Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Ростки просвещения

В 1999 году в Йошкар-Оле была создана своя городская психолого-медико-педагогическая комиссия. Поток детей, направленных на комиссию, изумил и ужаснул как специалистов, так и городские власти. На ПМПК прибывали не только школьники, но и дети дошкольного возраста. Причем случалось, что инициаторами обследования выступали не педагоги, а сами родители.

В результате в логопедических детских садах были открыты коррекционно-развивающие группы для детей, начиная с четырех лет. В трехлетнем возрасте малыши приходят в детский сад. Их диагностируют специалисты ПМПК. И если у ребенка выявлены существенные отклонения в развитии, не компенсирующиеся за первый год посещения детского сада, его, с согласия родителей, переводят в коррекционную группу.

Но организация коррекционных групп не решила проблему помощи детей с отклоняющимся развитием. В частности, без помощи оказались неорганизованные дети. Тогда на базе одного из старейших логопедических детских садов города был создан Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток». «Росток» стал центральным звеном системы специального образования — и для детей, и для взрослых. Сюда приходят за консультацией родители, обеспокоенные развитием малыша. Сюда обращаются педагоги дошкольных учреждений, у которых возникли проблемы с тем или иным ребенком. Например, он оказался неуправляемым, агрессивным, гиперактивным. Обычные педагогические методы на такого воспитанника не действуют.

В случае обращения родителей специалисты оценивают степень отставания ребенка, сложность дефекта и возможности посещать то или иное специализированное учреждение. Если ходить в детский сад малышу не позволяет инвалидность или родители по другим причинам его туда не отдают, ребенок может посещать индивидуальные занятия в центре. Совершенно бесплатно. Занятия, как и вся работа Центра, оплачиваются из городского бюджета.

Если сигнал тревоги поступил из садика, специалисты, как врачи «Скорой помощи», выезжают «по вызову». Ребенка диагностируют, сообщают о результатах обследования родителям, беседуют с ними об особенностях домашнего воспитания сына или дочери. Затем собирают «круглый стол» с участием специалистов, родителей и педагогов и разрабатывают общую педагогическую стратегию в отношении ребенка.

Работа с педагогами дошкольных учреждений — одно из важнейших направлений работы Центра. Как оказалось, среди педагогов встречались и такие, кто не торопил родителей с обращением в ПМПК или забывал о необходимости рекомендовать диагностику. Были педагоги, отрицавшие необходимость участия комиссии в судьбе ребенка и отговаривавшие родителей от намерения провести сына или дочь через диагностическое обследование.

Поэтому специалисты «Ростка» организовывали встречу, в которой приняли участие психологи, дефектологи и методисты всех дошкольных учреждений города. На встрече рассказали о важности ранней диагностики даже незначительных или незначительных на первый взгляд проблем, а также о возможной работе по их преодолению.

Одной из важнейших сквозных тем работы с педагогами стала тема гиперактивных детей и обращения с ними в детском саду. Количество таких детей сегодня заметно возросло. В отношении к ним обычные педагогические методы воздействия, как правило, бессмысленны и неэффективны. Но педагоги от привычного стиля работы отказываться не спешат: ссылаются на большой опыт, на то, что поступали так всегда. За такими отсылами часто стоит некоторое лукавство и нежелание осваивать что-то новое. Потребовался целый цикл семинаров, чтобы обучить воспитателей коррекционным приемам работы и методам первоначальной диагностики. Ведь очень важно, чтобы именно педагоги, проводящие много времени с детьми, имеющие возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, умели отличить норму от патологии и своевременно посоветовали родителям обратиться к специалистам.

По прошествии полугода, когда воспитатели смогли использовать полученные знания и умения на практике, доверие к специалистам Центра со стороны педагогов заметно возросло. «Сегодня, — говорят в «Ростке», — мы чувствуем себя востребованными. Спрос на нашу работу растет — причем не только со стороны профессионалов-дошкольников, но и со стороны родителей, которых мы бесплатно консультируем и безотказно обучаем заниматься с детьми. Надо, однако, заметить, что поток родителей, желающих получить консультацию специалиста в Центре, в последнее время сократился — благодаря тому, что мы смогли делегировать некоторые консультативные функции педагогам на местах». Посеянные «зерна» дефектологического просвещения дали свои ростки.

 

Рейтинг@Mail.ru