Пока педагоги мучительно пытаются понять
перспективы своей жизни, чиновники
муниципальных властей вновь и вновь
пересчитывают бюджетные медяки, отпущенные на
образование (как ни пересчитывай, то в этой кучке
не хватает, то в соседней), в Российском
парламенте идет борьба вокруг надвигающейся
административно-финансовой реформы. Мы знакомим
своих читателей с документом, принятым
парламентариями в преддверии заседания
Правительства по вопросам развития образования.
Из проекта
«Перспективы развития отечественной
системы образования»
Рекомендации парламентских слушаний
Заслушав и обсудив доклады и
выступления о состоянии и перспективах развития
отечественной системы образования, участники
парламентских слушаний признают, что на
современном этапе развития общества образование
играет определяющую роль в формировании
гражданского общества, создании инновационной
экономики, основанной на знаниях и наукоемких
технологиях. Выполнение этой роли возможно
только при условии устойчивого и постоянного
развития образования, обеспечения современного
качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и
государства.
Проанализировав ситуацию, сложившуюся
в системе образования за последние годы,
участники парламентских слушаний отмечают
некоторые позитивные тенденции. За период с 1999 по
2004 год увеличены расходы федерального бюджета на
образование с 21,0 до 117,8 млрд. рублей, или более чем
в 5,5 раза, в том числе увеличены объемы
финансирования нового строительства,
капитального и текущего ремонта образовательных
учреждений, обновления научного и
учебно-лабораторного оборудования, увеличены
средства на оказание поддержки нуждающимся
студентам.
При активной поддержке Президента
Российской Федерации В.В. Путина и
Правительства России проведена значительная
работа по компьютеризации сельских, поселковых и
городских школ, детских домов, школ-интернатов
для детей-сирот.
Вместе с тем радикальное изменение
социально-экономических условий, неисполнение
ряда ключевых положений законодательства
Российской Федерации в области образования, его
неполнота привели к целому ряду негативных
последствий.
Возрастает дифференциация
доступности качественного образования, в том
числе растут межрегиональные различия, различия
между городом и селом, различия на уровне
микрорайонов в одном городе, неравенство
возможностей получения качественного
образования детьми из семей с разным уровнем
доходов и другими категориями граждан. Все
ощутимее проявляется разделение отечественной
системы образования на элитарную и массовую, что
ведет к нарушению основополагающего принципа
государственной образовательной политики —
общедоступности качественного образования.
Относительное увеличение бюджетных
расходов на образование не соответствует
реальным потребностям системы образования, не
обеспечивает устойчивого функционирования
системы. Хроническое недофинансирование
образовательных учреждений не позволяет им
укрепить учебно-материальную базу, сформировать
библиотечные фонды, привлечь к работе
высококвалифицированных специалистов, широко
использовать современные образовательные
технологии, что существенно тормозит процесс
модернизации, не позволяет обеспечить
необходимый уровень качества образования.
В наиболее тяжелом положении
оказались общеобразовательные учреждения в
сельской местности, в малых и средних городах
дотационных регионов, составляющие большинство
школ страны.
По-прежнему остается одним из самых
низких в стране уровень заработной платы в
образовании. Это приводит к дальнейшему падению
престижа профессии преподавателя, постоянному
оттоку квалифицированных педагогических кадров
в иные сферы деятельности. Сохраняется тенденция
старения педагогических кадров, дефицит
педагогических и управленческих кадров,
несоответствие квалификации значительной части
педагогов современным требованиям. Система
повышения квалификации педагогических
работников отличается консервативностью, слабым
использованием современных образовательных
технологий.
Пришла в упадок признанная во всем
мире уникальной система дошкольного
образования. За период с 1991 по 2002 годы сеть
дошкольных образовательных учреждений
сократилась более чем наполовину (с 87,6 тыс. до 48,9
тыс., или на 56 процентов), а число воспитывающихся
в них детей — с 8,4 млн. до 4,3 млн., или на 51 процент.
Возросла оплата родителей за содержание детей,
снизился охват детей услугами дошкольных
образовательных учреждений и, как следствие,
нарушается конституционное право граждан на
общедоступность и бесплатность дошкольного
образования, создаются неравные стартовые
возможности для освоения детьми
общеобразовательных программ в начальных
классах. (…)
Медико-физиологический мониторинг
показателей физического развития и здоровья
детей, проведенный в 2002—2003 годах во 2-х и 11-х
классах 700 школ страны, выявил существенное
превышение нормативов максимального объема
учебной нагрузки учащихся на протяжении учебной
недели и, как следствие, негативную динамику
состояния их здоровья.
