ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
К.Ю. БЕЛАЯ
Дошкольное образовательное
учреждение — управление по результатам
Целью данного курса является оказание помощи
слушателям в осмыслении их собственного опыта
управления и системы методической работы с
кадрами, а также внедрение в практику новейших
достижений в области управления. В основе
технологии управления дошкольным образованием,
разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит
концепция управления по результатам,
предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и
др.). Данный курс поможет руководителю составить
программу развития своего дошкольного
учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник
педагогического процесса должен уметь увязать
свое участие в общем деле с деятельностью других
членов коллектива — об этом будет рассказано в
лекции «Организационные основы эффективной
методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой
частью управленческой деятельности. Автор
рассматривает особенности построения системы
внутрисадовского контроля. Освоение курса
менеджмента позволяет перейти от вертикальной
командно-административной системы управления к
горизонтальной системе профессионального
сотрудничества. В предлагаемом курсе
раскрываются основные управленческие механизмы,
обеспечивающие переход дошкольного учреждения
из функционирующего в развивающий режим.
Учебный план курса «Дошкольное
образовательное учреждение — управление по
результатам»
Лекция № 6
Педагогический совет — коллегиальная форма
управления
и школа педагогического мастерства педагогов
ДОУ
План
1. Педагогический совет —
коллегиальная форма управления.
2. Формы педагогического совета.
3. Методы активизации педагогов при подготовке к
проведению педсоветов.
Задание № 1. Анализ проведенного педсовета с
использованием предложенной таблицы.
Задание № 2. Анализ форм организации группового
общения на педсовете на основе предложенной
памятки.
Литература
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в
ДОУ. Подготовка и проведение. М.: Творческий центр
«Сфера», 2004.
2. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В.,
Шкатула В.И. Заведующий дошкольным
учреждением. М.: Просвещение, 1984.
3. Волобуева П.М., Газина О.М.,
Фокина В.Г. Спецкурс. Организация работы
методиста детского сада. М., 1994.
4. Дошкольное образование в России. М.:
ACT, 1997.
5. Поздняк Л.В. Спецкурс: Основы
управления дошкольным образовательным
учреждением. М.: А.П.О., 1994.
6. Далецкий Ч. Практикум по
риторике. М., 1996.
7. Соловьева Н.Н. Учусь общаться:
читаю, слушаю, говорю, пишу. Учебное пособие по
культуре речи и речевому общению. М., 1996.
1. Педагогический совет —
коллегиальная форма управления
Педагогический совет в детском саду
как высший орган руководства всем
воспитательно-образовательным процессом решает
конкретные задачи дошкольного учреждения.
Литературы по вопросам организации и
проведения педагогических советов создано
немало, и все-таки часто сталкиваешься с
практикой формального отношения к данному
вопросу. Некоторую путаницу внесли предложения,
статьи и рассуждения о создании «Советов
трудового коллектива» в учреждениях
образования. Они могут создаваться, и об этом
обязательно указывается в уставе
образовательного учреждения, но нельзя
отождествлять эти два органа управления: «совет
трудового коллектива» и «педагогический совет»,
так как у них разные функции. В небольшом
коллективе детского сада у руководителя много
рычагов управления, и правильно организованная
работа педагогического совета как органа
управления исключает острую необходимость
создания совета трудового коллектива.
В каждом дошкольном учреждении должно
быть Положение о педагогическом совете. Его
можно составить, используя Типовое положение о
педагогическом совете, утвержденное приказом
Министерства просвещения СССР № 94 от 16.12.1970 г.
или «Примерный устав ДОУ» из пакета образцов
документов, разработанных Министерством
образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г.
Составленное положение о
педагогическом совете ДОУ необходимо
согласовать с учредителем, утвердить и его
содержание довести до сведения коллектива
детского сада.
Предлагаем вам извлечения из
вышеперечисленных документов, которые помогут
проанализировать или составить положение о
педагогическом совете вашего учреждения.
Извлечения:
5.12. Управление педагогической
деятельностью осуществляет педагогический
совет ДОУ.
Педагогический совет ДОУ состоит из
(_________)
(в состав входят все педагоги ДОУ,
другие работники ДОУ, в том числе медицинские,
родители могут приглашаться и пользоваться
правом совещательного голоса).
5.13. Функции Совета педагогов ДОУ:
— определяет направления
образовательной деятельности ДОУ; отбирает и
утверждает образовательные программы для
использования в ДОУ;
— обсуждает вопросы содержания, форм и методов
образовательного процесса, планирования
образовательной деятельности ДОУ;
— рассматривает вопросы повышения квалификации
и переподготовки кадров;
— организует выявление, обобщение,
распространение, внедрение педагогического
опыта;
— рассматривает вопросы организации
дополнительных услуг родителям;
— заслушивает отчеты заведующей о создании
условий для реализации образовательных
программ; иное.
5.14. Заседания Совета педагогов
правомочны, если на них присутствует не менее
половины его состава. Решение считается
принятым, если за него проголосовало (количество)
присутствовавших.
Решение, принятое в пределах
компетенции Совета педагогов и не
противоречащее законодательству, является
обязательным.
5.15. Совет педагогов избирает
председателя сроком на ______ год. В функции
председателя Совета педагогов может включаться
следующее:
— организует деятельность Совета
педагогов ДОУ;
— информирует членов Совета педагогов о
предстоящем заседании за ______ дней;
— регистрирует поступающие в Совет педагогов
заявления, обращения, иные материалы;
— определяет повестку заседания Совета
педагогов;
— контролирует выполнение решений Совета
педагогов;
— отчитывается о деятельности Совета педагогов
перед учреждением.
Организация деятельности Совета
педагогов (педсовета) предполагает активное
участие всех членов коллектива в обсуждении
вопросов повестки дня. Именно поэтому педсовет
является коллективным органом управления
дошкольным образовательным учреждением.
На заседаниях педагогического совета
обсуждаются вопросы
воспитательно-образовательной работы с детьми,
внедрения в работу коллектива новых достижений в
науке и педагогической практике.
В последний раздел повестки дня под
рубрикой «Разное» могут включаться вопросы
трудового этикета и распорядка работы,
санитарное состояние помещений, разрешение
конфликтных ситуаций, поощрения или взыскания,
информация по разным вопросам и другое. Таким
образом, на педсовете обсуждаются вопросы,
связанные с работой всего коллектива.
Главным для обсуждения на педсоветах
являются вопросы воспитания и обучения
дошкольников, анализ имеющихся недостатков,
принятие решений для их устранения, обмен опытом
педагогической работы.
Тематика педагогических советов
определяется в годовом плане дошкольного
учреждения. При необходимости в него вносятся
дополнения и уточнения.
Главным вопросом повестки дня всегда
являются результаты работы педагогов — уровень
развития детей, их здоровье, формы совместной
работы педагогов и родителей по воспитанию
дошкольников.
Все педагогические советы можно
условно разделить
по формам организации:
а) традиционный педсовет — это
педсовет с подробной повесткой дня, проведенный
четко с соблюдением регламента всех обсуждаемых
вопросов и принятием решения по каждому из них;
б) педсовет с использованием отдельных
методов активизации педагогов, в ходе такого
педсовета председатель может предложить
участникам различные активные методы, например,
решить ситуативную задачу по теме или
использовать метод «игрового моделирования»;
в) нетрадиционный педсовет в форме
деловой игры, конференции и др. Подготовка этого
педсовета требует написания сценария,
распределения участников на команды и
определения ролей. Однако необходимо помнить,
что итогом работы любого педсовета должно стать
принятие решений по совершенствованию работы
коллектива.
по видам:
а) тематический, посвященный одной из
годовых задач коллектива;
б) итоговый, подводящий итоги работы за
полугодие или год.
Обязательным условием правильной
организации всей работы в ДОУ является сочетание
коллективного руководства и персональной
ответственности за свое дело. На заседаниях в
ходе обсуждения педагоги приходят к единому
решению по совершенствованию
воспитательно-образовательного процесса,
аттестации воспитателей, организации
опытно-экспериментальной и исследовательской
работы. На педагогических советах определяются
перспективы в развитии учреждения. Решения
педагогического совета обязательны для
исполнения всеми членами коллектива.
Исполнение решений контролируется,
именно поэтому важно, чтобы они были понятны,
адресованы конкретным исполнителям и ограничены
сроками исполнения. В какой бы форме не
проводился педсовет — обязательно принимаются
решения.
Решения педагогического совета
фиксируются в протоколах, к оформлению которых
предъявляются определенные требования.
Часто задается вопрос: «Сколько
решений должно приниматься на каждом
педсовете?». А ответ очевиден — все зависит от
вопросов, которые обозначены в повестке дня,
следовательно, если их 5, то решений должно быть
не менее пяти. Однако, обсуждая один из вопросов
повестки дня, можно по нему принять несколько
решений. В единстве они помогут разрешить
возникшую проблему. Формулировки решений должны
быть конкретными с указанием ответственных,
срока исполнения. Другими словами, они должны
быть проверяемыми. Ведь каждый педсовет
начинается с краткого подведения итогов
выполнения решений предыдущего педсовета.
В детских садах ведутся записи
протоколов педагогических советов. Эта
документация является обязательной отчетной
педагогической документацией, следовательно, к
ее ведению и оформлению предъявляется ряд
определенных требований. Книга протоколов
педагогических советов пронумеровывается,
скрепляется подписью заведующего и печатью
дошкольного образовательного учреждения.
В книге протоколов фиксируется
количество присутствующих на заседании
педагогов и отсутствующие. Повестка дня пишется
подробно, а затем кратко фиксируется ход
обсуждения вопросов, предложения и замечания
членов педагогического совета и решения по
каждому из пунктов повестки дня. Каждый протокол
подписывается председателем и секретарем
педагогического совета.
Педагогический совет помогает в
формировании коллектива единомышленников,
создает условия для анализа и оценки своих
педагогических установок, принципов в
соответствии с требованиями современной науки и
передовой практики.
Чтобы педсовет был органом управления,
а его решения действенными и способствовали
улучшению работы с детьми, каждому заседанию
предшествует тщательная подготовка всех его
участников. Необходимо дать критический анализ
своей деятельности, прийти на педсовет с
выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в
работе с детьми не удается, почему, и как
выявленные недостатки можно исправить и т.д.).
Старший воспитатель и заведующая
помогают педагогам сравнить результаты анализа
знаний, умений, навыков детей с требованиями
программы воспитания и обучения в детском саду,
выделить главные направления в работе.
Опытному педагогу достаточно
предложить диагностическую карту или вопросник
к самоанализу, а начинающему специалисту лучше
показать методику выявления знаний, умений,
навыков детей. Возможны и взаимопроверки
воспитателей, где каждый анализирует состояние
дел по конкретному вопросу у своего коллеги.
Заведующая и старший воспитатель продумывают
организационные вопросы: регламент, повестку.
Заранее в методическом кабинете оформляется
выставка литературы по обсуждаемой тематике,
материалы об опыте работы ведущих педагогов
(пособия, конспекты, выписки из планов работы с
детьми). Воспитателям предлагаются задания,
которые помогут подготовиться к педагогическому
совету. Например: «Оцените навыки
самообслуживания у детей вашей группы, условно
разделив всех на три подгруппы:
— с устойчивыми навыками;
— частично сформированными, но не устойчивыми;
— с полным отсутствием тех или иных навыков.
Перечислите причины такого разного
уровня и предложите систему работы с детьми
второй и третьей подгрупп».
Подобные задания помогут создать на
педагогическом совете обстановку для
творческого размышления, поиска истины. Старший
воспитатель тщательно продумывает весь ход
педсовета, подбирает варианты активизации
педагогов.
Важным условием при подготовке
педсовета является актуальность
рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны
те вопросы, обсуждение которых дает практическое
решение проблем, вызывающих затруднения у
большинства членов коллектива, а также новые
педагогические технологии, авторские
разработки.
Поэтому ушли в прошлое скучные,
заранее подготовленные доклады по проблемам.
Вообще теоретические доклады и сообщения лучше
включать в другие формы работы, например —
теоретический семинар.
Темы для обсуждения на педагогическом
совете должны быть конкретны и близки
воспитателям.
Можно подготовить ряд вопросов и
предложить педагогам оценить их в баллах, это
поможет руководителю отобрать самые актуальные,
волнующие всех вопросы, которые затем будут
включены в повестку дня педагогического совета
(табл. 1).
