ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
Н.А.РЫЖОВА
Экологическое образование в детском
саду
Экологическое образование уже стало
неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Именно поэтому у педагогов возникает множество
вопросов.— Как создать эффективную систему
экологического образования в детском саду,
основанную на интегрированном подходе? — Как
сделать так, чтобы идеи экологического
образования реализовывались через разные виды
деятельности ребенка: экспериментирование,
наблюдение, труд, игру, музыкальную,
изобразительную, физическую деятельности? На эти
и многие другие вопросы можно найти ответы в
курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса — дать
слушателям основы современного экологического
образования дошкольников и практические
рекомендации: как создать развивающую среду
(экологическую комнату, лабораторию, живой
уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.);
какие методики использовать в работе с детьми;
для чего дошкольному учреждению нужен
«Экологический паспорт».
Курс лекций будет интересен не только
руководителям, воспитателям дошкольных
учреждений и УВК, но и педагогам по
изодеятельности, инструкторам по физической
культуре, музыкальным руководителям и другим
специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений
образований, педагогам учреждений
дополнительного образования (экологических и
биологических центров, домов детского
творчества и т.п.).
Учебный план курса «Экологическое
образование в детском саду»
Лекция № 3
Организация системы экологического
образования в детском саду
Литература
1. Рыжова Н.А. Экологическое
образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Рыжова Н.А. Педагогические модели
организации экологического образования в ДОУ.
Дошкольное воспитание № 9, 2000.
3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.:
Карапуз-Дидактика, 2005.
Итак, вы уже способны определить
содержание экологического образования с
современных позиций. Возникает новый вопрос: как
организовать работу дошкольного учреждения,
чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из
сотрудников и как должен этим заниматься? В
первую очередь нужно создать определенные
условия, и прежде всего — систему работы
коллектива. Давайте рассмотрим такую систему,
состоящую из взаимосвязанных компонентов.
Обратите внимание: каждый компонент выполняет
свою роль в реализации экологического
образования (см. схему).
Поскольку экологическое образование
не является изолированным направлением
(дополнительным предметом) в работе детского
сада и имеет мировоззренческое значение,
необходимо стремиться к экологизации всего
образовательного процесса. Сделать это можно в
рамках разных педагогических моделей
организации работы.
Педагогические модели организации
экологического образования В ДОУ
В сложившейся реально практике можно
выделить две основных педагогических модели,
отличающиеся принципами организации работы.
Назовем условно эти модели «эколог» и
«воспитатель».
Модель «эколог». Особенность
модели «эколог» — создание в детском саду
системы работы по экологическому образованию,
предполагающей тесное сотрудничество всех
специалистов, руководителя, методиста и
воспитателя на основе реализации
интегрированного подхода и экологизации
различных видов деятельности дошкольников.
В рамках модели «эколог» каждый
сотрудник берет на себя определенные функции в
области экологического образования. Необходимым
условием использования данной модели является
наличие в дошкольном учреждении
педагога-эколога, который координирует работу
всех педагогов. Целенаправленная и
согласованная деятельность сотрудников
детского сада позволяет осуществлять
экологизацию различных видов деятельности
ребенка и развивающей предметной среды,
экологическое просвещение родителей, подготовку
и переподготовку кадров, оценку окружающей
среды, координацию с другими учреждениями.
Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных
учреждениях страны. Педагог-эколог обязательно
должен получить соответствующую
профессиональную подготовку как в области
экологии, естествознания, так и в области
методики экологического образования
дошкольников. В настоящее время в детских садах
работа экологов организована по-разному, но в
целом можно выделить два варианта:
— эколог регулярно проводит занятия с
детьми и является координатором всей работы
дошкольного учреждения в области экологического
образования;
— эколог периодически посещает группы, где
беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает
за растениями, животными, огородом.
Мне кажется более предпочтительным
первый вариант, так как именно он способствует
постепенной экологизации работы всего
учреждения. Рассмотрим подробнее возможные
направления работы и взаимоотношения
сотрудников в рамках первого варианта модели
«Эколог», который реализуется во многих детских
садах, работающих по программе «Наш дом —
природа».
