Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2005

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Как удержать «Золотой ключик»?

Игорь РеморенкоЗаместитель начальника Департамента образования Минобразнауки РФ Игорь РЕМОРЕНКО весной 2005 года посетил один из самых «старых» комплексов «начальная школа — детский сад», работающих по программе «Золотой ключик» в городе Долгопрудном Московской области.
Наш корреспондент попросил Игоря Михайловича рассказать о своих впечатлениях и высказаться о возможных перспективах программы.

— Что мне кажется безусловно правильным в стратегии «Золотого ключика»? В первую очередь то, что не школа транслирует свои установки и требования в детский сад, а детский сад словно бы проращивает из себя начальную школу. За счет чего это достигается? Не за счет «правильных» слов, а за счет уклада жизни, пронизывающего образовательное пространство комплекса: жизнь в разновозрастных коллективах, совместные творческие дела маленьких и больших, совместные игры. Вообще-то удерживать детей разных возрастов в едином педагогическом поле невероятно трудно. Всегда возникают опасения, что какой-то возраст окажется на «втором» месте. Когда речь заходит о совместной жизни дошколят и школьников, за школьников всегда опасаются: не будет ли их жизнь редуцирована к интересам более младших возрастов? Не будут ли они стесняться соседства с малышами? Наблюдая детей, живущих по программе «Золотой ключик», с любопытством убеждаешься: школьники здесь ведут достойную, полноценную жизнь. Для них организована нормальная учебная деятельность, у них есть занятия, удовлетворяющие характерные для возраста интересы. К малышам они относятся с покровительственной заботой, с пониманием и терпением. И малыши, зная об «отдельных» занятиях старших, как бы «предчувствуют» свое будущее. Безусловно, желаемое, безусловно, интересное.

Но, рассуждая о дальнейшей судьбе программы и таких комплексов, как долгопрудненский, нужно понимать, что эта модель сегодня с трудом вписывается в существующее нормативно-правовое поле.

Ведь что такое государственное образовательное учреждение с точки зрения чиновника? Это учреждение, которому дается типовое задание, и оно выполняет задание в рамках строго прописанных нормативов. И из расчета этих нормативов финансируется.

Для финансирования «Золотого ключика» нет четких нормативов. Финансово-экономическая «кухня» не прописана, потому что накатанные механизмы штатного расписания здесь не действуют. К тому же нет типичного задания, которое задано в привычных документах и которое местные органы управления могли бы адресовать учреждению, работающему по «Золотому ключику».

Поэтому сегодня такие учреждения живут по «счастливому случаю»: кто-то где-то с кем-то о чем-то договорился, кто-то на какие-то нормы закрыл глаза, кто-то нашел весьма условную лазейку в законе — и благодаря этому учреждение живет. Дети в нем, конечно, счастливы. Но положение такой школы — детского сада непрочно.

Какие я вижу здесь выходы?

Первый вариант — на уровне региональных властей добиваться изменения правового поля, рассчитывать подушевой норматив для работы такого учреждения и вводить специальное штатное расписание. Детализировать, конкретизировать, умножать действующие нормативы.

Это вариант крайне непростой в нынешних условиях.

Другой вариант тоже непростой. Но, мне кажется, для учреждений, подобных долгопрудненскому или нижнекамскому «ключику», более перспективный. Можно придать своему образовательному учреждению более свободную организационно-правовую форму.

Например, можно поменять статус: перестать быть образовательным учреждением и стать автономной некоммерческой организацией.

Такая возможность, благодаря реформам, сегодня появляется. Новый статус дает возможность иначе планировать бюджет школы или детского сада, составлять штатное расписание, исходя из своих возможностей, достаточно широко вести деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг.

«Золотой ключик», конечно, невозможно считать программой для массового использования. По разным причинам. Но если учреждения, желающие по ней работать, будут принимать новый статус, то «ключики» получат новые возможности для своего развития по всей стране.

Зельфия ИшниязоваДесять лет назад Зельфия ИШНИЯЗОВА, заведующая сектором дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, поддержала Тамару Пугачеву, заведующую красноключинской прогимназии «Сказка», в ее желании открыть вместо детского сада комплекс «начальная школа — детский сад», работающий по программе «Золотой ключик».
Наш корреспондент попросил Зельфию Лукмановну прокомментировать свое решение десятилетней давности.

— Почему я поддержала Тамару Михайловну Пугачеву? Да потому что мне очень понравилась сама программа. И тогда я думала, и сейчас думаю, что в программе прописана некая идеальная модель образовательного учреждения для детей. Ведь она сориентирована на ценности семьи, на семейный уют. Я, конечно, не имела возможности погружаться в тонкости программы. Но даже после коротких посещений красноключинской прогимназии у меня сложилось впечатление, что детям там очень комфортно, психологически комфортно. (И ведь посмотрите — они там очень мало болеют!) Там существует совершенно иной уровень общения между детьми и взрослыми, между детьми разных возрастов, чем это обычно бывает в детских садах и в школах. Высокий уровень. Я бы сказала, высоконравственный. Потому что нравственность ребенка в первую очередь формируется внутри теплых семейных отношений и доверительного, развивающего общения. В «Сказке» любой трехлетка может на такое общение, на такое уважение рассчитывать. Естественно, это сказывается на воспитании ребенка и на уровне его знаний.

Конечно, реализация программы — дело дорогое. Тут без помощи местных властей ничего нельзя было бы сделать. Так что главе администрации Нижнекамска спасибо: мы поддержали программу идеологически, а он — финансово.

В целом наше государство сегодня к этому не готово. Но, я думаю, перспективы у программы есть. Если бы деньги нашлись, я бы эту программу рекомендовала для широкого внедрения. Но не для повсеместного. Потому что незачем всех под одну гребенку грести.

 

Рейтинг@Mail.ru