В силу сокращения внешкольных и
досуговых видов деятельности не используется в
полной мере воспитательный потенциал
общеобразовательных учреждений. Отсутствие
целенаправленной работы по социализации и
социальной адаптации детей и подростков,
развитию их творческих способностей,
формированию гражданского самосознания стало
одной из причин увеличения числа необучающихся
детей, беспризорных и безнадзорных среди
несовершеннолетних. По данным Госкомстата
России на
1 сентября 2002 года было выявлено 26,2 тыс.
несовершеннолетних, которые не обучались в
нарушение закона, среди которых 1,4 тыс. человек,
или 5,51 процента, не учились никогда. Наиболее
неблагоприятная ситуация складывается в
Уральском, Сибирском и Южном федеральных
округах. (…)
Принципиально важным механизмом
формирования и реализации государственной
образовательной политики на среднесрочную и
долгосрочную перспективы является ее
нормативно-правовое обеспечение, в том числе в
части разграничения компетенции и
ответственности в области образования между
всеми ветвями власти. Учитывая, что федеральные
законы в области образования являются законами
прямого действия и применяются на всей
территории Российской Федерации, они являются
основным механизмом сохранения единства
образовательного пространства Российской
Федерации.
Однако в ходе законодательных
преобразований существенно изменились не в
лучшую сторону основополагающие положения,
определяющие государственную образовательную
политику. Государство сконцентрировало свои
усилия и обязательства на федеральных
государственных образовательных учреждениях,
исключив гарантии, обеспечивающие приоритетное
развитие системы образования. Вступивший в силу
Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.,
перераспределив полномочия между различными
ветвями власти в области образования, внес
неопределенности в ныне действующее
законодательство. Например, не предусмотрено
финансовое обеспечение реализации
конституционного права граждан на получение
общедоступного бесплатного дошкольного
образования в условиях передачи дошкольных
образовательных учреждений в ведение органов
местного самоуправления, отсутствует четкий
механизм передачи образовательных учреждений
начального профессионального и среднего
профессионального образования в ведение органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Подготовленный Министерством
образования и науки Российской Федерации проект
Концепции участия Российской Федерации в
управлении имущественными комплексами
государственных организаций, осуществляющих
деятельность в сфере образования и приоритетные
направления развития отечественной системы
образования на период с 2005 по 2010 годы, не могут
компенсировать утраченных законодательных
положений, направленных на обеспечение
приоритетности развития образования в
Российской Федерации.
Не обеспечено выполнение значительной
части мер, запланированных Концепцией
модернизации российского образования на период
2001—2003 гг. в части:
— формирования эффективной
независимой от органов управления образованием
государственно-общественной системы аттестации
и контроля качества образования;
— введения государственных минимальных
социальных стандартов в образовании;
— установления минимальной ставки оплаты
педагогических работников на уровне не ниже
прожиточного минимума;
— создания системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей получения детьми из
семей с низким доходом среднего и высшего
профессионального образования;
— перехода на отраслевую систему оплаты труда
работников образования;
— создания отраслевой пенсионной системы
работников образования и совершенствование
системы пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников и т.д.
Фактически не получили развития
механизмы взаимодействия системы образования,
рынка труда и общественных институтов.
Участники парламентских слушаний
считают целесообразным сконцентрировать
административные и ресурсные возможности
государства на решении следующих ключевых задач
по обеспечению устойчивого функционирования и
эффективного развития российского образования:
— повышение доступности
качественного образования для граждан,
независимо от их социального, имущественного,
должностного положения и места жительства;
— ежегодное увеличение доли ВВП на цели
образования;
— эффективное использование бюджетных средств и
привлечение инвестиций в сферу образования;
— укрепление учебной и материальной базы
образовательных учреждений;
— обеспечение образовательных учреждений
кадрами в соответствии с современными
требованиями.
Учитывая особую возрастающую роль
отечественного образования в развитии России и
формировании инновационной экономики, участники
парламентских слушаний рекомендуют:
1. Президенту Российской
Федерации:
вынести в 2005 году на рассмотрение
Госсовета вопрос «О ходе модернизации
отечественной системы образования».
