Елена КРАВЦОВА
Продолжение. Начало см. в № 17/2006
Современная семья и ее роль в развитии
ребенка
Фото из архива д/с № 1 «Якорек», г.
Гаджиево Мурманской области
Неожиданные моменты в праздниках
позволяют родителям самим принимать в них
участие, общаться и взаимодействовать со своими
детьми и даже просто готовить их к участию в
таком празднике. Родители читают стихи, иногда
даже собственного сочинения, показывают вместе с
ребенком фокусы, делают интермедии, в одном из
детских садов Ростова-на-Дону папы по секрету от
всех приготовили целый спектакль.
Конечно, постановка такого спектакля и
вообще участие родителей в празднике нуждается в
особых условиях. Во-первых, не следует никого не
только принуждать, но даже просить участвовать.
Для участия нужно предусмотреть в праздниках
такие моменты, когда взрослым захотелось бы
поучаствовать, — например, ответы на вопросы
викторины, или соревнование с другими взрослыми
(воспитателями или родителями), или игра между
командами, в которую родители входят вместе со
своим ребенком, и т.п. Во-вторых, необходимо, чтобы
у педагога были какие-то материалы, которыми
родители, если хотят участвовать, могли бы
воспользоваться. Как-то на празднике,
посвященном дню рождения лицея, в котором учился
А.С. Пушкин, мама, которая вызвалась читать стихи,
продекламировала стихи о советском паспорте В.В.
Маяковского. Оказалось, что, с одной стороны, она
не знала автора стихов, которые читала, и, с
другой стороны, у нее не было сборника стихов А.С.
Пушкина. Соответственно, педагоги могут
предложить и некоторый материал, и даже дать
совет по участию в празднике. Однако, что очень
важно, педагог и другие организаторы праздника
не принуждают, не просят, не заставляют, а только
лишь консультируют при наличии
соответствующего запроса.
В-третьих, родителям нужен опыт. Так,
часто на первых праздниках, где предусмотрено
широкое участие родителей, как правило,
большинство из них читают стихи, что делает
праздник не очень веселым и разнообразным.
Учитывая это, надо другим взрослым — педагогам, в
числе которых бывает довольно много родителей,
сделать что-то иное, что разнообразит праздник и
покажет пример иного, чем стихи, участия взрослых
в детском празднике.
Второе правило касается того, что
совсем не обязательно, чтобы детские праздники
реализовывались бы преимущественно силами
детей. В программе дошкольного учреждения
обязательно должны быть праздники, в которых
дети если и принимают участие, то только
совместно со взрослыми. Конечно, каждый праздник
может быть устроен по-разному, в этом тоже есть
момент неожиданности, который обеспечивает
высокий интерес как со стороны детей, так и их
родителей. Есть опыт, когда для участия в таких
праздниках не только приходят все родители, но
приводят с собой дальних родственников, друзей и
даже соседей. Даже если и не все они (близкие
взрослые) принимают участие в празднике, но все
равно обсуждают это дома, что очень важно и для
взаимодействия с ребенком, и для изменения
собственного сознания.
Третье правило связано с
масштабностью праздника. Как правило, праздники
предполагают участие детей минимум из двух
групп. Однако для участия родителей
целесообразно (а на начальных этапах просто
необходимо) реализовывать праздники в рамках
одной группы. Во-первых, родители в основном
знают и детей, и их родителей, посещающих одну
группу, что очень важно, чтобы некоторым из них
преодолеть застенчивость. Во-вторых, хорошо
организованная группа — это наподобие
родственников или соседей, которые по сравнению
с другими детьми и их родителями воспринимаются
как «свои». В-третьих, систематическое
проведение групповых праздников позволяет
группе сформировать свой имидж, стиль, традиции,
что очень важно как для сознания родителей, так и
для развития детей. В-четвертых, групповые
праздники позволяют детям, имеющим недостатки
семейного воспитания, их восполнить и
реабилитироваться. Так, есть широкий опыт разных
регионов, когда один папа взаимодействует с
несколькими детьми — своими и их друзьями, у
которых нет отца или он отказался или не смог
прийти на праздник. Наконец, в-пятых, такие
групповые праздники являются хорошей
разносторонней подготовкой ребенка и его
родителей к участию в более масштабных
праздниках.
Последнее, четвертое, правило связано
с тональностью организуемых праздников. Сегодня
праздники детей предполагают веселье, которое,
кстати сказать, далеко не всегда их сопровождает.
Но даже если удается сделать праздники веселыми,
то в них бывает довольно трудно найти свою нишу
взрослым определенного темперамента, характера,
а в некоторых случаях с определенным
настроением. Иногда следует делать «праздник со
слезами на глазах», лирический праздник,
праздник-размышление и т.п. Чем больше
разнообразного настроения удастся заложить в
праздники, тем больше взрослых сможет принять в
нем разнообразное участие, тем большую
значимость они будут иметь для развития детей
дошкольного возраста.
Сформулированные правила, соблюдение
которых позволит широко вовлекать родителей в
жизнь дошкольного учреждения и менять их
сознание, позволяют перейти к вопросу о
механизмах их реализации. Ранее уже говорилось,
что родителей не следует ни в какой форме
принуждать. Предвижу большое количество
возражений, что многие родители тогда вообще не
будут принимать участие в образовательном
процессе, не говоря уже об изменении их сознания.
С одной стороны, этим возражениям, основанным на
большом опыте, трудно возразить. Однако, с другой
стороны, есть и другой опыт — опыт по
вовлечению родителей руками их ребенка.
Представьте себе ситуацию. На
следующий день после праздника, в котором
приняла участие чья-то мама или бабушка, в группе
отмечается, как здорово они выступали, как
интересно было их слушать, ребенка просят
передать им благодарность и, может быть, даже все
вместе формулируют благодарственное письмо. Что
делает другой ребенок, приходя домой? Конечно, он
начинает всячески стараться, чтобы и его мама или
папа в следующий раз приняли участие в празднике.
Как показывает опыт, довольно большой
процент родителей после этого меняют свою
позицию и очень медленно и малыми порциями
начинают включаться в жизнь образовательного
учреждения. Теперь дело за педагогом, который
тактично отметит, что Танина мама пришла на
праздник, хотя раньше не приходила (последнее,
конечно, отмечать не надо), что Петин папа вышел
поклониться вместе с сыном, когда тот прочитал
выученное дома всем незнакомое стихотворение,
что Ленина бабушка помогла вырезать и украсить
медали для победителей, и т.п.
Для того чтобы всем родителям было
интересно включиться в праздник и они нашли для
себя соответствующую нишу, надо сделать так,
чтобы все дети приняли в празднике участие.
Опять-таки для этого хороши маломасштабные
(групповые) праздники, где есть пространство для
всех. Помимо непосредственно праздника, есть еще
подготовка к нему, выражающаяся в создании
определенной среды — декораций, подготовке
призов для победителей викторин, приготовлении
чего-то вкусного, чтобы всем полакомиться, и т.п.
Это значительно расширит коллектив участников
праздника, правда, в этом случае надо обязательно
не забыть упомянуть, что праздник получился
хорошим, так как Таня вместе с бабушкой испекла
печенье, а Петя нашел песенник со словами тех
песен, которые поются на праздниках, а Ваня
спросил папу, и тот рассказал про климат Севера и
что такое Северное сияние.
В этих случаях, помимо импровизации, на
праздниках могут быть «домашние задания», суть
которых сводится к тому, что дети спрашивают
родителей про разные проблемы и затем эта
информация используется на праздниках, или дети
вместе с родителями придумывают сценарий
праздника, который потом будет коллективно
обсужден в группе, или дети интересуются тем или
иным навыком, как, например, ставить палатку,
потому что потом, когда они «поедут» в игровое
путешествие, она им обязательно понадобится, и
т.п.
В случае, как и с праздниками, одни
родители будут охотно идти на контакт, в то время
как другие будут отмахиваться от ребенка.
Опять-таки здесь очень важна роль педагога,
который, не отмечая тех, кто чего-то не знает и не
умеет, отметит тех, кто что-то реальное сказал или
сделал, или хотя бы пообещал сделать. Это очень
помогает детям, так как в первые разы большинство
из них забывают про домашнее задание, но
постепенно они учатся его запоминать, что затем
приведет к тому, что у них не будет проблем с
записью домашнего задания в школе. Это очень
помогает родителям, так как после того, как
ребенок взахлеб рассказывает, что они на Севере
поставили палатку, как научил их Ленин папа, они
стараются тоже принести и своему ребенку, и
группе, которую он посещает, ощутимую пользу.
Последний вопрос, на котором я хотела
бы остановиться в данном сообщении, касается
проблем работы с детьми из неблагополучных
семей. В настоящее время принято считать, что с
такими детьми необходимо работать психологу. Это
не совсем так. Во-первых, конечно, психолог на
основании своих наблюдений и анализа развития
ребенка и его семьи предлагает (должен
предлагать) стратегию помощи неблагополучным
детям. Помимо этого, он должен работать и с
семьей, которая имеет статус неблагополучной.