Таблица 1
Такая таблица помогает определить
приоритетные темы на весь учебный год. Но при
этом нужно помнить, что проблемы воспитания так
же, как и развития, обучения должны обсуждаться в
равной степени на каждом педсовете.
Если тема определена, то можно
приступать к подготовке педсовета. Рекомендуем
создать рабочую группу, которая продумывает
форму педсовета, оформление помещения,
составляет список литературы для изучения. В
методическом кабинете оформляются выставки:
«Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет».
Важно представить и опыт работы, и публикации, и
методический материал.
Подробная повестка дня с вопросами для
обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем
за 2—3 недели до проведения педсовета.
Хочется подчеркнуть важность именно
всей подготовительной работы, от которой зависит
результативность педсовета.
2. Формы педагогического совета
Одним из видов методической работы
является педсовет, который может быть
организован в разных формах.
1. Педсовет в форме деловой игры может
быть проведен для подведения итогов работы
коллектива по какой-либо проблеме или за
определенный период. Основное место в таком
педсовете занимает групповая работа.
Организаторам важно до мелочей продумать
сценарий, определить роли, задания, рассчитать
регламент. Участники групп выполняют задания,
вырабатывают цели и задачи, разрабатывают
программы, которые и лягут в основу решения
педсовета.
2. Педсовет-конференция может
состоять из нескольких составных частей,
например: основное теоретическое сообщение и
диалог, который организует старший воспитатель с
группой специалистов (музыкальный руководитель,
психолог, воспитатель по физкультуре, логопед).
Ответы этих специалистов на заданные вопросы
будут побуждать всех остальных задавать вопросы
по теме, высказывать свое мнение. В заключение
принимаются рекомендации по обсуждаемому
вопросу.
3. Педсовет в форме «круглого
стола». Для подготовки такого педсовета
руководителям необходимо отобрать важные,
интересные для обсуждения вопросы, продумать
организацию. Например, какие-то темы заранее дать
группе воспитателей и предложить им
соответствующую литературу. Тогда у них будет
возможность ознакомиться с разными теориями,
подходами, мнениями, обдумать и выработать свою
точку зрения по этому вопросу (теме). Главное
правило при организации «круглого стола» —
подготовленность и заинтересованность каждого
участника. Важно выбрать ведущего, умеющего
ориентироваться в вопросах и направлять
разговор в нужное русло.
4. Ситуативный педсовет заключается
в рассмотрении одной или нескольких
педагогических ситуаций, которые могут
проигрываться здесь же заранее подготовленными
участниками педсовета. Можно провести
обсуждение ситуации по записанному на
видеокамеру сюжету. Опыт проведения таких
педсоветов есть в ДОУ № 1016 Юго-Восточного округа
г. Москвы.
5. Педсовет в форме дискуссии требует,
чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы
и подготовили свои концепции обсуждаемой
проблемы. В ходе дискуссии совместно
вырабатывается план решения проблемы.
Например, можно обсудить тему: «Каким
должен быть план воспитательно-образовательной
работы с детьми и каковы формы его написания».
6. Педсовет в форме
научно-практической конференции можно
подготовить и провести, объединив усилия
нескольких дошкольных учреждений. Базой для
проведения такого педсовета может стать
учреждение, имеющее статус экспериментальной
площадки: здесь работает наука. При подготовке
такого педсовета заранее должны быть
организованы дни открытых дверей для педагогов.
Важно так составить повестку дня, чтобы каждое
учреждение на равных участвовало в
представлении своего опыта, обсуждении проблем и
предложений к выработке решений. Научный
руководитель во вступительном сообщении тезисно
представляет основные положения обсуждаемого
вопроса. Решения на таком педсовете могут
приниматься как общие для всех, так и для каждого
педагогического коллектива отдельно, с учетом
его специфики.
Обязательно анализируются итоги:
— чего добились и что не удалось в ходе
обсуждения;
— кто из воспитателей был активен, а кто пассивен
и почему;
— какие уроки можно извлечь из этого опыта?
3. Методы активизации педагогов при
подготовке и проведении педсоветов
В какой бы форме не проводился
педсовет, важно, чтобы все его участники были
активны, высказывали свою точку зрения, сомнения,
делились опытом работы. И перед руководителем
всегда встает вопрос: «Как избавиться от
пассивности отдельных педагогов?».