2. Федеральному собранию
Российской Федерации:
2.1. С целью законодательного
обеспечения функционирования и развития системы
образования принять федеральные законы,
регулирующие отношения в части:
— статуса педагогического работника;
— дошкольного образования;
— организации и содержания дополнительного
образования детей;
— образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специального образования);
— развития новых образовательных технологий,
базирующихся на средствах информатизации и
коммуникации;
— обеспечения добросовестной конкуренции на
рынке образовательных услуг;
— учебного книгоиздания и обеспечения
учебниками обучающихся;
— освобождения образовательных учреждений,
получивших государственную аккредитацию от
налогов, в том числе от налога на землю и от
налога на имущество;
— создания эффективной, независимой от органов
управления образованием,
государственно-общественной системы аттестации
и контроля качества образования;
— введения нормативного финансирования в
образовании;
— создания условий для повышения экономической
самостоятельности образовательных учреждений;
— развития системы образования взрослых и
непрерывного профессионального образования,
использования потенциала учреждений
профессионального образования для подготовки и
переподготовки населения;
— совершенствования системы подготовки и
повышения квалификации педагогических кадров;
— регулирования оплаты труда в сфере
образования на отраслевой основе как системы
минимальных социальных гарантий в области
оплаты труда.
2.2. Организовать проведение в
обществе широкого обсуждения законопроектов,
направленных на введение новых
организационно-правовых форм образовательных
организаций перед их рассмотрением Федеральным
собранием.
3. Правительству Российской
Федерации:
3.1. Утвердить стратегию развития
отечественного образования на период до 2025 года;
3.2. Обеспечить реализацию
мероприятий, запланированных в рамках Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года;
3.3. Подготовить и внести в
Государственную думу Российской Федерации
проекты федеральных законов:
— о финансово-экономических
механизмах, стимулирующих развитие
образовательных учреждений (налоговые
преференции образовательным организациям и
учреждениям);
— о правовом статусе социального партнерства в
области образования;
— о разграничении полномочий по финансированию
дошкольных образовательных учреждений между
бюджетом субъекта Российской Федерации и
местным бюджетом;
— о стимулировании работодателей, вкладывающих
средства в развитие образовательных учреждений;
— о повышении заработной платы работников
федеральных учреждений образования в 2005 году
суммарно в объеме не менее чем в 1,5 раза,
предусмотрев проведение второго повышения их
заработной платы с июля 2005 года в 1,25 раза; создать
условия для обеспечения соответствующего
повышения заработной платы работников
образования в субъектах Российской Федерации, не
имеющих достаточных собственных финансовых
ресурсов для реализации указанных мер;
— о нормативах финансирования образовательных
учреждений;
— о системе государственного образовательного
кредитования с целью расширения возможности
получения детьми из
малообеспеченных семей среднего и высшего
профессионального образования;
— об автономии образовательных учреждений, в том
числе о создании условий для повышения
экономической самостоятельности
образовательных учреждений путем увеличения
разнообразия организационно-правовых форм
образовательных организаций;
3.4. Поручить Минфину России и МРЭТ
России разработать и разослать в регионы
рекомендации, поясняющие механизмы передачи
собственности, финансовых и иных активов,
сопровождающих передачу с федерального на
региональный уровень учреждений начального и
среднего профессионального образования;
3.5. Обеспечить развитие
общественных институтов управления
образовательными учреждениями;
3.6. Поручить Минобрнауке России и
МРЭТ России разработать на межведомственной
основе проект Концепции непрерывного
профессионального образования с целью
совершенствования государственной кадровой
политики в системе образования;
3.7. Осуществлять государственную
поддержку негосударственных образовательных
учреждений, отвечающих современным требованиям
и обеспечивающим необходимое качество
образования; (…)
4. Министерству образования и науки
Российской Федерации:
4.1. Организовать в обществе широкое
обсуждение приоритетных направлений развития
отечественной системы образования на период до
2010 года;
4.2. Обеспечить реализацию
конституционного права граждан Российской
Федерации на общедоступное качественное
образование;
4.3. Приступить к разработке
современных образовательных стандартов
дошкольного, общего и профессионального
образования;
4.4. Содействовать развитию
современной образовательной индустрии;
4.5. Внести в Правительство
Российской Федерации предложения по
экономическим механизмам, обеспечивающим приток
и закрепление в системе образования наиболее
подготовленных специалистов;
4.6. Осуществлять контроль за
обеспечением реализации конституционного права
граждан на общедоступное и бесплатное
дошкольное образование;
4.7. Разработать основные положения
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, физиологически
обоснованные нормативы по питанию детей в
дошкольных образовательных учреждениях,
требования к созданию предметно-развивающей
образовательной среды;
4.8. Отработать механизм и процедуру
государственно-общественной аттестации и
аккредитации образовательных программ с целью
последующего законодательного закрепления; (…)
4.10. Обеспечить качественную
подготовку и переподготовку педагогических и
управленческих кадров для массовой школы и
успешной реализации задач модернизации
школьного образования; (…)
4.13. Подготовить предложения по
внесению изменений и дополнений в Семейный
кодекс Российской Федерации и другие
законодательные акты Российской Федерации в
части реформирования организации работы органов
опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних и совершенствования
семейных форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
4.14. Принять конкретные меры по
обеспечению добросовестной конкуренции на рынке
образовательных услуг, в том числе на рынке
учебного книгоиздания;
4.15. Содействовать развитию и
внедрению в образовательный процесс новых
образовательных технологий, базирующихся на
средствах информатизации и телекоммуникации,
расширить эксперимент по отработке
принципиально новых моделей образовательных
учреждений, использующих дистанционные
образовательные технологии.
