыми финансовыми ресурсами.

6. Органам местного самоуправления:

6.1. Организовать учет всех детей, находящихся на территории муниципального образования, создать оперативную структуру, позволяющую выявлять вновь прибывающих детей, определять их статус;

6.2. Обеспечить сохранение и развитие системы дошкольного образования, реализацию конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, в том числе обеспечить контроль за исполнением нормативов на питание детей, санитарно-эпидемиологических правил и норм, требований к созданию предметно-развивающей среды, кадровому, программному и методическому обеспечению дошкольных образовательных учреждений;

6.3. Организовать на базе органа местного самоуправления медико-психолого-педагогического консультационного пункта с целью оказания помощи семьям по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, выявлению и сопровождению детей с отклонениями в развитии.

Председатель Комитета В.Е. Шудегов
25 ноября 2004, г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru