Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2005

САДОВНИЦА

Необыкновенное чудо,

или О том, как в Йошкар-Оле построили школу

Жили-были Он и Она

Татьяна МамаеваОна была учительницей литературы. Она мечтала о новой школе, о волшебной школе, в которой детям было бы интересно учиться, в которой бурлила бы жизнь. Учителя и воспитатели здесь получали бы достойные зарплаты. Их возвышенные педагогические планы могли бы реализоваться. И, отправляясь утром на работу, они ловили бы на себе уважительные взгляды: вот идет человек, принадлежащий к образовательной элите.

Сергей МамаевОн был бизнесменом. Он влюбился в учительницу литературы и хотел сделать ее счастливой. Он знал, что счастье для нее связано с идеей новой школы, в которой могли бы учиться и их собственные дети. И поэтому в один прекрасный день он спросил: «Если бы у тебя был мешок денег, какую школу ты бы построила?» — «Похожую на волшебный замок, с уютными внутренними двориками, с круглыми залами и спортивными площадками. Со сверкающей столовой и с мягкими креслами в холлах». — «Вот тебе, любимая, мешок денег на строительство новой школы. Ты обустроишь ее так, как захочешь. Наши дети будут учиться там вместе с детьми из достойнейших семей города».

И тогда лучшие архитекторы спроектировали здание, похожее на чудесный сказочный замок. И лучшие рабочие строили этот замок не покладая рук.

А в Управлении образования города, где жили Он и Она, так изумились содеянному, что присвоили этой ни на что не похожей школе статус государственного учреждения…

Реальная присказка к реальной сказке

Если бы поведанная здесь история была выдуманной, сказителя могли бы заподозрить в полном отсутствии каких бы то ни было реальных представлений о школьной действительности. Или, напротив, сделали бы вывод о продолжительной работе в школе, результатом которой стала неподдающаяся коррекции профессиональная деформация.

Но в этой сказке все правда — от действующих лиц до сюжета с мешком денег, пожертвованном на строительство школы.

Ее зовут Татьяна Мамаева. Его зовут Сергей Мамаев. Живут они не на Луне и не в каком-нибудь заморском штате, а в российском городе Йошкар-Ола. В Йошкар-Оле они на собственные деньги построили школу, похожую на замок, и назвали ее «Обыкновенное чудо». Видимо, из любви к Марку Захарову и его знаменитому фильму. А еще из любви ко всякого рода чудесам, материализующимся в реальной жизни подобно кораблю с алыми парусами, о котором мечтала Ассоль.

И все-таки «обыкновенным» марийское чудо можно назвать только с натяжкой: даже искушенному слушателю эта история кажется необыкновенной и совершенно нетипичной для сегодняшней российской жизни. Да и при обращении к истории что-то не всплывают сюжеты, в которых богатые женихи преподносили в дар своим возлюбленным новые школы.

Но у любой истории есть предыстория, которая проливает свет на случившееся.

Татьяна и Сергей познакомились в далекие застойные годы, в школе комсомольского актива. Сергей руководил комсомольским штабом, а Татьяна была активным «штабистом». Оба увлекались идеями коммунарства, читали работы Игоря Иванова, потом познакомились с опытом Олега Газмана и с традициями пионерского лагеря «Орленок». Это было прекрасное, насыщенное делами время: штабисты ездили по разным городам, организовывали лагеря и школы актива, мечтали о создании детского коллектива. Оба хотели стать педагогами. Татьяна поступила на филфак. Сергей тоже начал учиться в Педагогическом. Но тут накатила перестройка. Жизнь стала выворачиваться наизнанку, опрокидывая устоявшиеся ценности и предъявляя новые требования. Вступающим в жизнь подросткам теперь мало было общения на почве старых идеалов. Они хотели новой информации, расширения границ существования. Они хотели учиться зарабатывать деньги. Тогда Сергей предложил своим бывшим штабистам организовать собственное дело — открыть видеосалон. Видеомагнитофоны тогда были редкостью, а желающих приобщиться к кинокультуре в различных жанрах и проявлениях становилось все больше. Дело обещало быть успешным. И Сергей вступил на путь бизнеса. Дальнейшее его образование строилось по принципу «моих университетов» в русле практической экономики. Педагогический институт был принесен в жертву предпринимательству. Но «тоска по лучшей жизни» осталась.