Направления работы руководителя:
— организация всего образовательного
процесса (при необходимости — экспериментальной
работы); распределение функциональных
обязанностей членов коллектива;
— сотрудничество с органами управления
образованием;
— выделение необходимых ставок (эколога,
лаборанта, садовника) и подбор, повышение
квалификации кадров в области экологического
образования;
— составление дизайн-проекта учреждения,
экологизация развивающей предметной среды;
— финансовые вопросы (приобретение
оборудования, литературы, картин, игрушек,
животных, растений и т.п.);
— работа с родителями;
— координация работы с другими учреждениями;
— связь со школой.
Направления работы старшего
воспитателя:
— ознакомление коллектива с
существующими программами и методиками
экологического образования;
— выбор программы и методики (совместно с
экологом);
— определение места экологического образования
в общем образовательном пространстве сада, его
связи с другими направлениями;
— контроль за координацией работы всех
специалистов и воспитателей; реализация
интегрированного подхода в экологическом
образовании;
— мониторинг деятельности всего коллектива;
— участие в диагностике детей и анализе
результатов;
— проведение методических семинаров для членов
коллектива;
— участие в экологизации развивающей предметной
среды;
— участие в распространении опыта работы сада
(семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
— руководство составлением «Экологического
паспорта»;
— организация родительских собраний, связанных
с проблемами экологического образования;
— обобщение результатов работы.
Направления работы
педагога-психолога:
— психологическая поддержка работы по
экологическому образованию (в том числе
экспериментальной работы);
— анализ программ, методик с точки зрения их
соответствия уровню детей дошкольного возраста;
— присутствие на занятиях эколога с целью
определения по соответствующим методикам
поведения и характеристик дошкольников
(произвольность, комфортность и т.п.);
— участие в диагностической работе, проведение
комплексной диагностики совместно с экологом
(разработка диагностических заданий с учетом
материала по экологическому образованию);
— составление рекомендаций для эколога по учету
индивидуальных особенностей детей;
— анализ результатов качественной диагностики,
проводимой воспитателями и экологом (записи
особенностей поведения детей, их высказывания
и т.п.);
— участие в составлении диагностических карт;
— работа с родителями.
Направления работы медицинского
работника:
— оздоровительная работа с детьми;
— участие в оценке развивающей предметной среды
и экологической ситуации в районе дошкольного
учреждения с точки зрения состояния здоровья
детей;
— эколого-оздоровительное просвещение
родителей.
Направления работы педагога-эколога:
— участие в выборе программы, методики
и их адаптация к условиям детского сада;
— подготовка и проведение занятий с детьми в
экологической комнате, лаборатории, живом
уголке, на экологической тропинке, участие в
подготовке праздников детского сада;
— активное участие в разработке концепции и
создании развивающей предметной среды;
— выбор растений, животных для экологического
комплекса, групповых помещений;
— подготовка наглядного материала, выбор
литературы;
— координация работы всех специалистов:
музыкального руководителя, преподавателя по
изобразительной деятельности, физкультуре;
— координация работы воспитателей: составление
еженедельной программы для воспитателей по
конкретной теме и контроль за ее выполнением;
— участие в диагностике результатов
экспериментальной работы;
— работа с родителями;
— консультации педагогам дошкольного
учреждения в области экологического
образования;
— оформление «Экологического паспорта»
детского сада, «Экологических паспортов»
растений, животных экологического комплекса;
— распространение опыта работы (открытые
занятия, обобщение материала).
Направления работы музыкального
руководителя:
— проведение музыкальных занятий,
усиливающих эмоциональное восприятие ребенком
природы;
— согласование музыкальных занятий с тематикой
занятий эколога, педагога по изобразительной
деятельности;
— разработка сценариев, подготовка
инсценировок, экологических праздников;
— подбор музыкальных произведений (звуки
природы, классические произведения, песни о
природе) к программе эколога;
— музыкальное сопровождение экологических игр
(в том числе включение музыкальных заданий в
такие игры), пластических этюдов, постановка
танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);
— использование элементов фольклора в целях
экологического образования (народные праздники,
потешки, песенки и т.п.).
Направления работы педагога по
изобразительной деятельности:
— закрепление материалов
экологических занятий в процессе рисования,
аппликации, лепки;
— иллюстрирование детьми книг (сказок,
рассказов) — как изданных, так и собственных;
— оказание помощи экологу в изготовлении
наглядных пособий, оборудования, декораций,
костюмов к экологическим праздникам,
постановкам;
— совместное проведение занятий с экологом;
— участие в создании картинной галереи,
выставочных уголков в группах;
— подбор художественных произведений к
программе эколога;
— координация своей программы с программой
эколога;
— участие в диагностике, в частности, по детским
рисункам;
— использование элементов фольклора в целях
экологического образования (народная живопись,
глиняные игрушки и т.п.).
