Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2005

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. № 21, 22/2005

Зачем нужна «предшкола»?
И главное, какая?

В рамках обсуждения проблем «предшколы» продолжаем знакомить наших читателей с международной программой «Step by step» и ее российским вариантом «Сообщество»

Программа «Сообщество» является российским вариантом международной образовательной программы «Step by step», разработанной для детей в возрасте от рождения до 10 лет.

Технология работы по программе

Программа представляет собой ежедневные циклы занятий, имеющих определенную структуру.

Структура цикла включает:

1) групповой сбор (место и время, когда дети вместе играют, обсуждают новости и идеи, планируют перспективу и конкретный день);

2) работу в центрах активности (выполнение игровых и учебных дел по собственному плану и по заданию педагогов);

3) итоговый сбор (подведение итогов на основе анализа и самоанализа, а также обсуждение перспектив).

Содержание работы с детьми строится по принципу тематических проектов. Достижения всегда индивидуальны и вместе с тем отражают коллективную динамику. Подобная технология работы позволяет детям приобрести умение общаться в различных социальных ситуациях, планировать и организовывать свою деятельность индивидуально и в команде, осознанно выбирать вид деятельности и выстраивать свои действия, рефлексировать результаты этой деятельности, использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата, приобретать систему актуальных знаний и практикоориентированных умений. Эти качества и умения, получаемые ребенком на первых образовательных ступенях, становятся основаниями для того, чтобы человек был готов активно и самостоятельно учиться в течение всей жизни.

Что представляют собой материалы программы «Сообщество»?

Для подготовки детей 5—7 лет к обучению в школе в домашних условиях с помощью родителей, домашних воспитателей и социальных педагогов Международной ассоциацией «Step by step» (ISSA) разработан специальный комплект методических и дидактических материалов.

Комплект включает 4 издания:

1) материалы для детей — игровые задания, развивающие основы грамотности и математики, логику, речь, мелкую моторику, креативность и обеспечивающие индивидуальную динамику развития;

2) материалы для домашних воспитателей и родителей, содержащие гибкую систему вопросов, дел, заданий и связанные с материалами для детей;

3) материалы для фасилитаторов (наставников, помощников, сопровождающих родителей и детей в процессе подготовки к школе в домашних условиях), в которых дается описание семинаров по подготовке людей, непосредственно осуществляющих подготовку ребенка;

4) материалы для тренеров (специалистов, обеспечивающих подготовку фасилитаторов), включающие структурированное описание тренингов по подготовке фасилитаторов.

Комплект материалов рассчитан на девять месяцев (если подготовку детей к школе в домашних условиях осуществляют сами родители, гувернеры или социальные педагоги) или на более короткое время, если занятия проводятся в детском саду, при школе или в учреждении дополнительного образования.

Материалы постоянно напоминают взрослым, что дети лучше всего обучаются тогда, когда они заинтересованы и активно вовлечены в деятельностный процесс, а главное достижение занятий в том, чтобы ребенок получал удовольствие от выполнения заданий и добивался успеха.

Разработанная ISSA технология решения проблемы подготовки детей к обучению в школе включает множество вариативных способов. Среди возможных — подготовка не самих детей, а их родителей. Родители могут обучаться способам, методам и приемам подготовки детей к школе на специальных семинарах, которые проводятся один раз в месяц непосредственно в месте проживания родителей. После очередного семинара родители самостоятельно занимаются с детьми в течение месяца, а затем на следующем семинаре обсуждают, что было удачным, а что вызвало трудности и вопросы, и вместе ищут решения для ответов на эти вопросы. Такой подход помогает родителям почувствовать ответственность за обучение собственных детей, лучше понимать их возможности и потребности, приобрести уверенность в своих силах для того, чтобы помогать ребенку. Семинары могут быть организованы по инициативе родителей и по инициативе школ или детских садов; могут быть платными и бесплатными — в зависимости от готовности административных органов практически решать социальные вопросы. В случае невозможности выезда фасилитатора непосредственно в место проживания родителей администрация населенного пункта или образовательное учреждение могут направить на обучение одного выбранного кандидата с тем, чтобы по возвращении он организовывал работу с родителями или с детьми.

Подготовка фасилитаторов для работы с родителями и тренеров для подготовки фасилитаторов — новой категории специалистов, ориентированных на работу с семьями, — открывает новые возможности для решения проблемы предшкольного образования детей, важность которого признана на государственном уровне и позволяющего обеспечить всем детям равный старт для успешного начала школьной жизни.

Лидия СВИРСКАЯ, к.п.н.,
Российский фонд по развитию образования «Сообщество»

Продолжение в следующих номерах

Уважаемые коллеги!

Как решается или будет решаться проблема предшкольного образования у вас? Анализировали ли вы ситуацию с образованием старших дошкольников — охват детей, претензии родителей к качеству работы детских садов, развитие взаимодействия или противостояния со школами?
Сколько детей пяти-шести лет в вашем городе или поселке посещает детские сады? Сколько детей, не посещающих детский сад, получает дошкольное образование в группах кратковременного пребывания, в домах детского творчества, на курсах при школах? Сколько детей совмещают занятия на курсах в школе с посещением детского сада? С чем это связано? Зачем это надо родителям?
Какие формы взаимодействия дошкольных учреждений и школ у вас существуют? Удовлетворяют ли они вас? Что нового возникло за последние два-три года?

Ждем ваших писем. Получить ответы на эти вопросы крайне важно для того, чтобы дошкольное образование в нашей стране могло развиваться.

Рейтинг@Mail.ru