Пока Сергей учился управлять бизнесом, Татьяна начала работать в маленькой школе развивающего обучения. Экспериментальной деятельностью там руководила психолог Галина Кислицина. Работа очень увлекала Татьяну. Но по мере разворачивания перестройки из-за недостатка финансирования педагогические эксперименты в государственных школах стали сворачивать. Школу Кислициной эта напасть не обошла. Вот тогда-то и зашел разговор о деньгах, которые необходимы Татьяне и Галине для запуска собственного независимого проекта — педагогического комплекса для воспитания и обучения детей, начиная с трех лет до окончания средней школы. Комплекса, девизом которого могли бы стать слова: «Поможем детям остаться разными!»

Сергей решил, что он сможет «добыть» необходимую сумму на постройку здания и в дальнейшем спонсировать развитие педагогического проекта.

Однако поверить окончательно в реализацию задуманных планов мало кто мог. Пока строилось школьное здание, зеваки недоверчиво вопрошали: «Это что будет-то? Школа? Не может быть!»

Но к 1 сентября 2001 года в «Обыкновенное чудо», не похожее ни на один дом в городе, под стук вколачиваемых в крышу последних гвоздей вошли дошколята и младшие школьники, зачисленные в новый комплекс.

Авторы проекта были готовы к созданию частной школы с дошкольными группами. Но в Управлении образования школе решили присвоить статус муниципального учреждения. Это решение обеспечило сотрудникам комплекса педагогический стаж, а школьной администрации — некоторую финансовую поддержку со стороны государства.

Государственная школа в частном здании

В результате был создан прецедент: в здании, построенном на частные деньги и принадлежащем частному лицу, открылась государственная школа. Передать здание муниципалитету Сергей, естественно, не захотел. Это поставило бы под угрозу существование образовательного комплекса. Власть меняется. А новые правители не всегда выполняют обещания своих предшественников. И немало охотников найдется на лакомый кусок в виде роскошного архитектурного комплекса в центре города. Собственное здание — и богатство, и источник относительной независимости. Оставляя за собой право владения, Мамаевы смогли, например, определять допустимое количество детей в стенах школы и создать реально действующий и влияющий на педагогическую стратегию комплекса попечительский совет, в состав которого вошли сам Сергей, коммерческий директор его фирмы и заместитель главы администрации города. Нехилый такой совет, способный не только принимать решения, но и обеспечивать их финансово.

В Управлении образования, конечно, должны были почувствовать ограничение собственной власти и возможности безраздельно вмешиваться во внутреннюю политику школы, как это обычно бывает. Спонсору хотелось особой музыки, и учредители утвердили не совсем обычный для муниципального учреждения устав, а коллективу «Чуда» было позволено выбирать образовательные программы для работы с детьми по своему вкусу.

Развитию любовных отношений между школой и управленческими структурами это не способствовало. Но финансовый выигрыш должен был искупать «моральный ущерб»: мало того, что не пришлось вкладывать деньги в школу на этапе строительства, но и от текущих забот по содержанию здания муниципалитет был почти полностью освобожден. Ремонт — мелкий, крупный ли — дело владельцев и попечителей. Равно как и обеспечение материальной базы образовательного процесса. Обеспечение же разительно отличает «Чудо» не только от обычных школ Йошкар-Олы, но и от школ со статусом лицеев и гимназий, нужды которых финансируются лишь на 45%: мамаевский комплекс строился, как воплощение мечты, и там есть все, что рисовалось Татьяне в воображении для счастливого обучения детей. Так что Управление образования Йошкар-Олы вынуждено «Обыкновенным чудом» гордиться: там есть, на что посмотреть и чем гостей удивить.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Столичный Лизинг». Компания «Столичный Лизинг» предлагает приобрести недвижимость, легковые автомобили, спецтехнику и промышленное оборудование в лизинг частным лицам и коммерческим организациям. Опытные менеджеры компании «Столичный Лизинг» проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам и помогут составить полный пакет необходимых документов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, подать заявку на лизинг online и заказать обратный звонок можно на официальном сайте компании «Столичный Лизинг», который располагается по адресу http://clcom.ru/

Кому дается «чудесное» образование?

Надо сразу оговориться: в число счастливцев попадают немногие.

Сегодня это около 300 детей, родители которых способны вносить в казну попечительского совета ежемесячную плату в размере 2000 рублей.

Такая сумма, объясняет Татьяна, определяется характером учебных программ комплекса, рассчитанных на полный день и включающих образовательные блоки, не покрывающиеся государственными дотациями. Кроме того, ввиду продолжительности учебного дня, дети нуждаются в организации питания.

Ни от питания, ни от платных образовательных услуг родители учащихся не имеют права отказаться. В дошкольных группах, к примеру, работают не два воспитателя, как в обычном детском саду, а три. И оплачивать труд дополнительного педагога обязаны все родители. Подобные особенности функционирования комплекса не являются неожиданными: они четко прописаны в уставе и в договоре, который подписывают родители при зачислении ребенка в школу.

