110 лет со дня рождения
Выготского: образ классика
Открывая в
1966 году ХVIII международный психологический
конгресс, первый конгресс, проходивший в
Советском Союзе, американский психолог Дж.
Брунер сказал примерно следующее: Америка во
многих областях обогнала Россию, в частности, в
исследованиях по кибернетике и генетике. Но в
области психологии Запад еще долго будет черпать
идеи у русских — благодаря тому, что у них был
Выготский.
Лев Семенович Выготский, основоположник
отечественной психологии, родился 17 ноября 1896
года. Об этом человеке, ставшем сегодня
классиком, мы беседуем с директором Института
психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктором
психологических наук Еленой КРАВЦОВОЙ.
Кор.: Елена Евгеньевна! Можно
открыть читателям тайну и рассказать
о том, что вы — внучка Льва Семеновича?
Елена Евгеньевна: Ну, вы это уже
сделали. Поэтому мне нечего добавить к этому
сообщению. Хотя я и не люблю сильно акцентировать
это обстоятельство.
Кор.: Вы не знали лично своего
дедушку?
Е.Е.: Нет. Выготский умер в 1934 году,
задолго до моего появления на свет. Его
собственные дочки — моя мама, Гита Львовна, и ее
сестра Ася Львовна — были тогда еще маленькими
девочками, потому что Лев Семенович ушел из жизни
очень рано — в 37 лет. У него был туберкулез
легких, которым он заразился еще в студенческие
годы. Сначала заболел брат Льва Семеновича.
Выготский приехал за ним ухаживать и в
результате сам подхватил инфекцию.
Кор.: То есть он практически всю
жизнь жил с туберкулезом?
Е.Е.: Да. И периоды его невероятной
рабочей активности прерывались очень тяжелыми
приступами кровохарканья, во время которых он
ничего не мог делать.
В то время туберкулез еще не умели как следует
лечить, и даже лекарств для облегчения приступов
толком не существовало. Кто-то из архивистов
обращался ко мне с просьбой помочь разыскать
рукопись одной из известных фундаментальных
работ Выготского «Мышление и речь». И мне
пришлось объяснять, что никакой рукописи не было.
Эта вещь была надиктована Львом Семеновичем —
уже тогда, когда он не в состоянии был
самостоятельно писать. Врачи постоянно
пророчили ему близкий конец. В году тридцать
втором, во время очередного приступа, они
объявили, что Выготскому осталось жить два
месяца. Вот тогда он и принял решение
надиктовывать «Мышление и речь». Очень
торопился. В 1934-м работа «Мышление и речь» была
опубликована. И в этом же году Выготский умер.
Несмотря на свой недуг, Выготский был невероятно
жизнелюбив. И жить ему было интересно. За год до
смерти взял — и закурил. Кто-то из близких
называл это самоубийством. Ничего подобного.
Просто он был экспериментатор до мозга кости/ и
экспериментировал везде, где открывалась такая
возможность. Включал в эксперименты собственных
детей, знакомых, гардеробщицу в Институте.
Окружающие на его предложения охотно
откликались! Только маленькая Ася однажды, когда
ей было пять лет, не выразила восторгов по поводу
задания пройти какой-то лабиринт. «Мама, —
укоризненно сказала она Льву Семеновичу, —
никогда не задает мне таких глупых вопросов, как
ты!» Но это исключение. Потому что людям
нравилось общаться с Выготским. Он всех заражал
своим интересом к жизни. А в больницах лежать
ненавидел. Много раз отказывался от
госпитализации — под расписку, несмотря на
уговоры врачей. Просто не мог тратить на это
время. Ему надо было работать.
Кор.: Жизнь Выготского была полна
превратностей. И он сегодня видится фигурой не
только гигантской, но и драматической. Насколько
вы разделяете такой взгляд?
Е.Е.:
Не думаю, что жизнь Льва Семеновича была драмой.
Мне кажется, он был счастливым человеком. Очень
любил свою семью — жену и детей. Вокруг него
всегда были ученики и соратники. Он всегда был
востребован. Настолько — что доходило до
курьезов. Мама рассказывала, как в один
прекрасный день Выготский повел ее в школу —
первый раз в ее жизни, в первый класс. Учебный год
тогда начинался 31 августа, и семья еще жила на
даче. Лев Семенович привез маленькую Гиту в школу
и должен был ее оттуда после уроков забрать.