Направления работы инструктора по
физкультуре:
— включение в занятия определенных
физических упражнений, подвижных игр (имитация
движений, растений) по согласованию с экологом;
— участие в эколого-оздоровительной работе:
подготовка и проведение походов на
экологической тропе, экскурсий, в том числе
вместе с родителями;
— участие в экологических праздниках
(спортивно-экологических);
— согласование своей программы с программой
эколога для выявления точек соприкосновения;
— тренер по плаванию может участвовать в
экологических праздниках (например, «Волшебница
вода»), проведении некоторых экспериментов (с
надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных
игр на воде (тема «Вода»);
— обучение правилам безопасности во время
походов, отдыха на природе.
Направления работы педагога по
художественному труду:
— изготовление поделок, коллажей,
макетов из природного и бросового материала;
— изготовление совместно с детьми оборудования,
наглядных пособий для проведения экологических
занятий;
— изготовление декораций, масок, костюмов для
экологических праздников;
— согласование программы с программой эколога;
— изготовление оборудования для экологической
тропинки, природоохранных знаков.
Направления работы педагога по
театральной деятельности:
— подготовка и проведение
экологических праздников, инсценировок,
спектаклей по сказкам, разыгрывание народных
песен, потешек, имитация повадок животных;
пальчиковый, кукольный театр.
Направления работы воспитателя:
— экологизация видов деятельности
дошкольников в группах;
— выполнение заданий эколога: проведение
наблюдений на прогулках и в группах; фиксация
наблюдений в календарях природы; чтение и
обсуждение литературы, проведение игр,
прослушивание музыки;
— выполнение отдельных экологических проектов
(например, проекта «Наше дерево»);
— создание условий для экологического
образования в группах: организация уголка
природы, уголка для экспериментирования,
выставочного уголка, подбор литературы,
фотографий, природного материала для
самостоятельных игр и экспериментирования;
— подбор растений, животных и уход за ними
(совместно с детьми);
— работа с родителями (домашние задания детям,
оформление необходимой информации и т.п.);
— участие в диагностике по заданию эколога и
психолога (опрос детей по готовым формам,
регулярное ведение записей по определенным
схемам и т.п.);
— участие в сборе информации для некоторых
разделов «Экологического паспорта» детского
сада.
Модель «воспитатель». Данная
модель отличается от модели «эколог» принципами
организации работы: функции экологического
образования возлагаются на воспитателя, который
самостоятельно реализует интегрированный
подход через экологизацию развивающей
предметной среды в группе и экологизацию
различных видов деятельности ребенка в
повседневной жизни. Данная модель существует во
многих детских садах, где нет возможности
выделить ставку эколога. На практике она
представлена двумя вариантами: первый —
экологическое образование осуществляют
несколько воспитателей, зачастую без
координации своих действий; второй — задачи по
экологическому образованию включаются в план
работы воспитателей всех групп, а направление в
целом курирует и контролирует методист или
руководитель учреждения. Воспитатель создает в
группе необходимую развивающую предметную среду
(в том числе условия для самостоятельной и
совместной деятельности детей), в течение дня
вовлекает ребенка в различные экологически
ориентированные виды деятельности (наблюдения в
группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение
литературы, рисование и т.п.). Модель
«воспитатель» также предполагает наличие у
воспитателя определенной подготовки в области
экологического образования.
В рамках модели «воспитатель»
реализуются только отдельные компоненты системы
экологического образования (экологизация
различных видов деятельности ребенка и
развивающей предметной среды, экологическое
просвещение родителей).
Подчеркнем, что обе указанные модели
нацелены на реализацию интегрированного подхода
в экологическом образовании и способствуют
всестороннему развитию личности ребенка. При
реализации любой модели детский сад должен
стремиться организовать работу по нескольким
основным направлениям: экологизация различных
видов деятельности ребенка; подготовка кадров;
работа с родителями; оценка окружающей среды;
экологизация развивающей предметной среды,
координация работы с другими учреждениями. Все
эти направления тесно связаны между собой и
дополняют друг друга.
