Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива — об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»

Лекция № 4
Технология разработки планов дошкольного образовательного учреждения

План

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.

2. Методика разработки программы развития ДОУ.

3. Методика разработки образовательной программы ДОУ.

4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ).

5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

Литература

1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

2. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.

3. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.

4. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М.: АСТ, 1998.

5. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.

6. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.

2. Методика разработки программы развития ДОУ

Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ;

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;

4. Определение этапов реализации программы;

5. Разработка плана действий.

При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа развития является обязательным документом.

Структура программы развития

Раздел I. Информация-справка о ДОУ.

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить:

  • во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива;

  • во-вторых, это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

  • в-третьих, это рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка. И не стоит образовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с краткого анализа социума. Указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно-массовые объекты.

Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состояние материально-технической базы, характеристика контингента воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса. Достижения педагогического коллектива. Наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходимы также краткие сведения об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Раздел II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Однако нередко все сводится к традиционному анализу выполнения разделов программы. «За кадром» остаются такие важные вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профессионального мастерства, проблемы комфортности детей, родителей, педагогов в саду, оценка развития детей и т.д.

Существует некий психологический барьер: как в своей программе в открытую сказать о своих недостатках: а вдруг не поймут?

Всякая программа развития дошкольного учреждения в конечном итоге ориентирована на решение одной главной проблемы — повышение качества обучения и воспитания. Но в абстрактном виде проблему не решить. Задача анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую проблему, представить ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1—2 года включает: уровни здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами; готовности детей к школе. Важно проанализировать научно-методическое обеспечение развивающегося учебно-воспитательного процесса; уровень профессиональной компетенции педагогов. Продолжая анализ проблемы, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует расхождение результатов и требований социального заказа?».

Завершая анализ, необходимо выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

Так, актуальной проблемой является повышенная заболеваемость детей и, естественно, снижение посещаемости детского сада. Решение ее предполагает проведение целого ряда мероприятий, связанных с закаливанием дошкольников, введением фитотерапии, физиотерапии, витаминотерапии, организации лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики. В свою очередь, это требует провести обучение кадров, создать условия, приобрести инвентарь, оборудование и т.д.

Раздел III. Концепция и стратегия развития ДОУ.

Концепция (от лат. conceptic) — понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Например, это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или «Центр развития ребенка». Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в организации обучения по новым технологиям, поддерживающего постоянную связь со школой и анализирующего процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Концепция развития дошкольного учреждения должна состоять из двух частей.

Первая часть — характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

— структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;
— новые или модернизированные программы;
— новые подходы, способы, схемы, организации воспитательно-образовательного процесса;
— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;
— характеристика дополнительных услуг.

Вторая часть — проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;
— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления, перечень всех персональных и коллективных органов управления;
— новые методы управления.

Стратегия — это обобщенный замысел процесса перехода к новому детскому саду. Разработка стратегии начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции и этапов преобразования дошкольного образовательного учреждения в новый статус. Например, обозначенные цели и задачи могут быть реализованы за пять лет, в три этапа.

Так как всю концепцию нового детсада сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Разработка стратегии начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции. Затем выделяются этапы преобразования существующего учреждения, основные действия, реализуемые на каждом этапе.

Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий. Сформулировать задачу — значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Например, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.

Раздел IV. План действий.

Он пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины) и затем пишется план действий на следующий этап.

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Условия

Задачи

Организа-
ционные

Кадровые

Научно-
методические

Материально-
технические

Финансовые

Мотива-
ционные

Норма-
тивные

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Таблица 2

Направления и задачи (Что?)

Действия (мероприятия) (Как?)

Место проведения
(Где?)

Сроки проведения
начало и конец
(Когда?)

Ответственный
исполнитель
(Кто?)

Объем финансирования
(Сколько средств?)

 

 

 

 

 

 

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.

Вот как участвовал в подготовке программы педколлектив одного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими:

1. Чем наш детский сад привлекает родителей?

2. Что в работе детсада вам не нравится?

3. Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

4. Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?

Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.

3. Методика разработки образовательной программы ДОУ

Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом дошкольного уровня образования. Образовательная программа является основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательной программы может по мере необходимости корректироваться ежегодно.

Структура образовательной программы включает 5 разделов:

Раздел 1. Цели и задачи воспитания и обучения, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Раздел 2. Перечень используемых программ, технологий, их объединение в комплекс, выстраивание целостного педагогического процесса. Указываются названия программ, технологий с полными выходными данными по основному и дополнительному образованию. Этот раздел программы можно оформить в виде табл. 3.

Таблица 3

Линии развития

Название программы

Название, технологии
и пособия

Примечание

 

 

 

 

Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

— гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности;
— расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду;
— систему закаливающих мероприятий;
— модель воспитательно-образовательного процесса;
— содержание дополнительного образования и др.

В образовательной программе необходимо отразить специфику ДОУ (детский сад присмотра и ухода, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад — центр развития ребенка).

