Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2005

МЕШОК ДЕДА МОРОЗА

Хоровод новогодних ёлок

Среди участников конкурса «Дерево года. Экологические проекты с детьми» было много таких, кто всем деревьям предпочел ель. Объяснения давались разные. Но елочка занимает особое место в жизни детей — уже потому, что она — символ Нового года.
О том, как можно обыгрывать «еловую» тему в преддверии праздника, рассказывают педагоги из разных регионов России.

Сохраним живую ель

Перед Новым годом люди, как правило, без всякого разрешения вырубают в лесу елки. Мы решили провести экологическую акцию «Сохраним живую ель!».

В детском саду была организована агитбригада, которая прошла по всем группам. Ее участники рассказывали стихи и сказки, пели песни, в которых призывали детей и взрослых не губить деревья. В середине декабря мы провели праздник «В лес за елкой». Главной задачей праздника было настроить наших воспитанников и их родителей не рубить елки. В конце праздника дети нарисовали запрещающие знаки и вечером вместе с
родителями развесили их во дворах и в подъездах своих домов. В результате экологической акции ни у кого из детей нашей группы не стояла в доме живая ель. Мы спасли 20 деревьев! Да и в нашем микрорайоне количество елей, выброшенных после новогодних праздников, стало значительно меньше. А наши дети осознали реальную значимость своих действий, убедились, что даже маленький ребенок может делать большие дела.

Незадолго до Нового года мы организовали семейный конкурс новогодних поделок. Все поделки были выставлены на выставке. Лучшей была признана поделка Оли Пугачевой и ее папы — огромная шишка из бумаги. Эту бумажную шишку мы отправили на городской конкурс «Мастерская Деда Мороза», где она завоевала приз в номинации «Лучшая семейная игрушка». Посетителям нашей выставки очень понравились елочки из пластиковых бутылок. Теперь мы используем их в качестве сказочных декораций настольного театра.

Елка из снега и льда, которую строили на участке и украшали дети и родители, радовала весь детский сад в течение зимних праздников.

По материалам Ирины БОРОВКОВОЙ и Розы МУТОВАЛОВОЙ,
педагогов детского сада «Улыбка»,
г. Мегион

Экологический лабиринт «Еловыми тропами»

В детском саду «Сказка» экологический проект «Ель» начался с новогоднего праздника в лесу. Мы отыскали на полянке красивую елочку и украсили ее цветными льдинками.

По дороге из леса в детский сад дети нашли еловые шишки и принесли их с собой. В группе мы рассмотрели шишки и обнаружили в них семена. Семена тоже внимательно рассмотрели и задумались: что будет, если посадить их в землю?

Посадили, поливали, наблюдали, как проклюнулся первый росточек, как росла елочка — наша зеленая подружка. Елочка поселилась в нашем зимнем саду. Она стала отправным пунктом экологического лабиринта, по которому разворачивалось «елочное» путешествие. В лабиринте принимали участие самые разные специалисты. Медицинская сестра рассказала детям, какую пользу приносят ели нашему здоровью. В ее кабинете дети подышали воздухом, наполненным ароматом хвои. В уголке сказок «Бабушка-сказочница» рассказала нашим малышам легенду о новогодней елке. Наш художник предложила детям нарисовать елочку. А закончился лабиринт в музыкальном зале — песнями, танцами и играми.

По материалам
Галины КАЗАНЦЕВОЙ,
Зои ПАЛАМАРЧУК,
Татьяны ГЕРАСИМОВОЙ,
воспитателей детского сада «Сказка»,
г. Ковдор

Корка под елкой

Возьмем немного белой глины, пластилин, мандариновые корки, искусственную еловую веточку, сосновую шишку и сухоцветы.

Сначала из глины сделаем плошку. Распишем ее гуашевыми красками — кому как нравится. Из пластилина или пластика для детского моделирования скатаем колбаску, которая будет играть роль новогодней свечки. Пламя изобразим с помощью сушеной мандариновой корки, закрученной в виде спиральки. Соединим «мандариновую свечку» с шишкой и сухоцветами — так делают все уважающие себя дизайнеры, составляя новогодние композиции.

Как поступить с самой композицией? Для начала устроить выставку в группе. А потом, под праздник, подарить родителям: пусть гордятся своим маленьким флористом!

По материалам
Дины СЕВЛОВОЙ и Ирины ШУЛЬМИНОЙ,
педагогов детского сада № 82 «Сказка»,
г. Норильск

Эта удивительная шишка

В прошлом году мы провели праздник «День дерева», главной героиней которого стала «елочка-елка, лесной аромат».

Все занятия в этот день были посвящены ели. Елочка встречала детей с самого утра. На утренней гимнастике она показала, какой маленькой она была сначала, как потом росла, росла и выросла в высокую, могучую ель. Но и большая ель не утратила своей гибкости. Она умеет сопротивляться ветру, расправлять свои красивые, пушистые ветки, стряхивая с них снег. На время все дети превратились в маленькие елочки и учились тому, что умеет делать дерево.

Затем в творческой мастерской ребята изготовляли «портреты» елочек: из бумаги, из ткани, рисовали красками, использовали различный подручный материал. Детские работы были выставлены на «Елочкином вернисаже». Не остались безучастными и родители: каждая семья принесла в детский сад свою самодельную елочку. Еще мы провели конкурс «Эта удивительная шишка». Оказывается, из обычной еловой шишки можно изготовить замечательные поделки.

Во время прогулки дети отправились на экскурсию в парк, где развесили свои письма к деревьям на понравившихся им елочках.

Вечером детей ждал спортивно-развлекательный праздник «Елочка-красавица всем нам очень нравится». Ребята рассказывали стихи о елочке, играли в подвижные игры, участвовали в конкурсах: «Украсим елочку шарами», «Собери елочку», «Перебрось снежинки» и т.д.