Подготовка и переподготовка
педагогических кадров
Одним из важных факторов, влияющих на
формирование основ экологического
мировоззрения у ребенка и навыков экологически
грамотного поведения, является профессиональная
подготовка педагога. Роль работников дошкольных
учреждений в экологическом образовании имеет
свою специфику: именно в раннем возрасте для
ребенка характерна склонность к подражанию, он
полностью доверяет взрослому, у дошкольников
отсутствует критический взгляд на поступки
близких людей.
В настоящее время сложилось несколько
направлений подготовки воспитателей в области
экологического образования:
1. Подготовка студентов в педучилищах,
пединститутах, педуниверситетах.
2. Переподготовка воспитателей (в том
числе и подготовка экологов) на краткосрочных
курсах повышения квалификации.
3. Повышение квалификации на курсах,
проводимых авторами программ.
4. Участие в работе методических
объединений районов, округов и т.д. (знакомство с
опытом работы).
5. Участие в конференциях, совещаниях
разного уровня, посвященных проблемам
экологического образования.
6. Участие в конкурсах разного уровня
по экологической тематике.
7. Повышение квалификации воспитателей
в рамках дошкольных учреждений (методические
советы по экологической тематике).
8. Сотрудничество коллективов
дошкольных учреждений с организациями,
занимающимися проблемами экологии и
экологического образования (см. раздел
«Координация работы»).
9. Распространение опыта работы
детских садов — экспериментальных площадок по
экологическому воспитанию среди других
учреждений.
Как положительный момент можно
оценить внедрение в работу дошкольных
учреждений разнообразных форм повышения
квалификации сотрудников: выделение в
программах работы специальных блоков, разделов,
связанных с данной проблемой, непрерывно
действующие семинары для воспитателей,
взаимопосещение и просмотр открытых
мероприятий, индивидуальная работа с
воспитателями.
Нами выделены следующие компоненты в
структуре логического образования
педагогов-дошкольников: теоретический
(овладение системой знаний из области
естественных наук, экологии); методический
(овладение методикой экологического
образования, личностно-ориентированной
методикой); ценностный (формирование
представлений о новых ценностях), деятельностный
(участие в реальной деятельности по сохранению и
улучшению окружающей среды).
Таким образом, современная подготовка
работников дошкольных учреждений может включать
следующие направления: научно-профессиональная
подготовка (знание основ экологии,
естествознания), профессионально-методическая
(освоение современных методик экологического
образования и умение реализовывать на практике
интегрированный подход), освоение методик работы
с родителями и основ экологической безопасности,
умение самостоятельно оценивать экологическую
обстановку и ее связь со здоровьем населения,
умение организовать развивающую предметную
среду для цели экологического образования,
способность анализировать собственное
поведение по отношению к окружающей среде и
работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы
(изменение ценностных ориентиров), воспитание у
педагога понимания чувства ответственности за
свои действия и состояние окружающей вплоть до
ограничения своих потребностей, желание
участвовать в посильных акциях по защите
окружающей среды в своем микрорайоне.
Экологическое просвещение родителей
Экологическое образование
дошкольников можно рассматривать как процесс
непрерывного воспитания родителей, направленный
на формирование экологической культуры всех
членов семьи. Экологическое образование
(просвещение) родителей — одно из крайне важных и
в то же время одно из наиболее сложных
направлений работы дошкольного учреждения. Одна
из первостепенных задач — привлечение взрослых
членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей
степени, чем занятых пап и мам) к совместной
работе. Дошкольный возраст ребенка — период,
когда многие из них сами стремятся к контакту,
сотрудничеству с педагогами, что очень важно для
экологического образования. Семья как среда
формирования личности оказывает огромное
влияние и на формирование у ребенка основ
экологического мировоззрения. Фундамент
нравственного воспитания, которое неразрывно
связано с экологическим, также закладывается в
семье и именно в период раннего детства. В то же
время между целями коллектива детского сада и
целями, которые ставят перед собой родители,
зачастую возникают противоречия. Особенность
родителей как объекта экологического
образования заключается в том, что у них самих
уже сформировано определенное мировоззрение,
как правило, базирующееся на потребительском
отношении к окружающему миру. Кроме того,
современный интерес родителей в основном
сконцентрирован в области обучения, а не
развития ребенка.