Данный раздел дополняется каждый учебный год по мере необходимости.

Раздел 4. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице необходимо представить перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждым специалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительного образования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные.

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ)

Годовой план является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.

Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы и др.

Ориентируясь на наше видение основного содержания деятельности и направленность этой деятельности на конечные результаты, предлагаем годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняется содержание, которое определяется полученными результатами.

Итак, годовой план работы включает следующие разделы:

1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

2. Планирование деятельности ДОУ на ______ учебный год:

2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с государственными стандартами и программой «_________________»;

2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования.

Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса:

— Что у меня в работе получается очень хорошо, и каким опытом я могу поделиться с коллегами;
— Что у меня в работе с детьми получается хорошо;
— В чем я испытывал затруднения.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета.

Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:

— анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;
— анализ затруднений педагогов, воспитателей.

План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации.

Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе).

Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.

Уточним, что в какой бы форме не писался годовой план работы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу. Содержание аналитической части плана может быть следующим:

1.1. Состояние здоровья воспитанников, заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

1.2. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.

1.3. Анализируется уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1—3-е классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

1.4. Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

1.5. Анализируется система работы с родителями (по результатам анкетирования родителей), выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

1.6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Можно использовать «Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений». М.: АСТ, 1996. С. 82.

5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц

Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу. (Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».)

В практике работы руководителей накоплен разнообразный опыт планирования работы с кадрами на месяц.

Рассмотрим несколько вариантов.

1-й вариант. Циклограмма деятельности. Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, учесть основные направления деятельности и плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом, если происходит отмена запланированного, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты, которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.

2-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей — Ежедневник. Используются ежедневники самых разных форматов и вариантов оформления.

3-й вариант. Картотека дел. Она имеет три раздела: план на месяц; план на день; выполнение.
В начале учебного года заведующая выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.

4-й вариант. Технологическая карта управления дошкольным учреждением. Такие технологические карты управления дошкольным учреждением предусматривают оказание помощи руководителям в планировании, размещении основных мероприятий по руководству и контролю во времени. Они имеют специфику каждого региона и конкретного дошкольного учреждения. Для примера мы предлагаем вам опыт работы заведующей детским садом № 197 г. Кирова Т.В. Василинской.

Повторность организационных мероприятий дает возможность опытному руководителю составить циклограмму деятельности на каждый месяц.

Таблица 4

Сентябрь — месяц организационно-педагогических дел

№№

п/п

Мероприятия

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1

Составляется отчетность на начало года

 

 

 

 

2

Производится расстановка кадров, их тарификация

 

 

 

 

3

Составляется и корректируется сетка занятий

 

 

 

 

4

Составляется расписание работы специалистов

 

 

 

 

5

Организуется работа групп по интересам

 

 

 

 

6

Осуществляется анализ и проверка проведения летне-оздоровительного периода

 

 

 

 

7

Организуется работа наставников и молодых специалистов

 

 

 

 

8

Проводятся срезы занятий детей, обследования специалистами – логопедом, психологом

 

 

 

 

9

Формируется общий распорядок работы ДОУ

 

 

 

 

10

Проводится медицинское обследование детей, антропометрические замеры, обсуждение результатов

 

 

 

 

11

Организуется работа по закреплению Правил ДД

 

 

 

 

12

Проводится День знаний

 

 

 

 

13

Проверяется качество оформления документации

 

 

 

 

14

Проводятся родительские собрания

 

 

 

 

15

Составляется смета на IV квартал

 

 

 

 

16

Утверждаются планы самообразования педагогов

 

 

 

 

17

Проводится проверка готовности групп и участков к учебному году

 

 

 

 

18

Составляется режим работы физкультурного, музыкального залов, бассейна, кабинетов

 

 

 

 

19

Подбираются методики, схемы, графики для эффективной диагностики знаний, умений, навыков

 

 

 

 

20

Индивидуальные беседы со специалистами по результатам диагностики и планам работы на предстоящий учебный год

 

 

 

 

21

Проводится инструктаж по темам: “Охрана жизни и здоровья детей”, “Функциональные обязанности”, “ТБ и противопожарная безопасность”

 

 

 

 

22

Проводится производственное собрание по теме “Правила внутреннего трудового распорядка”

 

 

 

 

23

Проводится проверка правильности подбора мебели и маркировка

 

 

 

 

24

Заключаются договора с родителями

 

 

 

 

25

Издание приказа о назначении ответственных за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

 

 

 

 

26

Издание приказа о назначении материально-ответственных лиц

 

 

 

 

Вопросы по теме

1. Перечислите планы ДОУ, которые являются перспективными, объясните.

2. Из каких частей состоит годовой план ДОУ?

3. Какую предварительную работу необходимо провести, прежде чем приступать к написанию годового плана работы ДОУ?

4. Что такое технологическая карта управления ДОУ?

 

Рейтинг@Mail.ru