Л.С. ВЫГОТСКИЙ,
А.Р. ЛУРИЯ
Ребенок и его поведение
Из работы «Этюды по истории поведения»
Фото из мемориальной комнаты
Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
§ 1. На подступах к психике взрослого человека
Желая изучить психику взрослого
культурного человека, мы должны иметь в виду, что
она сложилась в результате сложной эволюции и
что в ней сливаются по крайней мере три русла:
русло биологической эволюции от животных до
человека, русло историко-культурного развития, в
результате которого из примитива
эволюционировал постепенно современный
культурный человек, и русло индивидуального
развития данной личности (онтогенез), в
результате которого маленькое родившееся на
свет существо, пройдя ряд фаз, развилось в
ребенка школьного возраста, а затем во взрослого
культурного человека.
Некоторые ученые (сторонники так
называемого «биогенетического закона») думают,
что мы не должны отдельно и изолированно изучать
каждый из этих путей развития, что развивающийся
ребенок в существенном повторяет черты развития
рода, проделывает в течение немногих лет своей
индивидуальной жизни тот путь, который проделал
род в течение многих тысяч и десятков тысяч лет.
Мы не придерживаемся этих точек
зрения; мы думаем, что развитие обезьяны в
человека, примитива в представителя культурной
эпохи, ребенка во взрослого — каждая из этих
линий эволюции идет по существенно иным путям,
находится под влиянием своеобразных факторов и
проходит своеобразные, часто неповторимые формы
и этапы развития.
Вот почему на подступах к взрослому
культурному человеку мы, кроме эволюции
поведения животного и примитива, должны
рассмотреть еще и путь развития детского
поведения.
Попытаемся остановиться на его
своеобразии и проследить, какие пути проходит
развивающаяся психика ребенка.
§ 2. Взрослый и ребенок. Принцип
метаморфоза
В общем сознании крепко утвердилось
одно неверное представление: оно уверено, что
ребенок отличен от взрослого только
количественно; возьмите взрослого, уменьшите его
в росте, сделайте послабее, отнимите знания и
навыки, сделайте поглупее — и перед вами
окажется ребенок.
Такое представление о ребенке как о
маленьком взрослом очень распространено, и вряд
ли много людей задумалось над тем, что, в
сущности, ребенок не всегда является простой
миниатюрной копией с взрослого, что он во многих
отношениях отличается от взрослого коренным
образом, что он представляет совсем иное,
особенное существо.
То, что люди обычно не задумываются над
этим, а остаются уверенными, что ребенок — только
маленький взрослый, объясняется очень просто.
Ведь судить о предметах и их законах по аналогии
с самим собой («антропоморфически») — дело самое
простое; примитивный человек даже животным и
растениям приписывал черты, свойственные ему
самому; он награждал весь внешний мир своими
собственными качествами, приписывал ему радость
и горе, видел у растений и даже у неживой природы
разум, намерения и волю и обращался с ними как со
своим подобием. Немудрено поэтому, что уж ребенка
он всегда расценивал по своей собственной мерке,
приписывая ему все черты взрослого человека,
которые были знакомы ему по своему личному опыту.
Особенно ярко мы можем видеть такое
отношение к ребенку, если взглянем на то, как
часто изображают детей.
Рис. 1
На приводимом здесь рисунке
(см. рис. 1) дано изображение ребенка и
взрослого, сделанного взрослой узбечкой,
жительницей далекого кишлака, стоящей на низком
уровне культурного развития1.
Узбечку эту попросили нарисовать женщину. Левая
фигура и есть примитивное изображение женщины.
«Но у всякой женщины должен быть ребенок», —
отметила узбечка и нарисовала справа фигуру
ребенка. Присмотримся к обоим рисункам, ведь они
в точности напоминают друг друга и отличаются
один от другого только своими размерами. То же
примитивное расположение головы, рук, ног, тот же
платок на голове и даже те же ожерелья на шее;
ребенок в изображении этой полукультурной
женщины — только маленький взрослый.
Такое представление о ребенке
держалось веками, и в каждой картинной галерее мы
можем видеть десятки мадонн, на коленях у которых
лежат младенцы, всеми пропорциями тела
напоминающие взрослых. Маленькие Иисусы,
маленькие князья и герцоги в портретных галереях
немецких замков в одеждах взрослых, в сущности
представляющие собой карликового роста взрослых
людей, — разве все это не доказательство того
положения, что человечество веками привыкло
относиться к ребенку как к маленькому взрослому?
Люди веками недооценивали того, что ребенок и по
своему физическому облику, и по своим
психическим свойствам представляет существо
совершенно особого типа, качественно отличное от
взрослого, законами жизни и деятельности
которого, несомненно, нужно заняться с особым
вниманием...
Ведь, в самом деле, наш ребенок не
только думает, воспринимает мир иначе, чем
взрослый; не только его логика построена на
качественно иных, особых принципах, во многом и
самое строение и функции его тела отличаются от
строения и функций взрослого организма.
Несколько простых примеров убедят нас
в этом.