Работа с родителями должна быть постепенным и
непрерывным процессом, а экологическая
информация, которую воспитатели предлагают
родителям, лично значимой для них. Во многих
дошкольных учреждениях я видела стенды с
подробной информацией о глобальных
экологических проблемах. Эти же факты часто
приводятся и на родительских собраниях. Но
практика показала, что такой подход не
привлекает внимания пап и мам, катастрофизм,
зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее
неприятие. Подобное воздействие на родителей
оказывает и прямая агитация в виде плакатов,
призывов. С другой стороны, оригинально, красочно
оформленная опосредованная информация вполне
может изменить точку зрения родителей или хотя
бы заставит задуматься.
На что следует особо обратить
внимание? Прежде всего — на совместную
деятельность детей и родителей, так как именно
через деятельность человек воздействует на
окружающий мир. Кроме того, она способствует
сотрудничеству, эмоциональному,
психологическому сближению ребенка и взрослого,
дает возможность ребенку почувствовать себя
«взрослым» (например, во время похода или
природоохранной акции), а взрослому — лучше
понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети
и взрослые проявляют качества и умения, которые
не требуются в повседневных условиях (умение
правильно развести костер или поставить палатку,
вести себя как член команды и т.п.).
Рассмотрим некоторые направления
работы с родителями.
1. Экологическая информация. Наш
опыт работы показал, что наиболее значимыми для
взрослых сведениями являются следующие:
— данные об экологической ситуации в
их городе, микрорайоне детского сада, жилого
массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
— информация о зависимости состояния здоровья
ребенка от качества окружающей среды;
— правила поведения в экстремальных условиях
(неблагоприятные экологические ситуации,
катастрофы);
— экология жилища;
— выращивание экологически безопасного урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— выбор экологически безопасных мест для
прогулок с детьми, отдыха на природе;
— домашние животные, их содержание в доме и
значение для ребенка;
— развитие ребенка как личности в процессе
экологического образования;
— информация самого ребенка о занятиях в детском
саду.
Экологическую информацию взрослые
получают на родительских собраниях, в совместных
походах с детьми, в процессе посещения
экологической комнаты, живого уголка, территории
детского сада. Так, родители многих детских садов
проявляют большой интерес к данным их
«Экологических паспортов», особенно к разделу
«Экологическая ситуация». Проблема «здоровье
ребенка — окружающая среда» тесно связана с
проблемой экологической безопасности.
Вопросы экологического образования
могут быть включены и в программу консультаций
родителей, ожидающих ребенка, и в программы
работы консультационных пунктов, помогающих
родителям подготовить ребенка к поступлению в
детский сад, и групп кратковременного
пребывания.
2. Совместная деятельность с детьми:
— Во время совместных походов,
экскурсий сама обстановка заставляет родителей
интересоваться различными вопросами
естествознания и экологии, тем более что дети
постоянно задают вопросы;
— участие в экологических праздниках и в
подготовке к ним;
— совместный уход за животными, растениями:
активное привлечение детей к уходу за домашними
животными и воспитание ответственности за их
жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо
показать роль животных, комнатных растений в
воспитании ребенка, порекомендовать родителям
приобрести, по возможности, живое существо. Еще
одно направление — привлечение взрослых в
уголок природы. Иногда родители отдают свое
домашнее животное на время в детский сад, берут
обитателей уголка к себе домой на лето, помогают
приобретать животных, создавать для них условия;
— сбор коллекций природных материалов, марок,
открыток, календарей, значков для экологической
комнаты, экспонатов для музея природы. Для
ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали
его интересы.
— выставки совместных рисунков, макетов, поделок
из бросового материала, фотографий (например, по
темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я
и природа», «Наши домашние питомцы»);
— помощь в оборудовании экологической комнаты,
уголка природы, лаборатории, библиотеки;
— природоохранные акции (уборка территории
детского сада, парка, дома, посадка деревьев,
оформление кормушек).
Сотрудничество детского сада с
другими учреждениями
Координация дошкольных учреждений с другими
организациями, учреждениями приобретает особое
значение с точки зрения непрерывности системы
экологического образования. Как показывает опыт,
чем разнообразнее внешние связи дошкольного
учреждения, тем эффективнее его работа. На
рисунке эти связи показаны в обобщенном виде.
По направлению сотрудничества можно
выделить несколько групп учреждений, что
отражено в таблице.