Вместе с тем, с другой стороны, и работа с
родителями, особенно при нашем менталитете,
когда считается, что психолог нужен психам и
другим больным, и помощь детям в большей степени
должна реализовываться педагогом, который более
близок (должен быть более близким) и тем и другим,
нежели самый квалифицированный психолог.
Поэтому, оставляя за скобками в данном сообщении
особенности работы психолога образовательного
учреждения, остановимся на том, что должны и
могут делать педагоги дошкольного образования.
При этом мы будем говорить теперь об
индивидуальной (в зависимости от ее характера)
помощи неблагополучной семье или детям из
неблагополучной семьи, так как сформулированные
раннее правила могут и должны использоваться в
работе с самыми разными семьями.
Первый аспект этой работы, на
котором следует специально остановиться,
касается того, что педагоги должны не только не
акцентировать внимание ребенка на проблемах
семьи, но, наоборот, всячески подчеркивать ее
положительные стороны: «какая у тебя нарядная
рубашка, видишь, как мама тебя любит», или
«смотри, папа почти не опоздал на праздник, в
прошлый раз он пришел намного позже», или «не
огорчайся, что твоя мама не выступила, она очень
занята, у нее очень важная работа» и т.п. Несмотря
на то что, как уже указывалось, для дошкольника
нет неблагополучной семьи, но постоянные
высказывания вокруг, типа «какая плохая семья»,
или «ну что взять с его отца, он же пьяница», или
«вечно с этой мамой проблемы» и т.п. постепенно
приведут к плохим последствиям — ребенок начнет
противопоставлять собственную семью
детсадовскому сообществу и всячески будет
избегать посещения детского сада, или начнет ее
стесняться, или будет всячески подражать
действиям членов семьи и таким образом окажется
по другую сторону баррикад по сравнению с
педагогами, детьми и их родителями. Эту работу
нужно проводить не только с детьми из
неблагополучных семей, но и с другими детьми и их
родителями, так как они могут стать источником
неблагоприятной для неблагополучного ребенка
информации.
Второй аспект работы с
неблагополучными семьями и соответствующими
детьми касается того, что эти дети и их родители
как никакие другие нуждаются в положительных
оценках. В одном из детских садов Ростовской
области произошел следующий случай: мама,
которая всячески старалась не ходить на
родительские собрания, аргументируя свое
непосещение занятостью, придя один раз и услышав,
что ее Ваня очень способный мальчик и может
выполнить очень сложные задания, начала все
время уточнять дату следующего собрания, не
отдавая себе отчет в том, что еще раз хочет
послушать хвалебные отзывы о ее ребенке. Более
того, она и сама перестала бить ребенка и не
давала отцу прибегать к физическим наказаниям.
На самом деле Ваня, о котором идет речь,
не только не «хватал звезд с небес», но был
довольно агрессивным мальчиком, который
доставлял большое количество забот воспитателям
и специалистам. Но, как и в случае с родителями,
можно найти в любом ребенке что-то положительное
и демонстративно обращать внимание именно на
это. Результатом такого подхода к Ване стало не
только изменение позиций его родителей, но и
качественные изменения в его поведении и
обучении.
Как-то при посещении одного из
подмосковных детских садов мы обратили внимание,
что мэр города, ребенок которого посещал это
учреждение, стал частым гостем в детском саду. На
вопрос о том, что произошло, что он, очень занятой
человек, который до некоторого времени вообще не
знал, где детский сад, теперь «не вылезает
оттуда», он сказал, что его дочь (девочка пяти
лет), придя домой, задала какой-то вопрос, для
ответа на который ему понадобилось лезть в
энциклопедию. Через несколько дней ситуация
повторилась. Отец удивился, откуда ребенок берет
такие вопросы, что он, уважаемый человек, мэр
наукограда, кандидат технических наук, не может
самостоятельно на них ответить, и узнав, что эти
вопросы девочка берет из содержания программы
детского сада, решил туда заглянуть, а заглянув,
понял, что многие его очень взрослые проблемы
имеют своим основанием семью и воспитание
маленьких детей. Кстати сказать, те вопросы,
которые, с одной стороны, вызвали интерес у мэра,
а с другой стороны, привели его в детский сад,
были связаны с содержанием праздника, в котором
важная роль отводилась родителям детей.
