Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

К вам пришел «докризисный» ребенок

Фото Александра СтепановаПоступающие в дошкольное учреждение дети обязательно должны получить психологическую консультацию. Это даст возможность выявить докризисных детей и объяснить родителям причину, почему их ребенку не рекомендуется посещать детский сад. Если же у родителей по той или иной причине нет возможности держать ребенка дома, лучше отдать его в разновозрастную группу.

Разновозрастная группа по своей структуре больше напоминает семью. В ней не так много маленьких детей, и воспитатель имеет возможность обращать на них больше внимания. В то же время присутствие в группе детей старших возрастов позволяет осуществить по отношению к ним индивидуальный.

Если же разновозрастной группы в детском саду нет, полезнее для психического развития записать малыша в группу детей, старших по возрасту. Этой же рекомендации нужно следовать, если в дошкольное учреждение поступает ребенок, переживающий криз.

В период кризиса ребенок ощущает себя «пупом земли», «центром вселенной». В коллективе трехлетних сверстников он сталкивается с подобными «пупами». В результате кризис может беспредельно растянуться и превратить ребенка в агрессора, непрерывно отстаивающего свои права и доказывающего свою особенность и непохожесть на других.

Оказавшись среди более старших детей, ребенок будет чувствовать себя на особом положении и, следовательно, более комфортно. Другие дети будут относиться к нему снисходительно — как к «маленькому». Он не встретит в них отражения своих внутренних проблем и не воспримет их как соперников.

Кризисного ребенка, так же как и докризисного, не рекомендуется отдавать в сад на полный день и желательно, чтобы первое время с ним в группу ходил кто-то из близких. Это поможет ребенку с наименьшими затратами объединить уже знакомый и хорошо исследованный мир с новым и малопонятным.

Как правило, дети, не прошедшие кризис трех лет, имеют некоторые трудности и проблемы в общении со взрослыми. Именно поэтому они и отстают в своем психическом развитии.

Для взрослого самым важным моментом в работе с кризисными детьми является правильно выбранная позиция. Это должна быть позиция «снизу», «под». Такая позиция взрослого дает ребенку возможность самоутвердиться, но не привычным путем — с помощью капризов и скандалов, — а по-другому. Например, взрослый делает вид, что чего-то не понимает и просит ребенка объяснить это или научить что-то делать.

Позиция «под» оказывается трудной для взрослых, привыкших видеть в ребенке послушного исполнителя их требований и желаний, когда мнение ребенка не учитывается. В результате малыш привыкает к полной безынициативности и постепенно разучивается что-либо хотеть. Он начинает жить интересами взрослых. В своих действиях «жертва» неправильного общения со взрослым руководствуется только указаниями и инструкциями старших. Это приводит к обезличиванию ребенка, мешает развитию его внутреннего мира.

Поэтому с докризисным или переживающим кризис ребенком, только что поступившим в детский сад, должен работать психолог. Одновременно психолог обучает способам и методам работы с ребенком воспитателей и родителей.

Задача психолога — помочь ребенку выделить себя из окружающего мира. Особенность работы с кризисными детьми состоит в том, чтобы перевести детский негативизм в позитив. Кризисные дети любят делать назло. Поэтому в общении с ребенком полезно использовать всевозможные перевертыши и игры с заданиями, в которых требуется «сделать все наоборот». Например, ведущий садится, а ребенок должен встать, ведущий широко открывает глаза, а ребенок должен их зажмурить.

В подобных играх ребенок должен научиться «иметь» собственную позицию, но при этом сотрудничать со взрослым.

Татьяна НОВИКОВА,
преподаватель Института психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ

 

Рейтинг@Mail.ru