Направление
сотрудничества |
Учреждения |
Организационное |
Органы
управления образования разного уровня,
административные органы управления |
Образовательное
|
Органы
образования, другие дошкольные учреждения,
природоохранные органы, музеи, выставочные
центры |
Преемственность |
Школы, дворцы
творчества, эколого-биологические центры,
педколледжи |
Повышение
квалификации |
Органы
образования, институты повышения квалификации,
научно-педагогические центры |
Научное
консультирование |
Вузы,
научно-исследовательские учреждения,
эколого-биологические центры, музеи, учреждения
АН РФ, институты, заповедники |
Финансовое |
Экологические
фонды, министерства, комитеты по охране
окружающей среды, административные органы
управления, общественные отечественные и
иностранные экологические организации
(получение грантов) |
Эколого-оздоровительное |
Детские
поликлиники, органы санэпидемнадзора, научные
организации, природоохранные комитеты,
организации по озеленению |
Практическое |
Общественные
экологические и природоохранные организации
(движение “Зеленых”, общества охраны природы) |
Рекламное |
Телестудии,
пресса, радио, фестивали |
1. Организационное
направление предполагает сотрудничество с
целью организации экспериментальных площадок,
ознакомления и оформления необходимых
документов в области экологического
образования, участия в конференциях, в
совещаниях, в обобщении и публикации результатов
работы. Представители органов образования
регулярно отслеживают результаты экспериментов
и ведут мониторинг деятельности педагогов,
способствуют налаживанию контактов между школой
и детским садом.
2. Образовательное направление
подразумевает сотрудничество с органами
образования различного уровня с целью
грамотного выбора программ, методик и обмена
опытом с другими детскими садами. Органы
образования, в частности, проводят совещания,
конференции, посвященные тем или иным проблемам
экологического образования.
3. Преемственность — одно из главнейших
направлений работы дошкольных учреждений,
наиболее полно реализуемое в системе УВК
(учебно-воспитательных комплексах).
Сотрудничество дошкольных учреждений со школами
в большинстве регионов развито слабо в силу ряда
причин, в большинстве своем не зависящих от
детских садов. Целью многих дошкольных
учреждений, занимающихся проблемой
экологического образования, является
формирование класса начальной школы на базе
группы детского сада. В этом случае школьный
педагог учитывает образовательный уровень детей
и может начинать работу с более высокого уровня.
Обычно же у дошкольников, специализирующихся в
области экологического образования ДОУ,
отмечается высокий уровень в области
естественно-научных знаний, превышающий средний
уровень первоклассника. Следует отметить, что и
детский сад может оказать большую помощь
начальной школе, например, нередко учителя
начальных классов используют развивающую среду
детских садов для проведения уроков
природоведения. Варианты форм сотрудничества
дошкольных учреждений и школ — совместные
конкурсы на лучшую поделку из отходов,
экологические праздники, конкурсы, походы.
Младшие школьники на уроках труда могут
изготовить оборудование для исследований, маски,
костюмы для дошкольников.
Большое значение для реализации преемственности
имеет сотрудничество дошкольного учреждения со
студентами педколледжей, педуниверситетов, в
частности, при прохождении ими педпрактики.
Однако часто программы, цели студентов никак не
связаны с задачами и программами учреждения, в
котором они проходят практику, что значительно
снижает эффективность сотрудничества.
4. Повышение квалификации. Это
направление подразумевает постоянный контакт
детских садов с ИПК и другими организациями,
специализирующимися в данной области, участие в
методических объединениях.
5. Научное консультирование. В
последние годы наблюдается позитивная тенденция
расширения сотрудничества дошкольных
учреждений с различными научными организациями,
институтами, университетами. Поддержку детским
садам оказывают и эколого-биологические центры,
сотрудники которых не только консультируют
воспитателей, но и ведут работу с детьми. С
дошкольными учреждениями устанавливают
контакты отделы экологического просвещения
особо охраняемых территорий (заповедников,
национальных и природных парков), библиотек,
музеев. Среди таких учреждений проводятся
конкурсы на лучшую организацию работы в области
экологического образования. В заповедниках,
музеях дошкольники знакомятся с особенностями
природы своего края, проблемами их охраны, с
конструктивной деятельностью человека по
отношению к природе.