Большую трудность для работы
представляют семьи, которые считают, что
взаимодействие с детьми предполагает в первую, а
иногда не только в первую очередь строго
иерархическую систему, где взрослый требует, а
ребенок подчиняется, где взрослый задает норму,
которой ребенок должен следовать, где взрослый
учит, а ребенок должен учиться. С одной стороны,
это очень разные семьи: от малообразованных
родителей, которые чуть что бьют своих детей, до
утонченно-интеллигентных, старающихся как можно
раньше и как можно больше научить своих детей
самым разным наукам. Вместе с тем, с другой
стороны, они очень похожи, хотя в первых в
качестве кнута и пряника используют конфеты и
ремень, а в последних — покупку нового
компьютера и запрещение на нем играть. Их
сходство применительно к детям дошкольного
возраста в том, что они не только не обращают
внимание на развитие смысловой сферы ребенка, но
даже всячески препятствуют этому развитию. В
одной московской негосударственной школе был
ребенок из такой семьи. Его мама не только
всячески критиковала при нем и ему предлагаемые
методы обучения, связанные с игрой, но забирала
его с таких несерьезных занятий и таскала в
другие, более традиционные учреждения. При этом
не помогали никакие уговоры и разъяснения. Она
даже придумала хорошую формулировку: «у разных
психологов разное мнение по поводу обучения
детей». Результат оказался печальным — мальчик
начал очень сильно заикаться, а затем и вовсе не
смог учиться. Ей пришлось его срочно забирать, и о
его дальнейшей судьбе мне ничего не известно.
Однако эта ситуация может стать моделью для того,
чтобы сформулировать основные принципы работы с
такими семьями. Есть основания считать, что во
многом ситуация оказалась губительной для
ребенка, в первую очередь потому, что все
происходило в рамках школы. В детских садах и
других образовательных учреждениях, несмотря на
наличие программ обучения, организуют и
реализуют целостную жизнедеятельность
ребенка. Таким образом, для включения таких
родителей в работу детского учреждения и для
изменения их сознания необходимо строить не
обучение ребенка, а всю его жизнь. Это позволит
родителям и увидеть разные аспекты своего
ребенка, и сравнить его с другими детьми не
только по скорости чтения, но и по придуманной
самостоятельно сказке, и по интересному рисунку,
и по участию в разного рода и вида играх.
Эффективным средством работы с детьми
из неблагополучных семей является проведение
разного рода тренингов взаимодействия детей и
родителей. В одних случаях это можно проводить в
качестве разного вида соревнований, в других —
без соревновательного мотива, который может
приводить к разным противостояниям как детей,
так и взрослых. При отсутствии соревновательного
мотива задания могут быть направлены на
оригинальность, например, придумать иной конец
сказки «Колобок» или сконструировать ситуацию
из вещей, которые могут быть представлены как в
реальном виде, так и изображены на картинке. В
этих случаях появляются условия не просто
внимательно следить за деятельностью другой
группы или за парой «ребенок—родитель», но это
также служит хорошим основанием для
взаимообучения взрослых и детей. При этом
результаты обучения касаются как того
содержания, на котором осуществлялось
взаимодействие, так и самих способов и методов
общения и совместной деятельности.
Много лет назад, где-то в начале
девяностых годов прошлого века, в одной из
лабораторий Института дошкольного воспитания
было проведено исследование, результаты
которого были ошеломляющими. На базе детской
больницы имени Филатова был создан стационар
одного дня, в котором осуществлялись несложные
операции. По мысли создателей этого стационара,
один из родителей привозил ребенка на операцию,
малыша оперировали и отдавали взрослому. После
нескольких часов ребенок мог уезжать домой, и
дальнейшее лечение и помощь в послеоперационный
период осуществлялись с помощью телефона. Очень
скоро врачи убедились, что пациентами их
стационара могут быть далеко не все дети, вернее,
не все детско-родительские пары, и врачи были
вынуждены осуществлять строгий отбор
претендентов. Сотрудники лаборатории развития
личности Н.П. Батищева исследовали особенности
отношений в уже отобранных детско-родительских
парах. Оказалось, что лишь 5% родителей могли
обеспечить детям комфортное состояние, помочь им
преодолеть страх и боль, способствовать выходу
из послеоперационного периода и т.п. Остальные же
не только не преодолели те проблемы, которые
возникают у ребенка в период болезни, на решение
которых и был направлен данный медицинский
эксперимент, но создавали новые трудности,
которые препятствовали выздоровлению детей.
Очень хочется надеяться, что предложенные в
данном сообщении меры работы с семьями, которые
являются лишь малой толикой того, как должно и
может быть представлено дошкольное образование,
помогут не только детям, попавшим в беду, но и
всем остальным быть веселыми фантазерами,
обладающими высоким уровнем развития творчества
или, как сейчас принято говорить, креативности,
способными хорошо учиться, усваивать новую
информацию и одновременно быть оригинальными
конструкторами, умеющими не только что-то делать
из деталей конструктора, но и созидать
интересную, насыщенную эмоциональными событиями
жизнь, в общем, быть настоящими дошкольниками.
|