Однако она его в нужный момент в нужном месте не
обнаружила. Подождала немного, потом еще чуть — и
стала плакать. Вокруг тут же собрались
сердобольные прохожие, предлагавшие свою помощь:
отвести домой, позвонить куда-нибудь. Но отвести
Гиту было некуда: в городе в это время никого из
родных не было. И позвонить было некуда, потому
что было неизвестно, где именно находится сейчас
папа: от него требовалось появиться в десяти
местах одновременно. Запыхавшийся Выготский
появился уже в сумерках. И его маленькая дочка не
могла даже толком этому обрадоваться, потому что
беспокоилась: вдруг озверевшие от жалости к ней
тетушки разорвут «безответственного» папу на
куски.
Когда Александр Романович Лурия стал директором
Института дефектологии, Выготский проводил там
открытые сеансы медико-психологической
диагностики. К нему приводили детей, он их
диагностировал, а потом анализировал полученные
данные. Диагностика Выготского сильно
отличалась от того, что сейчас можно увидеть во
время работы так называемой «ПМПК» —
психолого-медико-педагогической комиссии.
Я один раз на такой комиссии побывала и больше не
хочу: жуткое зрелище. В отличие от установок
нынешних диагностов Выготский пытался выяснить
не то, в чем ребенок ущербен и чего лишен, а то, чем
он обладает, что у него есть. На что можно
опереться, чтобы развивать такого малыша. Во
время сеансов зал был битком набит и все равно не
вмещал всех желающих. К счастью, аудитория
находилась на первом этаже и можно было открыть
окна. Не для того, чтобы дышать, а чтобы через эти
окна что-нибудь увидеть и услышать снаружи: те,
кому не хватило места внутри, толпились на улице.
И никто этим слушателям и зрителям не давал за
посещение сеансов ни свидетельств о курсах
повышения квалификации, ни разрядов, ни почетных
грамот. Просто то, что делал Выготский, было очень
нужно и пользовалось огромным спросом. Эту
востребованность Лев Семенович, безусловно,
чувствовал. Это давало ему силы. Это позволило
ему прожить до тридцати семи лет.
Кор.: Но ведь его уже при жизни
травили?
Е.Е.: А востребованность
перевешивала. Партийные взыскания и
разбирательства, конечно, были. Ну, были и были. И
в 1934 году их было не больше и не меньше, чем в
предшествующие годы. Правда, мама не раз
говорила, что Выготский вовремя умер. Умер рано,
от туберкулеза — но в своей постели. 1937 год он бы
не пережил.
Кор.: Кто-то из его учеников был
репрессирован?
Е.Е.: К счастью, нет. И Лурия, и
Леонтьев, и другие — всех как-то пронесло. Все
продолжали работать. Правда, многим запретили
печататься.
Кор.: К тому же им пришлось
заплатить за возможность работы согласием не
упоминать имя Выготского — ни устно, ни
письменно. Даже ссылок на него не делать.
Е.Е.: Несколько лет назад к нам
домой приехал сотрудник Ленинской библиотеки —
с просьбой подарить библиотеке какие-то книги
Выготского. Оказалось, его сочинений, изданных до
войны, не сохранилось даже в спецхране. Все было
уничтожено. Те, кто работал с Львом Семеновичем в
Институте на Погодинке (где проходили его
знаменитые сеансы), рассказывали: в 1937-м, через
год после выхода Постановления «О
педологических извращениях», во дворе сложили
внушительный костер, который у всех
присутствующих вызывал навязчивые ассоциации со
средневековыми расправами инквизиции. На этом
костре, среди прочего, жгли книги и материалы
Выготского. Их в Институте немало хранилось. А
сотрудников — бывших друзей и соратников —
выгоняли во двор смотреть, как все это горит.
Чтобы неповадно было не только так писать, но и
читать. Даже думать так же.
Кор.: Думать, как педолог?
Е.Е.: Не как педолог — как
Выготский. Это распространенное заблуждение,
будто бы Лев Семенович был педологом. Выготскому
импонировала педология своим целостным подходом
к изучению и пониманию ребенка. Он это
поддерживал, он это исследовал, он это объяснял.