5. Органам государственной власти
субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить реализацию
государственных гарантий права граждан на
получение дошкольного, начального, основного
общего, среднего (полного) общего образования, а
также начального профессионального и среднего
профессионального образования;
(…)
5.3. Стимулировать бизнес-сообщества
к участию в развитии региональной системы
образования;
5.4. Повысить ответственность
органов, учреждений, организаций (органов
местного самоуправления, комиссий по делам
несовершеннолетних, органов управления
образованием, образовательных учреждений,
органов внутренних дел, органов и учреждений
здравоохранения, социальной защиты населения,
организаций жилищного (жилищно-коммунального)
хозяйства, по выявлению и учету детей,
находящихся в социально опасном положении, не
посещающих школу или систематически
пропускающих занятия по неуважительным
причинам;
5.5. Обеспечить целевую финансовую
поддержку семей, в которых дети не имеют
возможности посещать образовательные
учреждения по материальным причинам;
5.6. Организовать учет всех детей,
находящихся (проживающих), в том числе временно,
на данной территории, включая детей: из семей
беженцев и вынужденных переселенцев,
находящихся в социально опасном положении,
подлежащих обучению, не получающих образование в
нарушение закона;
5.7. Способствовать созданию и
развитию с учетом потребностей конкретного
региона, города, района:
— сети специализированных
учреждений (включая открытие соответствующих
отделений, филиалов, классов/групп в других
образовательных учреждениях) для детей с
ограниченными возможностями здоровья,
подлежащих обучению в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях,
оздоровительных образовательных учреждениях
санаторного типа (для детей, нуждающихся в
длительном лечении);
— системы надомного обучения, в том числе
посредством дистанционных образовательных
технологий, обучения для детей с отклонениями в
развитии и заболеваниями, не позволяющими
посещать образовательные учреждения;
— консультационных услуг, специальных
образовательных программ для родителей (иных
законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей с отклонениями в
развитии и заболеваниями, не позволяющими
посещать образовательные учреждения, либо
нуждающихся в обучении в специализированных
образовательных учреждениях в целях оказания им
помощи в воспитании и обучении детей;
— системы мониторинга образовательных
организаций субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
5.8. Усилить воспитательную работу в
подведомственных образовательных учреждениях, в
том числе предусматривать включение в штатное
расписание образовательных учреждений
должностей специалистов по организации
воспитательной работы с обучающимися и их
родителями;
5.9. Предусмотреть в бюджетах
субъектов Российской Федерации средства для
обеспечения функционирования и развития
психологической службы на базе подведомственных
образовательных учреждений;
5.10. Сохранить повышенные на 25
процентов ставки и оклады, а также льготы по
оплате жилищно-коммунальных услуг
педагогическим работникам, проживающим и
работающим в сельской местности, через механизм
передачи этих государственных полномочий с
уровня субъектов Российской Федерации на
уровень органов местного самоуправления и
обеспечением их реализации необходимыми
финансовыми ресурсами.
6. Органам местного самоуправления:
6.1. Организовать учет всех детей,
находящихся на территории муниципального
образования, создать оперативную структуру,
позволяющую выявлять вновь прибывающих детей,
определять их статус;
6.2. Обеспечить сохранение и развитие
системы дошкольного образования, реализацию
конституционного права граждан на
общедоступность и бесплатность дошкольного
образования, в том числе обеспечить контроль за
исполнением нормативов на питание детей,
санитарно-эпидемиологических правил и норм,
требований к созданию предметно-развивающей
среды, кадровому, программному и методическому
обеспечению дошкольных образовательных
учреждений;
6.3. Организовать на базе органа
местного самоуправления
медико-психолого-педагогического
консультационного пункта с целью оказания
помощи семьям по воспитанию и развитию детей
дошкольного возраста, выявлению и сопровождению
детей с отклонениями в развитии.
Председатель Комитета В.Е. Шудегов
25 ноября 2004, г. Москва
|