Существуют методы активизации
педагогов при проведении методических
мероприятий, которые помогают руководителю в
работе с кадрами.
Практика показала, что конечный
результат любого методического мероприятия
будет высок и отдача эффективна, если при
подготовке и проведении использовались
разнообразные методы включения в активную
работу. Выбор методов для каждого мероприятия
должен определяться его целями и задачами,
особенностями содержания, контингентом
педагогов, конкретным состоянием
учебно-воспитательного процесса.
Предлагаем вам описание методов и форм
активизации, которые помогут руководителям при
подготовке и проведении очередного
методического мероприятия в дошкольном
учреждении.
Можно предложить воспитателям решить,
как правильно поступить в конкретной ситуации.
Педагог должен уметь принять педагогически
правильное решение в любой обстановке. Этот
метод помогает выбрать обоснованное решение
проблемы из множества предложенных. Это возможно
в том случае, если глубоко и всесторонне
проанализировать предложенную ситуацию,
сравнить, обосновать решение.
Известны четыре вида конкретных
ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного
усложнения, можно добиться наибольшей
заинтересованности и активности воспитателей.
1. В ситуациях-иллюстрациях описываются
простые случаи из практики, и здесь же дается
решение.
2. Ситуации-упражнения нужно
решать, проделав некоторые упражнения (составить
план конспекта, заполнить таблицу усвоения
детьми того или иного раздела Программы
воспитания и обучения в детском саду и др.).
3. В ситуациях-оценках проблема
уже решена, но от педагогов требуется дать ее
анализ и обосновать принятое решение, оценить
его.
4. Ситуации-проблемы — наиболее
сложный метод активизации, когда конкретный
пример из практики излагается как существующая
проблема, которую надо решить. В помощь
воспитателям дается несколько вопросов.
Диалоги-дискуссии стали подлинной
приметой нашего времени. Однако искусством
коллективного обсуждения вопросов в форме
диалога или спора владеет далеко не каждый.
Диалог — это разговор двух и более
людей, их беседа, свободный обмен мнениями,
зачастую дополняющими характеристику различных
сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора
при этом обычно не возникает, так как каждый
участник разговора высказывает свою точку
зрения.
Дискуссия — рассмотрение,
исследование, публичное обсуждение какого-либо
спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая
разновидность спора, это метод обсуждения, при
котором необходимо прийти к общим позициям,
выбрав золотую середину среди разных точек
зрения. В дискуссии нужна не только критика, но и
изложение позиции, путей решения проблемы.
Обсуждение двух противоположных
точек зрения. Руководитель предлагает к
обсуждению две точки зрения на одну и ту же
проблему. Педагог должен высказать свое
отношение и обосновать его.
Обучение практическим умениям. Этот
метод весьма эффективен, но его надо заранее
продумать, решить, кому из педагогов можно будет
его поручить. По продолжительности он должен
занимать до 5 минут. Лучше давать обучающий
элемент из опыта работы.
Метод имитации рабочего дня
воспитателя. Педагогам дается характеристика
возрастной группы детей, формулируются цель и
задачи, которые надо решить, и предлагается в
течение определенного времени смоделировать
свой рабочий день. В заключение руководитель
организует обсуждение всех предложенных
моделей, анализирует положительное и называет
недостатки.
Решение педагогических кроссвордов
и перфокарт помогает уточнить знания
воспитателей по конкретной теме, развивает их
кругозор, а значит, влияет на качество работы с
детьми. Их можно использовать как на групповых,
так и на индивидуальных методических
мероприятиях.
Работа с инструктивно-директивными
документами. Воспитателям заранее
предлагается познакомиться с тем или иным
документом, применить его к своей работе и,
выделив одно из направлений, продумать план
работы по устранению своих недостатков. Эту
работу каждый выполняет самостоятельно, а на
педсовете обсуждаются разные подходы к решению
одной и той же проблемы.
Анализ детских высказываний,
детского поведения, творчества. Руководитель
готовит материал. Это могут быть магнитофонные
записи, подборка рисунков или поделок детей,
записи их поведения. Воспитатели знакомятся с
материалом, анализируют его, дают оценку умениям,
навыкам, развитию, воспитанности детей,
формулируют несколько конкретных предложений в
помощь воспитателю, работающему с этими детьми.
