Празднуйте свой праздник
без указания свыше!
Аделаида Симонович — основательница
первого детского сада в России. Картина работы
В.Серова
|
Незадолго до 27 сентября
телефон в редакции работал на износ. Из разных
городов звонили специалисты по дошкольному
образованию, заведующие и методисты детских
садов. Звонили не с тем, чтобы поздравить нас с
наступающим праздником, а для того, чтобы задать
единственный вопрос: «Было ли специальное
постановление, или распоряжение, или приказ о
том, чтобы праздновать День дошкольного
работника?».
Эти звонки заставляют сомневаться не
только в способности педагогов-дошкольников
отстаивать свои права, но даже в их способности к
самоуважению.
Коллеги! Вы же не спрашиваете у
вышестоящего начальства разрешения
отпраздновать свой день рождения?
27 сентября — день открытия первого
российского детского сада — историческое
событие в педагогической жизни нашей страны.
Вместе с появлением нового, никогда ранее не
существовавшего института для воспитания
маленьких детей, к жизни было вызвано
интереснейшее направление
психолого-педагогического поиска. Детский сад
конечно же часть целостной образовательной
системы. Но часть самобытная и специфическая. Уже
в ХIХ веке он много чему мог научить школу. И то,
что сегодня педагоги детских садов живут в тени
школьных учителей, ситуация неправильная,
несправедливая и вредная с точки зрения
воспитания общественного взгляда на ребенка и на
педагогику.
Много ли поздравлений, адресованных
именно вам, слышите вы в День учителя? Вас
поздравляют через запятую, вы стоите последними
в списке именинников. Скольким воспитателям
достаются места в зрительном зале на городских
торжествах? Дай Бог, чтобы не обошли вниманием
заведующих. Дарят ли в этот день благодарные
родители цветы вашим педагогам? Только в виде
исключения. Уделяет ли местная пресса внимание
вашим проблемам и достижениям в преддверии
праздника? Никогда.
День учителя потому и называется Днем
учителя, что это праздник учителей. Об этом
убедительно свидетельствуют результаты
социологического опроса, который мы проводили и
результаты которого публиковали. Учителя этот
праздник придумали. Учителя его отстояли.
Учителям он по праву и принадлежит.
Несколько лет назад в целях экономии
власти сделали попытку совместить День учителя с
Днем знаний и перенести его на первое сентября.
Затея провалилась. Почему? Да потому что учителя
все равно блюли традицию и отмечали свой
праздник
в первое воскресенье октября — безотносительно
тому, что было написано в официальном календаре.
Профессиональный праздник — не то, что
приказывают отмечать, а то, что празднуют
профессионалы. Если бы в нашей педагогической
истории не было такого замечательного события,
как появление детского сада Аделаиды Симонович,
его следовало бы придумать. Потому что
существование и развитие любого сообщества
зиждется на традициях. А традиции обязательно
включают в себя праздники.
Если вы хотите, чтобы праздник был
узаконен, добейтесь этого на местном уровне,
через Совет заведующих, через родительскую
общественность, через депутатов, которым
интересен ваш детский сад. Сделать это надо хотя
бы для того, чтобы раз в году воспитатель
детского сада оказывался в свете юпитеров и
чтобы вы могли прокричать о своих бедах. Так ли
дорого будет это стоить местным властям?
Марина АРОМШТАМ
Внимание!
Если в вашем городе или поселке в этом году
отмечали День дошкольного работника, напишите
нам об этом, пришлите фотографии, сценарии. Чтобы
добиться вожделенного постановления, мы должны
чем-то аргументировать свои притязания. Это
«что-то» — события реальной жизни в регионах.
|