Поэтому в качестве социальной модели комплекс сориентирован на состоятельных граждан Йошкар-Олы, в частности, на людей, имеющих отношение к бизнесу. Но, как в любой школе с сильным попечительским советом и собственными деньгами, здесь предусмотрены дотации для «особых» случаев. К примеру, семья не в состоянии вносить полностью требуемую сумму, но ребенок настолько интересен и коммуникативно одарен, что его присутствие в школе пойдет на пользу окружающим детям. Татьяна называет таких детей «солнечными». Школа хочет этого ребенка учить и будет учить. Естественно, на скидки могут рассчитывать и педагоги комплекса, обучающие в «Чуде» собственных детей.

Случаются и другие ситуации. Записывая ребенка в школу, родители полагали, что финансовые обязательства им по силам. Но бизнес — дело коварное. Сегодня дело приносит деньги, а завтра что-то застопорилось, и 2000 рублей в месяц через год после зачисления ребенка в школу оказываются непосильной суммой. В этом случае судьба ребенка решается попечительским советом — каждый раз индивидуально.

«Бывает, что родители приходят к нам и сообщают о своих неутешительных обстоятельствах, — рассказывает Татьяна. — Сергей как человек, имеющий серьезный опыт управления бизнесом, часто выступает консультантом по проблемным ситуациям. Его советы или совместные действия с родителями-предпринимателями, испытывающими трудности, часто помогают переломить ситуацию. По крайней мере за прошедшие годы нам не пришлось отчислять детей тех родителей, которые не сумели выправить свое финансовое положение в течение года, на который попечительский совет выделял им дотации».

Но семейный достаток — лишь предварительный критерий, действующий при отборе в школу. Как выяснилось, состоятельных людей, желающих обучать своих детей в «Обыкновенном чуде», в городе гораздо больше, чем вакантных мест в школе.

Татьяна Мамаева и Галина Кислицина жестко стоят на том, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек, а параллелей в школе быть не должно. В младшую дошкольную группу могут принять не больше 18 человек. Через год возможен добор, но ограниченный: шесть человек. «Однако, — говорит Татьяна, — мы встречаемся со всеми, кто хотел бы отдать к нам ребенка. Решающий фактор, влияющий на зачисление малыша в комплекс, — не характер ребенка и даже не его одаренность, а готовность и способность родителей взаимодействовать с коллективом школы. Родители проходят через процедуру тестирования и через «испытание» совместной игрой с ребенком. Они должны продемонстрировать открытость к «родительской науке», свою способность прислушиваться к ребенку, взаимодействовать с ним, помогать ему расти». Школа рассчитывает на родителей как на своих потенциальных друзей и союзников в реализации своих непростых проектов. Иначе «Обыкновенному чуду», со всеми его гуманистическими заморочками, не справиться — невзирая на социальную защиту в виде собственности на здание.

«Очень богатые родители часто полагают, что вносимые ими деньги освобождают их от каких бы то ни было обязанностей по отношению к школе. Они готовы даже больше заплатить — лишь бы их не беспокоили школьными проблемами их собственных детей. Таким родителям мы вынуждены вежливо отказывать, — объясняет свою позицию Мамаева. — У нас в городе, например, есть частный детский сад, который подобное право родителей признает. Мы можем порекомендовать некоторым семьям обратиться туда. У нас же родители регулярно посещают родительские собрания (причем приходят на эти собрания вдвоем), консультации у психолога и логопеда и даже психологические тренинги. Обязать родителей участвовать в тренингах мы, конечно, не можем. Но в желающих у нас нет недостатка. Каждый вечер рабочей недели в комплексе занимается какая-нибудь родительская группа. Некоторые родители прошли уже несколько ступеней обучения».

Возможные перспективы

Школа «Обыкновенное чудо» живет напряженной творческой жизнью. Правда, пока ей не хватает социального размаха. Материальные мощности, которыми обладает комплекс, могли бы сильно расширить контингент детей и взрослых, пользующихся «чудесными» благами, — пусть в неполном объеме. Школа, которая начала существование таким волшебным образом, не должна была бы замкнуться на решении исключительно внутренних общинных проблем. Хотя такие проблемы конечно же неисчерпаемы.

Если создатели «Обыкновенного чуда» хотят действительно реализовать прекрасные мечты юности, они должны предоставить своим воспитанникам возможность разрабатывать настоящие социальные проекты, способные влиять на городскую жизнь: игры, праздники, акции, открытые показы кинофильмов и спектаклей, гостевые дни для детей-инвалидов. Да мало ли что можно придумать! Нам всем в жизни не хватает чудес. Так пусть те, кто может, не скупятся.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru