Ростки просвещения
В 1999 году в Йошкар-Оле была создана
своя городская психолого-медико-педагогическая
комиссия. Поток детей, направленных на комиссию,
изумил и ужаснул как специалистов, так и
городские власти. На ПМПК прибывали не только
школьники, но и дети дошкольного возраста. Причем
случалось, что инициаторами обследования
выступали не педагоги, а сами родители.
В результате в логопедических детских
садах были открыты коррекционно-развивающие
группы для детей, начиная с четырех лет. В
трехлетнем возрасте малыши приходят в детский
сад. Их диагностируют специалисты ПМПК. И если у
ребенка выявлены существенные отклонения в
развитии, не компенсирующиеся за первый год
посещения детского сада, его, с согласия
родителей, переводят в коррекционную группу.
Но организация коррекционных групп не
решила проблему помощи детей с отклоняющимся
развитием. В частности, без помощи оказались
неорганизованные дети. Тогда на базе одного из
старейших логопедических детских садов города
был создан Центр лечебной педагогики и
дифференцированного обучения «Росток». «Росток»
стал центральным звеном системы специального
образования — и для детей, и для взрослых. Сюда
приходят за консультацией родители,
обеспокоенные развитием малыша. Сюда обращаются
педагоги дошкольных учреждений, у которых
возникли проблемы с тем или иным ребенком.
Например, он оказался неуправляемым,
агрессивным, гиперактивным. Обычные
педагогические методы на такого воспитанника не
действуют.
В случае обращения родителей
специалисты оценивают степень отставания
ребенка, сложность дефекта и возможности
посещать то или иное специализированное
учреждение. Если ходить в детский сад малышу не
позволяет инвалидность или родители по другим
причинам его туда не отдают, ребенок может
посещать индивидуальные занятия в центре.
Совершенно бесплатно. Занятия, как и вся работа
Центра, оплачиваются из городского бюджета.
Если сигнал тревоги поступил из
садика, специалисты, как врачи «Скорой помощи»,
выезжают «по вызову». Ребенка диагностируют,
сообщают о результатах обследования родителям,
беседуют с ними об особенностях домашнего
воспитания сына или дочери. Затем собирают
«круглый стол» с участием специалистов,
родителей и педагогов и разрабатывают общую
педагогическую стратегию в отношении ребенка.
Работа с педагогами дошкольных
учреждений — одно из важнейших направлений
работы Центра. Как оказалось, среди педагогов
встречались и такие, кто не торопил родителей с
обращением в ПМПК или забывал о необходимости
рекомендовать диагностику. Были педагоги,
отрицавшие необходимость участия комиссии в
судьбе ребенка и отговаривавшие родителей от
намерения провести сына или дочь через
диагностическое обследование.
Поэтому специалисты «Ростка»
организовывали встречу, в которой приняли
участие психологи, дефектологи и методисты всех
дошкольных учреждений города. На встрече
рассказали о важности ранней диагностики даже
незначительных или незначительных на первый
взгляд проблем, а также о возможной работе по их
преодолению.
Одной из важнейших сквозных тем работы
с педагогами стала тема гиперактивных детей и
обращения с ними в детском саду. Количество таких
детей сегодня заметно возросло. В отношении к ним
обычные педагогические методы воздействия, как
правило, бессмысленны и неэффективны. Но
педагоги от привычного стиля работы
отказываться не спешат: ссылаются на большой
опыт, на то, что поступали так всегда. За такими
отсылами часто стоит некоторое лукавство и
нежелание осваивать что-то новое. Потребовался
целый цикл семинаров, чтобы обучить воспитателей
коррекционным приемам работы и методам
первоначальной диагностики. Ведь очень важно,
чтобы именно педагоги, проводящие много времени
с детьми, имеющие возможность наблюдать за ними в
разных ситуациях, умели отличить норму от
патологии и своевременно посоветовали родителям
обратиться к специалистам.
По прошествии полугода, когда воспитатели
смогли использовать полученные знания и умения
на практике, доверие к специалистам Центра со
стороны педагогов заметно возросло. «Сегодня, —
говорят в «Ростке», — мы чувствуем себя
востребованными. Спрос на нашу работу растет —
причем не только со стороны
профессионалов-дошкольников, но и со стороны
родителей, которых мы бесплатно консультируем и
безотказно обучаем заниматься с детьми. Надо,
однако, заметить, что поток родителей, желающих
получить консультацию специалиста в Центре, в
последнее время сократился — благодаря тому, что
мы смогли делегировать некоторые
консультативные функции педагогам на местах».
Посеянные «зерна» дефектологического
просвещения дали свои ростки.
|