Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2006

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

 

Уважаемые читатели,
вы ходили в детский сад?
Ходили ли в детский сад ваши родители?
Поделитесь с нами своими воспоминаниями.
Быть может, собрав ваши впечатления
в единую картинку, мы сможем лучше
разобраться в сегодняшнем дне.
Своими воспоминаниями делится
Нина ЧИХАЛОВА, начальник
районного управления образования в
Иркутской области.

Нина ЧИХАЛОВА

Десять дней дошкольного образования

Мне сегодня чуть за 50. Чуть — это «50+2» года. Я родилась и прожила четверть века в сельской местности в Алтайском крае. Мои родители жили в деревне недалеко от города Барнаула, в трех километрах от реки Оби. Места там у нас красивые, привольные, богатые цветами, травами, заливными лугами, озерами, огромными полями и пастбищами. До шести лет моя жизнь деревенской девчонки, жизнь моей сестры Галины и всех наших малолетних подруг и соседей была вольной и веселой. Жизнь у колхозников была трудная, рабочий день начинался чуть свет, иногда в пять часов утра, и заканчивался далеко затемно. Родители целый день были заняты на работе, и весь длинный день мы жили самостоятельно. Все воспитание со стороны родителей сводилось к заданиям — надо сделать по дому то-то и то-то. Весной мы пасли гусей и маленьких гусят, производили «набеги» на леса и луга: ели щавель, пучки, саранки, медуницу; пили березовый сок, воду из родника. Летом купались, ходили за грибами и ягодами. Осенью помогали родителям в уборке урожая — скидки на возраст не делались. Зимой катались на коньках, лыжах и санках. Разное с нами случалось: и под лед проваливались, и белену пробовали, сами тонули и вещи топили, дрались. Но, слава Богу, все как-то обходилось, и здоровье у всех нас было отменное.

И вдруг грянул гром! Председатель колхоза (а мы жили на отделении колхоза, за 7 км от центральной усадьбы) собрал всех родителей и объявил, что по решению партии и правительства во всех колхозах создаются сезонные детские сады. Родители должны спокойно работать, а за детьми должен быть пригляд и присмотр!

Решения в то время не обсуждались. Тут же был дан приказ бригадиру — освободить самое большое здание в селе (здание правления) и отдать его под детский сад; освободить женщин, понимающих толк в воспитании, от работы в колхозе и направить на работу в детский сад воспитателями, нянями, поварами. Скоро в здание бывшего правления привезли железные детские кроватки — такие высокие, что малыши не могли на них сами забраться; сшили матрацы и подушки и набили их соломой. Огородили здание низким штакетником, построили большой закрытый навес для пищеблока, вкопали в земляной пол длинные, сбитые из досок столы и лавки, а в отгороженном закутке слепили печь для приготовления пищи. Миски и ложки были алюминиевые, а кружки эмалированные, с полевого стана привезли большие котлы и поварешки. Другой мебели, кроме кроватей, в здании детского сада не было. Игрушек тоже не было. Их мы должны были приносить из дома. Можно подумать, у нас дома были какие-то игрушки! Книги для нас приносили из сельской библиотеки. Занятий как таковых не было: нам читали, пели песни («По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед...»), показывали инсценировки (слова из них я помню и сейчас) и водили парами гулять — в лес, на реку и в бурьян. Там стояла настоящая машина — полуторка. Бог знает, откуда она взялась в нашей деревне. Мужики говорили, осталась с войны.

И вот всех детей от мала до велика (от 1 года до 7 лет) перевели на организованное дошкольное воспитание. Вольная волюшка для нас кончилась.

Мне тогда было шесть лет, моей сестре еще меньше. Но девушки мы были очень самостоятельные и свободу любили. Сначала мы не поняли, чего нас лишили, а потом приуныли и затосковали: надо ходить парами, есть по часам, купаться в реке нельзя. Но добил нас дневной сон! Мы не спали днем с тех пор, как вышли из ползункового возраста. Деревенским детям некогда спать днем — вокруг дел полно! Время текло медленно, от соломенных тюфяков все тело немело и чесалось, а сон не шел. Стоило только пошевелиться, и скрип соломы от ворочания двадцати пяти детей разносился по всей деревне. Тут же раздавался грозный окрик няни или воспитателя. Перенести такое насилие мы, привыкшие к воле, не могли и взбунтовались.

Среди бела дня мы с сестрой вылезли в окно спальни и сбежали из организованной дошкольной жизни. Пример оказался заразительным. Каждый день из группы сбегало больше половины детей. Мы прятались, а уж спрятаться у нас в деревне было где!
И вот одна половина персонала ловила беглецов, а вторая воспитывала оставшихся. Потом они менялись ролями, и так каждый день. Ни уговоры, ни порка родителей, ни грозное начальство в лице бригадира — никто и ничто не могло вернуть нас обратно. Утром мы плелись в детский сад под грозным оком старшего брата. Он ехал с прутом на велосипеде, а мы шли рядом. Мы приходили в группу, но уже через час-два сбегали оттуда. Могли сидеть целый день в лопухах в засаде.

Через два месяца деревенский детский сад перестал существовать! Не было его и потом, нет и сейчас. Мое организованное дошкольное детство исчисляется десятью днями.

И кто бы мог подумать, что я, ярая противница организованного дошкольного воспитания, закончу дошкольное отделение Барнаульского педучилища, затем дошкольный факультет Шадринского государственного педагогического института и всю свою жизнь свяжу с дошкольным образованием! До 1979 года я жила и работала воспитателем в Алтайском крае, в 1980 году переехала в Иркутскую область и уже двадцать шесть лет возглавляю дошкольное образование в районе. Работаю ведущим специалистом по дошкольному образованию в отделе образования, отличник народного просвещения РСФСР.

Люблю свою работу, люблю своих коллег, своих воспитанников-дошколят и счастлива, что есть оно, мое любимое дошкольное образование. А свое организованное дошкольное воспитание всегда вспоминаю со смехом!

Рейтинг@Mail.ru