6. Финансовое. В современных
экономических условиях большое значение
приобретает дополнительное финансирование
дошкольных учреждений. В этом отношении
экологическое образование является в
определенной степени уникальным: в развитии сети
ДОУ, занимающихся вопросами экологического
образования, заинтересованы не только органы
управления образованием, но и комитеты природных
ресурсов, общества охраны природы, органы
санэпидемнадзора разного уровня. Региональные
экологические фонды периодически финансируют те
или иные мероприятия дошкольных учреждений,
оказывают помощь в приобретении оборудования,
литературы. Детские сады получают также гранты
общественных, неправительственных фондов.
7. Эколого-оздоровительное.
Поскольку здоровье ребенка тесно связано с
состоянием окружающей его среды, качеством
употребляемых продуктов и материалов,
используемых для оформления помещений детского
сада, многие дошкольные учреждения занимаются
вопросами здоровья и экологии в комплексе.
Некоторые ДОУ получают консультационную помощь
со стороны медицинских учреждений и учреждений
санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается
на здоровье и развитии детей. Экологические
фонды, комитеты природопользования оказывают
дошкольным учреждениям помощь в озеленении
территорий, в улучшении окружающей среды.
8. Практическое. В развитии системы
экологического образования в дошкольных
учреждениях заинтересованы многие общественные
организации, так как через детские сады они могут
вовлекать в различные природоохранные акции не
только детей, но и их родителей, воспитателей.
Например, у нас в стране каждую весну проходит
акция «Марш парков», в которой могут участвовать
взрослые и дети.
9. Рекламное. Освещение работы
дошкольных учреждений в прессе, на телевидении
помогает прежде всего развитию сотрудничества с
другими организациями, получению
финансирования, оценке работы коллектива,
привлекает внимание родителей, административных
работников к проблемам экологического
образования.
Сотрудничество дошкольного
учреждения с другими организациями помогает ему
стать неотъемлемой частью системы непрерывного
экологического образования.
Вопросы и задания к лекции
1. Перечислите основные компоненты
системы экологического образования в ДОУ.
2. В чем основные различия между
педагогическими моделями организации работы —
моделью «эколог» и моделью «воспитатель»?
3. Какова роль воспитателя в первой и
второй модели?
4. Назовите основные направления
работы с родителями. Какие из них реализуются в
вашем дошкольном учреждении?
5. Какие направления сотрудничества
детского сада с другими учреждениями вы
реализуете в своей работе? Каково их содержание?
6. Отразите взаимодействие вашего ДОУ с
другими организациями в форме схемы, которая
приведена в лекции.
Контрольная работа №1
Для слушателей курсов повышения
квалификации «Экологическое образование в
детском саду»
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Контрольная работа № 1 состоит из 10
заданий, составленных на основе материалов
первых трех лекций. Оценка контрольной работы
будет производиться по системе «зачет/незачет».
За каждый правильный ответ на вопросы №№ 1, 2, 4, 5,
8, 9 вы получаете по 1 баллу, за вопросы №№ 3, 6, 7 —
по 2 балла, за 10-е задание — от 0 до 10 баллов (по 1
баллу за каждый правильно указанный стереотип).
Максимально возможное количество баллов за
данную работу — 22 балла. Для того чтобы работа
была зачтена, необходимо набрать не менее 12
баллов.
Мы просим использовать именно бланк,
напечатанный в газете, или его ксерокопию.
Пожалуйста, выполните данную контрольную работу
и не позднее 15 ноября вышлите ее в Педагогический
университет «Первое сентября» по адресу: 121165,
Москва, ул. Киевская, д. 24 на бланке, напечатанном
в газете, или его ксерокопии.
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Идентификатор (указан в вашей
персональной карточке):
Если вам пока не известен ваш
идентификатор, не заполняйте это поле.
Комментарии
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Если у вас имеются вопросы по этой работе или
по курсу в целом, пожалуйста, запишите их в поле
«Комментарий». Вы получите ответы вместе с
проверенной контрольной работой.
Задания контрольной работы № 1
1. Подчеркните правильное
определение экологии:
а) это наука о взаимосвязях живых
организмов с окружающей средой,
б) это наука о взаимоотношениях человека и
окружающей среды,
в) это наука о взаимосвязях живых организмов с
окружающей средой и друг с другом,
г) это наука о взаимоотношении живых организмов
друг с другом.