Метод игрового моделирования повышает
интерес, вызывает высокую активность,
совершенствует умения в разрешении реальных
педагогических проблем.
* * *
Заключительное слово — важный момент
в работе педсовета. Оно должно быть кратким,
конкретным, содержать конструктивные
предложения. Не всегда оправданно включение
второстепенных вопросов бытового,
хозяйственного и организационного характера.
Такие вопросы нужно обсуждать на планерках.
В содержании проблем, выносимых на
педсовет, в характере их обсуждения, поведении
педагогов на педсовете, в отношении к нему
проявляется уровень руководства дошкольным
образовательным учреждением.
Ежегодно в каждом педагогическом
коллективе проводится педсовет по теме:
«Подведение итогов работы за год».
Следует уделять серьезное внимание
подготовке такого педсовета, чтобы весь
коллектив включился в анализ того, что сделано за
год, успехов и неудач.
Подготовка и проведение заключительного
педсовета начинается задолго до его проведения,
так как предстоит проанализировать выполнение
программы по всем разделам (методикам),
определить слабые места и обозначить основные
направления (задачи) на следующий учебный год.
Механизм анализа работы за год может быть разный
и включать: самоанализ результатов работы
воспитателями, специалистами; выборочную
диагностику; просмотр обобщающих, итоговых
занятий в группах; анкетирование родителей.
Все материалы обрабатываются,
анализируются и могут быть представлены как
итоговая справка к сообщению на педсовете. Этот
же итоговый анализ является 1-й частью будущего
плана работы на следующий учебный год, поэтому
многие данные для наглядности лучше представить
в таблицах.
Желательно обеспечить конкретное
участие в подготовке и проведении педсовета
каждого педагога, специалиста.
Примерная схема анализа конечных
результатов прошедшего года была предложена вам
в лекции
№ 4 «Технология разработки планов дошкольного
образовательного учреждения».
Готовясь к проведению итогового
педсовета, можно предложить анкету, в которую
включить следующие вопросы:
1. Какие положительные моменты в работе
нашего детского сада вы отмечаете?
2. В чем заключаются отрицательные моменты? Как,
по-вашему, их можно изменить?
3. Решение каких проблем необходимо включить в
план работы на следующий учебный год?
4. Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли
бы принять участие.
5. Какую тему самообразования вы намерены взять в
следующем учебном году, чтобы совершенствовать
свое профессиональное мастерство?
Родители воспитанников могут быть
привлечены к оценке работы педагогического
коллектива через анкетирование. Интересно, если
первые два вопроса, обозначенные выше, будут
предложены и родителям. Попробуйте сравнить —
как ответили на эти вопросы члены
педагогического и родительского коллективов.
Регламентом педсовета должна быть
предусмотрена возможность для каждого педагога
высказать свое мнение по решению поставленных
проблем: каждому есть что сказать, отчитаться,
поделиться опытом, выделить проблему.
Важную роль в подготовке и проведении
этого педсовета сыграет оформление выставки,
например: «Как мы прожили этот учебный год».
Здесь можно представить фотографии интересных
моментов из жизни детского сада.
Руководители на таком педсовете
получают полное представление о проблемах и
путях их решения. Конструктивное и деловое
обсуждение получится, если накануне провести
индивидуальное собеседование с педагогами,
специалистами. Такая предварительная работа
поможет сформулировать проект решения, который
будет корректироваться в ходе педсовета.
Материалы итогового педсовета — это
первый блок плана работы на следующий учебный
год.
* * *
Совет
Рекомендуем руководителям хотя бы
один раз в пять лет проводить в своем учреждении
тематический педсовет «Самообразование —
основа успешной работы».
В повестку можно включить не только
отчеты воспитателей по самообразованию, но и
советы по организации, по работе с литературой,
внедрению опыта коллег. Важно связать
самообразование с аттестацией педагогов.
Выполненные два задания по данной
лекции будут включены в итоговую работу.
Задание I . Предлагаем
проанализировать один из педсоветов,
проведенных в вашем дошкольном образовательном
учреждении. Надеемся, что материалы данной
лекции и представленная таблица помогут вам
выделить признаки, отличающие успешно
подготовленный и проведенный педсовет (табл. 2).