Рис. 2 |
Метаморфозы, которые проходит
ребенок, задевают самое основное, что обычно
принято считать незыблемым у человека, — его
строение тела, пропорцию частей, конструкцию.
Если один взрослый отличается от другого
соотношениями отдельных частей тела, ростом,
формой черепа и т.д., то насколько больше отличен
в этом отношении ребенок от взрослого! Строго
говоря, мы можем с правом говорить об особой, детской
конституции, и каждый рождающийся ребенок
проходит через нее, прежде чем стать взрослым.
Эта «детская конституция» характеризуется
совершенно другими пропорциями, чем те, какие мы
привыкли видеть у взрослого: большая голова, мало
еще дифференцированная шея, короткие руки и ноги
— вот характерные черты физического облика
маленького ребенка, и его дальнейшее развитие
сводится к коренной перестройке этих
характерных для детства соотношений:
дифференцируется шея, удлиняются конечности,
уменьшается отношение головы к величине тела, и к
15—16 годам мы имеем совсем другого человека с
совсем другими пропорциями и формами. В самом
деле, взглянем на схематическую таблицу,
изображающую строение тела ребенка разных
возрастов и взрослого человека (рис. 2 и 3), и мы
увидим, что по мере развития ребенок и во внешнем
облике проходит через ряд метаморфоз.
Рис. 3
Конечно, в основе этих
метаморфоз лежат глубокие изменения процессов,
определяющих детское развитие; на них, как,
например, на развитии внутренней секреции
ребенка, росте отдельных частей нервной системы,
мы сейчас не будем останавливаться; основное
положение о том, что развитие детского организма
представляется сложной системой метаморфоз,
подтверждается большим числом исследователей2.
Если такие глубокие изменения в
конституции являются характерными для роста
ребенка и его перехода во взрослого, то
метаморфозы в механизмах поведения ребенка
оказываются еще более заметными.
Мы знаем, что, пожалуй, самой основной
чертой, характеризующей поведение взрослого
человека, является периодическая смена сна и
бодрствования; фактически каждый из нас ведет
двойное существование, и каждая часть нашей
жизни — бодрственная и сонная — концентрирована
и занимает компактные промежутки времени. Совсем
не то у новорожденного ребенка; как показали
исследования ряда ученых (в последнее время эта
работа проделана Н.М. Щеловановым в
Ленинграде), новорожденный ребенок еще не живет
ни во сне, ни в бодрствовании. Сон и бодрствование
у него раздроблены на мелкие частицы времени,
которые сменяют друг друга, переплетаются и
образуют в общем какое-то среднее состояние,
состояние иррадиированной возбужденности и
торможения. Новорожденный — это совсем особое
существо, с совсем иными пропорциями тела, с
совсем иной организацией деятельности.
Присмотримся к нему еще пристальнее: попытаемся
уловить те нити, которые связывают его с
окружающим его миром. Спросим себя, каков его мир,
и мы будем знать, каков он сам.
<...>
§ 3. Примитивное восприятие
Ребенок начинает видеть мир после
того, как он прожил целую полосу своей жизни как
«органическое существо», оторванное от мира и
погруженное в свои органические переживания.
Совершенно изолированное от внешних стимулов
существо — таков ребенок до рождения (ребенок
внутриутробного периода), почти таков же ребенок
первых недель жизни. Неудивительно поэтому, что,
когда начинают видеть его глаза, они начинают
видеть не так, как наши. Восприятие ребенка,
начиная с восприятия времени и пространства, еще
примитивно и своеобразно, и должно пройти много
времени, прежде чем оно выльется в обычные для
восприятия взрослых формы.
Начнем с простого. Ребенок, у которого
в начале жизни преобладали лишь органические
ощущения (покоя или беспокойства, напряжения и
успокоения, боли, прикосновения, тепла и прежде
всего раздражения наиболее чувствительных
областей), конечно, лишен такого восприятия
пространства, какое имеем мы. Гельмгольц
рассказывает о себе, что в детстве (3—4 года) он,
проходя мимо церковной башни, принимал людей,
стоявших на ее галерее, за кукол и просил мать
снять их оттуда, думая, что ей достаточно будет
протянуть руку, чтобы сделать это3.
Каждому случалось видеть, как ребенок тянется
руками, чтобы взять луну, поймать летающую в небе
птицу и т.д. Перспективы для ребенка возраста 2—4
лет не существует, зрительное восприятие
работает по другим, значительно более
примитивным принципам, внешний мир
воспринимается еще примитивно, и притом
воспринимается обычно как нечто близкое,
достижимое для ребенка и для его осязания,
хватания, ощупывания, для всех этих примитивных
форм обладания. Именно преобладание этих
примитивных форм контакта с миром дает право
Бюлеру различать три стадии в развитии
пространственного восприятия ребенка и говорить
о ротовом (связанном с едой, сосанием),
осязательном и зрительном овладении
пространством (Mundraum, Tastraum, Fernraum). Действительно,
ребенок сначала познает мир ртом, потом — руками,
и уже затем зрение закладывает основные камни
того здания восприятий, которое полностью
развертывается лишь в значительно более позднем
возрасте.