Ребята подготовительной группы придумывали рекламные паузы, посвященные елочке.

На этом празднике дети узнали много нового о дереве: сколько лет надо расти ели, чтобы давать семена; какой высоты могут достигать деревья; как люди узнают, сколько дереву лет; какую пользу приносит елочка людям. В завершении веселья «елочка» угостила детей сладкими подарками.

По материалам педагогов детского сада № 102, г. Мурманск

Делаем игрушки всей семьей

Для детского сада № 447 «Семицветик» традиционным стал конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». Положение о конкурсе ежегодно разрабатывается специально созданной творческой группой и публикуется в общесадовской газете. Для демонстрации изготовленных игрушек в музыкальном зале оформляется выставка во всю стену. Выставку посещают дети и родители. Специально избранное жюри определяет девять победителей конкурса: по три призера на три призовых места. Перед наступлением 2005 года из 205 семей воспитанников детского сада в конкурсе приняли участие 157, и жюри просто исстрадалось: кому присудить победу? О вымученных результатах сообщила газета детского сада. Всем победителям в торжественной обстановке были вручены дипломы.

Елочка — живая иголочка

В нашем детском саду мы ежегодно проводим экологическую акцию «Елочка — живая иголочка». В ней принимают активное участие не только дети, но и родители.

В прошлом году мы участвовали в конкурсе «Дерево. Экологические проекты с детьми». Детям, родителям и педагогам детского сада было предложено изготовить поделки из любого материала по теме «Елка». Все поделки мы представили на выставке «Знакомая незнакомка». Центральное место в этой выставке занял макет «Елка».

Воспитатели младшей группы оформили стенд «Елочка» с меняющимся сезонным оформлением: «Прилетели птицы», «Елка в снегу», «Новогодняя елка» и др.

Дети всех дошкольных групп приняли участие в конкурсе рисунков «Елочка».

По материалам Веры СТАНКЕВИЧ,
заведующей детским садом № 128,
г. Красноярск

В гостях у елочки

Прогулка в зимний лес

Общее расстояние похода — 2 км. Продолжительность прогулки — 1 ч. 15 мин.

Ходьба с высоким подниманием колен, в полуприседе, в приседе, широким шагом, приставным шагом, спиной вперед, след в след; бег с высоким подниманием колен, с кружением, с закрытыми глазами; прыжки через препятствия, вверх с доставанием ветки; метание вдаль, в цель.

ХОД ПРОГУЛКИ

Перед выходом напомнить детям стихотворение Р.А. Кудашевой «В лесу родилась елочка...». Предложить пойти в лес в гости к елочке.

По дороге сделать две-три кратковременные остановки у одиноко растущих елей.

Дети здороваются с елочкой, рассматривают ее. Педагог обращает внимание детей на красоту снежного убора елочек. Возле маленькой елочки протоптать тропинку по кругу, встать в кружок. От общего круга каждый ребенок протаптывает свою дорожку к елочке, продвигаясь вперед, затем назад приставным шагом. Тропинка должна быть прямая, плотно утрамбованная. На тропинке выполняются движения: ходьба в приседе, полуприседе, прямо и спиной вперед, с высоким подниманием колен; приседание, поднимание на носки, выпрыгивание вверх и в приседе.

Затем группа переходит к высокой ели. У высокой ели дети идут друг за другом след в след, широким шагом, с высоким подниманием колен. Вокруг ели протаптывается широкая тропинка (боковым приставным шагом). Дети водят хоровод под песню воспитателя «В лесу родилась елочка...», танцуют, кружатся, подпрыгивают вверх до ветки.

На опушке леса дети любуются зимним пейзажем. Педагог обращает внимание детей на разнообразие елей по высоте, по пышности хвои. На обратном пути дети должны вспомнить, у каких елей они останавливались по дороге (у низкой, у высокой). Педагог может предложить им найти ель не очень высокую и не очень маленькую. Вокруг этого дерева дети двигаются широким шагом, след в след, с высоким подниманием колен.

На стоянке дети могут прочитать стихи о ели. Воспитатель знакомит их с новым текстом:

Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут...
Сдают? Не сдаются!

(М. Дудин)

По материалам педагогов детского сада № 102, г. Мурманск

Положение о конкурсе «Новогодняя игрушка нашей семьи»

1. Задачи:

1.1. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы в преддверии новогоднего праздника.
1.2. Укрепление связей дошкольного учреждения с семьей.
1.3. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
1.4. Развитие творческих способностей детей.
1.5. Стимулирование детей к применению полученных умений и навыков конструктивной деятельности.

2. Участники конкурса.

К участию в конкурсе «Новогодняя игрушка нашей семьи» приглашаются все желающие семьи детей, посещающих детский сад.

3. Условия конкурса.

3.1. Конкурс проводится в 2 этапа:

I этап — конкурс среди семей группы;
II этап — конкурс лучших новогодних игрушек среди семей дошкольного учреждения.

3.2. Сроки проведения I этапа: 6—22 декабря 2004 года.
3.3. Сроки проведения II этапа: 22—24 декабря 2004 года.

4. Требования к игрушке:

4.1. Соблюдение размеров: игрушка по размеру и весу должна быть такой, чтобы ее можно было повесить на елку.
4.2. Разнообразие и оригинальность используемых материалов: бумага различного вида, нитки, ткань, бросовый материал (пробки, коробки, бутылки, проволока и т.д.) и др.
4.3. Эстетичность исполнения.

5. Подведение итогов и награждение.

5.1. Победителей конкурса определяет специальное жюри в составе педагогов и родителей детского сада (список прилагается).

Рейтинг@Mail.ru