Таблица 2
Задание II. Известно, что в определении
результативности важным моментом является
показатель организации общения между
участниками
заседания педагогического совета.
Любой специалист (от руководителя до
воспитателя) должен учиться общаться на
профессиональные темы. Предлагаем провести
критический разбор «общения» на одном из
педсоветов, используя приведенные ниже советы по
теме «Формы организации группового общения».
Оцените содержание речей, глубину и
научность аргументов, точность выражения мыслей,
правильность употребления понятий.
Проанализируйте умение отвечать на вопросы,
использовать приемы доказательства и
опровержения. Дайте рекомендации по дальнейшему
совершенствованию дискуссионных навыков и
умений.
Памятка № 1
Формы организации группового общения
I. Если вы хотите организовать педсовет
или любую другую форму методической работы
нетрадиционно, то прежде всего задумайтесь и
установите разницу между формой организации
общения педагогов в дискуссии и беседе за
«круглым столом» и т.д.
Дебаты — обмен мнениями двух сторон с
четкой организацией выслушивания каждой из них.
Дискуссия — обсуждение какого-либо
спорного вопроса, выявление истины и принятие
правильного решения всеми желающими высказать
собственную точку зрения.
Диспут — публичный спор на научную и
общественно значимую тему.
Прения — обсуждение с итоговой
оценкой выступления, доклада, сообщения.
Беседа «за круглым столом» — обмен
информацией и мнениями по какому-либо вопросу.
II. Если вы готовите проведение
семинара по какой-либо проблематике, то заранее
обдумайте темы или круг вопросов, которые будут
обсуждаться на этом семинаре. Решите, кто какой
вопрос будет обсуждать.
В ходе проведения, после
информационного блока семинара, обязательно
проведение обсуждения, чтобы решить вопрос о
соответствии данных теоретических положений
существующей практике в вашем дошкольном
учреждении.
III. Если вы задумали дебаты, например,
по вопросу «Группы кратковременного пребывания:
настоящее и будущее» или др., разделитесь на две
группы: сторонников и противников этой формы
организации дошкольного образования. Выберите
лидера в каждой группе. Подумайте, какие
структуры и организации могут представлять
участники дебатов.
В соответствии с этим придумайте роли и
распределите их. Выберите председателя.
В проведении дебатов руководствуйтесь
следующим алгоритмом:
1. Вступительное слово председателя,
ознакомление присутствующих с выдвигаемым
тезисом, утверждение регламента, представление
участников.
2. Проведение голосования для выявления мнения по
тезису.
3. Предоставление слова председателем лидеру 1-й
стороны.
4. Выступление лидера 1-й стороны в поддержку
тезиса.
5. Предоставление слова председателем лидеру 2-й
стороны.
6. Выступление лидера 2-й стороны против тезиса.
7. Поочередное предоставление слова
председателем желающим высказаться в поддержку
того или иного мнения.
8. Поочередное выступление желающих высказаться.
9. Суммирование аргументов лидером 1-й стороны.
10. Суммирование аргументов лидером 2-й стороны.
11. Проведение открытого или тайного голосования
для выяснения общественного мнения по вопросу.
12. Подведение итогов голосования. Оглашение
результатов голосования председателем.
13. Принятие решения по результатам голосования.
(По схеме Е.B. Смирновой.)
IV. Подумайте, чем будет отличаться
«круглый стол» по той же проблеме? Организуйте
«круглый стол» на одну из актуальных тем
дошкольного воспитания. Выберите ведущего.
Включите дискуссионные моменты, если по ходу
возникнет спорный вопрос. Подведите итоги
заседания.
V. Если вы задумали провести дискуссию
на одну из актуальных тем дошкольного
воспитания, то найдите ведущего, который будет
руководить дискуссией. Он предоставляет слово
желающим, задает свои вопросы, ограничивает
участников беседы.
Помните, что ведущий — не арбитр! Его
задача — втянуть в активный обмен мнениями всех
участников.
Вопросы для самопроверки
1. Какая подготовительная работа
должна быть проведена перед педсоветом?
2. Как должен оформляться протокол
педсовета?
3. Какие из перечисленных методов
активизации педагогов при проведении педсовета
вы используете в своей работе? Почему?
|