Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2005

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Какою свободою дети должны пользоваться въ детскомъ саду

Детскому саду часто делали упрек, что он стесняет свободу детей, что дети слишком рано начинают чувствовать давление окружающей их среды и т.п. Цель этих строк — показать, что подобный упрек не имеет никакого основания.

Ребенок рождается на свет слабый, т.е. он выходит из утробы матери, нуждаясь в посторонней помощи, в уходе за ним взрослых. Ребенок сам не знает, что именно ему необходимо для его развития; крик его только дает знать взрослым, что он нуждается в чем-то. Если ребенок чувствует боль, он плачет, не зная опять-таки, какое именно средство в состоянии ее уничтожить. Ребенок выражает только желание, боль и впоследствии радость. Взрослый старается понимать ребенка и удовлетворять его желания соответственными средствами. Ребенок нуждается во взрослом — без него развитие ребенка немыслимо.

Мало-помалу ребенок знакомится с окружающей средой и начинает сознавать свои потребности. От взрослых, окружающих ребенка, зависит сделать эти потребности умеренными, действительно необходимыми для всестороннего развития или чересчур большими, лишними. Вы можете приучить ребенка не засыпать без качания или не спать одному, и ребенок будет иметь потребность, чтобы его качали, когда он засыпает, чтобы взрослые ложились спать, когда он ложится, и т.д. Наоборот, вы можете приучить ребенка спать одного, ложиться в постель и засыпать без качания и т.д. В обоих случаях ваш ребенок будет иметь разные потребности. Но кормить, одевать, мыть ребенка
и т.п. суть потребности, действительно необходимые; без них ребенок развиться не может, а качать во время засыпания и т.д. суть потребности, без которых ребенок мог бы обойтись при нормальном уходе за ним взрослых. Последние суть тоже потребности для ребенка, без них он не может обойтись в данное время, потому что взрослые возбудили их в нем; но ребенок мог бы вырасти здоровый, крепкий, умный и без них.

Под свободным воспитанием педагогика понимает такое воспитание, которое не возбуждает в ребенке излишних потребностей, т.е. таких, без которых ребенок мог бы обойтись.

Если ребенок тянет свою руку к незнакомому ему предмету, вы должны ему дать его для того, чтобы он узнал его форму. Если ребенок увидит вещи в ящике или комоде и захочет ознакомиться с ними, покажите их ему, потому что ему необходимо знать форму окружающего его. Но если ребенок просто начинает выбрасывать белье из комода или вещи из ящика, вы должны преспокойно не дозволить этого ребенку. Ребенок вовсе не почувствует стеснения, как полагают некоторые; он просто получит понятие, что известные вещи ему запрещаются, подобно тому, как другие известные вещи ему дозволяются.

Если вы с самого начала, уже около двух лет, не ограничите вашего ребенка, если вы будете исполнять все его желания без исключения, то он привыкнет видеть в вас исполнителей его воли, он будет на вас смотреть, как на людей, созданных для него. В таком ребенке развивается страшнейший эгоизм. Привыкшие, чтобы пред ними все преклонялись, подобные дети, вступая в отношения с другими детьми, легко развивают в себе раболепство, которое кладет печать на всю их жизнь. Это обнаруживается уже на их игре. Ребенок-эгоист, 7—8-летний, сначала не хочет играть с другим ребенком, победнее его; но чуть увидит он у того ребенка конфеты, он тотчас же подступает к нему, начинает его ласкать (испытав предварительно другие средства, не помогавшие ему) и получает конфеты. Такого ребенка вы можете «купить» за малейшее удовлетворение его страстям. Такой ребенок не может быть свободным человеком, он раб своих страстей. Ребенок вырастает и в жизни опять-таки подпадает под чужое влияние.

В детстве он все получает самым легким образом. Ему стоит только пожелать конфет, пряников, игрушек — и перед ним являются мириады сластей и забав. Ничего ему не достается трудно; он не испытывает отказа и не знает, что такое отказ. Взрослея, подобный ребенок все чаще встречается с отказами. Он начинает думать, что теперь наступило время отказов, он теряет надежду на всякое дело, лишается сил и делается неспособным к какой-либо полезной деятельности. Его планы носят характер идеальный, невозможный. Такой человек легко подпадает под влияние другого человека, дающего ему хоть небольшую самостоятельность в его действиях. Такие люди легко делаются деспотами, служащими чужой воле опять-таки деспота.

Совершенно другие последствия истинно свободного развития ребенка. Ребенок узнает уже в семье, что есть известные вещи и известные действия, которые ему недоступны. Это чувство ему вовсе не противно, если оно возбуждается вовремя. Оно делается для него законным чувством; вступая в круг детей, ребенок лучше еще разовьет свои силы, пользуясь тем, что доставляет ему детская среда, и доставляя пользу другим детям.

В детском саду бывают и те и другие дети. Ребенок, который пользовался дома безграничной свободой, всего желает, за все берется и ничего не делает. Вы ему даете какой-нибудь рисунок для выкалывания, соображаясь с его силами; затем вы даете его товарищу другой рисунок, соображаясь опять с его индивидуальными силами. Безгранично свободный ребенок бросает свой прежний, нравившийся ему узор и требует, чтобы ему дали тот, который у его товарища. Наконец он просит то, что видит у третьего, четвертого и т.д. Он берется за вещи, которые ему никак не сделать. И если воспитатель будет поддерживать в ребенке те вредные для его развития стороны лишних потребностей, он погубит его. Такого ребенка воспитатель унимает, старается возбудить в нем желание к данной ему игре и тем ограничить его в желаниях. Во время подвижных игр такой ребенок желает быть всегда предводителем, он считает беззаконием, чтобы другие дети были предводителями. Такого ребенка детский сад ограничивает в его желаниях, показав ему наглядно, что все дети играют и доставляют друг другу удовольствие, что каждый отдельный ребенок пользуется присутствием всех других детей и все дети пользуются присутствием каждого отдельного ребенка. И скоро такой ребенок научается уважать права равного себе (если только, разумеется, родители разумны и не мешают детскому саду).

Из практики детского сада можно вывести следующее: что совсем неиспорченные и мало испорченные дети никогда и ни в какое время не чувствуют себя стесненными в детском саду, напротив, всегда желают оставаться в нем больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидают другого дня, чтобы опять поспешить туда. А дети в этом отношении лучшие судьи — у них нет предвзятых мыслей, ими руководит чувство, неподдельное и неподкупное. Какой же свободы воспитания вы еще желаете!

«Детскiй садъ»,
ежемесячный педагогическiй журналъ для воспитателей.
№ 5. Август 1866

Рейтинг@Mail.ru