Он действительно дружил с Петром Блонским и
очень его уважал. Он действительно писал
учебники по педологии. Но в то же время он
критиковал Стенли Холла, идеи которого лежали в
основе педологического подхода, и яростно спорил
с Залкиндом, последовательным сторонником Холла
и действительно ярко выраженным педологом. Есть
некоторая ирония в том, что люди, столь
непримиримо относящиеся друг к другу при жизни,
оказались похороненными бок о бок. На
Новодевичьем кладбище могилы Залкинда и
Выготского находятся рядом…
Рассказывают, что, когда жгли книги, люди плакали.
А некоторые кричали в голос.
В Институте работала одна женщина, Рахиль
Марковна. Она была довольно крупного
телосложения. А ко времени расправы еще и ходила
с огромным животом — была беременна. Рахиль
Марковну, в числе прочих, тоже принудили смотреть
на сожжение книг. И вот она топталась вместе со
всеми во дворе, а потом заметила, что загорелось
не все. Несколько книжек вывалилось из общей кучи
и лежат с краешку. И как-то незаметно ей удалось
ногой отодвинуть их от костра. Она рассчитывала,
что из-за живота никто особенно в ее сторону
смотреть не будет. А потом нагнулась — будто бы
для того, чтобы шнурок завязать, — пристроила
книги на своем огромном животе и прикрыла кофтой.
Те, кому не надо было, ничего не заметили, и она
эти спасенные из огня книги так на животе и
унесла домой. А потом подарила их моей маме. Мама
до сих пор считает, что это бесценный подарок.
Кор.: Сколько же лет после этих
публичных костров Выготского не издавали?
Е.Е.: До 1956 года. В 1956-м вышел
двухтомник.
Кор.: А кто был инициатором этого
издания?
Е.Е.: Издавали сочинения Выготского
Лурия и Леонтьев. Кто из них в большей степени в
этом участвовал, я не знаю.
Кор.: Потом опять была длительная
пауза?
Е.Е.: Да. Как сказал кто-то из наших
коллег на одной из психологических конференций:
«Товарищи! Постановление 1936 года никто не
отменял!» Так что шеститомник Выготского увидел
свет только в 1980–1982 годах, когда редактором стал
Василий Васильевич Давыдов. Разные тома выходили
в разное время. Хотя решение об издании собрания
сочинений было принято еще в семидесятые. Но
волокита с изданием затянулась на десять лет.
Говорили, что нет денег. Хотя издание было
подписным и подписчики заплатили за книги
вперед. Мама тогда все приговаривала: «Только бы
дожить до выхода в свет первого тома!»
Кор.: Зато теперь у каждого
уважающего себя психолога Выготский стоит в
шкафу на самом видном месте, и нет ни одной
диссертации по психологии или по педагогике, в
которой бы на него не ссылались.
Е.Е.: Я, знаете ли, не могу
радоваться этому обстоятельству. Выготский
сегодня превратился в каноническую фигуру, и
поэтому его принято цитировать, вместо того
чтобы над его сочинениями думать. Лучше уж с ним
спорить, чем разменивать на цитаты. Ведь сам
Выготский был «смысловиком». Он во всем пытался
найти смысл. Гениальность Выготского, кроме
всего прочего, заключалась еще и в том, что он мог
найти некую точку осмысления, позволяющую
взглянуть на психологию не изнутри, а снаружи.
Эта точка — искусство.
Одна моя коллега считает ниже своего достоинства
вступать в спор по тем или иным вопросам с
человеком, у которого нет базового
психологического образования: что он может
понимать в психологии? Но парадокс заключается в
том, что у самого Выготского такого образования
не было. Он закончил два факультета —
философский и юридический. А его интерес к
психологии начался с интереса к искусству, к
тому, как изображается в искусстве человек, его
характер, его чувства. Первая юношеская работа
молодого шестнадцатилетнего Выготского
посвящена анализу шекспировского «Гамлета». И
одна из его интереснейших и почти совсем «не
освоенных» отечественной психологией работ —
«Психология искусства». Мне кажется, Выготский
вполне разделял гамлетовское «Весь мир — театр».
С той точки зрения, что жизнь невероятно
интересна.
Продолжение следует
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
|