2. Отметьте неправильное утверждение:
а) биосфера включает нижнюю часть
атмосферы, гидросферу и часть литосферы,
б) биосфера включает всю атмосферу, часть
гидросферы и всю литосферу.
3. Подчеркните, что из
нижеперечисленного является экосистемой:
а) тропический лес,
б) аквариум,
в) биосфера,
г) таежный лес,
д) луг.
4. Отметьте правильное утверждение:
а) биоценоз леса — это растения,
животные, почва, воздух, вода,
б) биоценоз леса — это растения и животные.
5. Отметьте, какой из приведенных ниже
вариантов работы с детьми на прогулке можно
назвать экологообразовательным (поставьте возле
него галочку), а какой — всего лишь ознакомлением
с природой (поставьте возле него +):
а) перед нами дуб. У него могучая крона,
красивые, необычные листья, толстый ствол; в
земле его держат корни. Плоды дуба называются
желудями,
б) перед нами дуб. Для того чтобы он вырос, ему
понадобились тепло, свет, почва, воздух. На этом
дереве обитает множество животных.
6. Подчеркните ошибочные выражения:
а) изучаем животных, птиц, насекомых,
зверей, рептилий,
б) изучаем животных: птиц, насекомых, зверей,
рептилий,
в) на зиму медведь впадает в спячку,
г) на зиму ежи ложатся спать в норки,
д) основная пища крота — корневища, клубни
растений,
е) крот накапливает жир, так как обитает под
землей,
ж) растения делятся на деревья, кустарники, травы,
лианы,
з) насекомые — это жуки, стрекозы, пауки, бабочки,
и) в тундре растут карликовые березки, живут
песцы, лемминги, олени,
к) среди арктических льдов можно встретить белых
медведей, тюленей, пингвинов, моржей.
7. Прочитайте выражения из конспектов
занятий педагогов:
Растения находятся в большой
опасности.
Многие животные погибают от рук
человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха.
Красный цвет обложки Красной книги —
это сигнал опасности, знак беды, которая грозит
планете.
Вместе с дымом вредные вещества из
заводских труб поднимаются в небо и с дождем
проливаются на землю, обжигая ветки и корни
деревьев.
Дети даже лучше взрослых связывают
слово «экология» с понятием «тревога».
Какому из принципов отбора содержания
не соответствуют вышеперечисленные выражения
(выбранный ответ подчеркните):
научности, конструктивизма,
регионализма, преемственности.
8. В левой колонке таблицы отметьте те
пункты, которые отражают традиционные взгляды на
взаимоотношения человека с природой, в правой —
отражающие новые, экоцентрические подходы:
a) Человек — часть природы (Эко-Я),
б) Мир для человека (Эго-Я),
в) Мера вещей — уникальность жизни,
г) Человек — мера вещей,
д) Согласование потребностей с экологическими
требованиями,
е) Технократический расчет пользы природы, ее
утилитарная ценность,
ж) Уважение ко всем формам жизни,
з) Человек — «хозяин», «царь» природы.
Традиционные |
Экоцентрические |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Перечислите основные
компоненты системы экологического образования в
ДОУ:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
10. Прочитайте в таблице 10 фрагментов
конспектов занятий и напишите в соответствующей
колонке, к какому стереотипу в содержании
экологического образования они относятся. Для
этого в колонке «Стереотип» напротив каждого
фрагмента впишите номер, под которым в лекции № 2
указан нужный вам стереотип.
№ |
Фрагмент |
Стере-отип |
а |
“Действительно, полезны не
только цветы, но и травы, поэтому их не надо
рвать!” |
|
б |
“Северный лес дает нам
много полезных ягод, поэтому его нужно беречь” |
|
в |
“Какую пользу приносят
дятел и другие птицы?” |
|
г |
“Мыши губят желуди и другие
плоды” |
|
д |
“Гусениц нужно уничтожать,
так как они поедают листья” |
|
е |
“Муравьи приносят большую
пользу, поедая вредных насекомых” |
|
ж |
“Срежьте для наблюдений
несколько веток березы, тополя, ивы” |
|
з |
“Лес – наше богатство,
потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи” |
|
и |
“Ребята! Давайте предложим
лягушкам переселиться в болото, им не место в
озере! К сожалению, я слышу кваканье лягушек…” |
|
к |
“Мы должны помогать
природе, улучшать ее” |
|
|
|