Если действительно органы восприятия,
связывающие ребенка с внешним миром, как,
например, глаз, ухо и т.д., вступают в свое
активное действие довольно поздно, то ясно, что
вся картина мира воспринимается ребенком не так,
как взрослым.
Мы знаем, что восприятие в тех его
формах, какие мы наблюдаем у взрослого,
составляется медленным эволюционным путем. Тот
факт, который мы только что привели из
автобиографии Гельмгольца, легко объясним
физиологически; дело в том, что от каждого
зрительного раздражения на сетчатке остается
соответствующий след. Естественно, что от
человека, стоящего вблизи, изображение,
получающееся на сетчатке, будет велико, а от
человека, стоящего на колокольне, получится
изображение незначительного размера. Нужен еще
некоторый добавочный момент, наличие
длительного навыка, привычки, чтобы маленькое
изображение стоящего вдали человека воспринять
как большое изображение с поправкой на
расстояние. Такое постоянство в оценке размера
отдельных предметов независимо от их
отдаленности — эта, как говорят, «инварианта»
восприятия — вырабатывается длительным опытом.
Физиологический след, остающийся на сетчатке от
воспринимаемого объекта, должен еще быть
переработан, оценен с точки зрения прежнего
опыта: простое последовательное изображение
(Nachbild) должно смешаться с оставленными прежним
опытом представлениями о предмете (Versteilungsbild),
чтобы человек мог достаточно ориентироваться в
пространстве, не принимая далекие предметы за
меленькие, а близкие только в силу их близости —
за большие. Этой очень важной для приспособления
функции у ребенка еще нет. Опыт его еще так
невелик, что его зрение действует самым
примитивным образом, и ребенок наивно доверяет
полученным на его сетчатке изображениям, тянется
к людям, стоящим на колокольне, принимая их за
кукол, или думает, что он может поиграть с
маленьким домиком, стоящим на далеком пригорке.
Мы имеем все основания предполагать,
что ребенок воспринимает мир неустойчиво и
вариативно, что незначительного изменения
расстояния предмета (мы уже не касаемся здесь
других факторов) достаточно, чтобы предмет
приобретал в его глазах совсем другой вид.
Возникает задача как-то приспособить свое
восприятие к изменяющемуся внешнему миру,
перевести восприятие из наивно-физиологической
базы в иную, в которой прежний опыт вставлял бы
поправку к полученному на сетчатке
физиологическому изображению предмета. Можно
было бы сказать, что наше физиологическое
восприятие должно быть в некоторой степени
исправлено, «испорчено» прежним опытом, чтобы
организм мог действительно удачно
приспосабливаться к условиям внешнего мира.
Именно такую задачу берет на
себя особый механизм восприятия, который новые
авторы назвали «эйдетизмом»4.
Дело в том, что каждый воспринятый зрительно
предмет у ребенка оставляет некоторое
последействие. Некоторые из детей обладают
способностью видеть вещи весьма ярко уже после
того, как они удалены из поля зрения; такие
индивиды могут, например, детальнейшим образом
описать картину во всех ее деталях уже после
того, как она убрана, и это отнюдь не является у
них простым действием памяти, — нет, они ярко,
почти как в реальности, видят этот образ и просто
описывают то, что еще носится у них перед глазами.
Совершенно понятно, что такой
механизм, включаясь в восприятие, известным
образом корригирует получаемое извне ощущение;
ребенок начинает видеть внешний мир не просто
глазом, как воспринимающим и проводящим
аппаратом; он видит всем своим прошлым опытом,
несколько изменяя воспринимаемые объекты5. Вырабатывается совсем особый
тип восприятия, на место недифференцируемого
мира чисто физиологических ощущений встает
воспринимаемый ребенком с необычайной яркостью
мир «наглядных образов», в которых внешнее
восприятие смешано и исправлено оставшимися
образами прежнего опыта. Естественно, что именно
это помогает ребенку перейти в следующую фазу
восприятия, выработать вместо неустойчивых,
подверженных любым случайным влияниям ощущений
устойчивую, «инвариантную» картину восприятия
внешнего мира.
Однако этот примитивный механизм
«наглядных образов», который имеет огромное
биологическое значение, помогая ребенку
справиться со случайными влияниями внешней
обстановки, — этот примитивный механизм влечет
за собою существенную перестройку всей его
психики.
То, что раньше воспринималось ребенком
как ряд случайных, друг от друга отдельных и
текучих обрывков (родственное впечатление
получаем мы, рассматривая не известную нам карту,
или идя по улице неизвестного города, или,
наконец, рассматривая незнакомый для нас
препарат), начинает теперь восприниматься как
целый ряд картин. Именно в силу остающихся в
психике ребенка «наглядных образов» его прежний
опыт смешивается с настоящими раздражениями, и
мир приобретает целостный характер.
Но это получается недешевой
ценой. Воспринимая мир целостно, маленький
ребенок вместе с тем часто теряет грань,
отделяющую реальность от фантазии, настоящее от
прошлого, существующее от желаемого.
Один из исследователей, Мейджор (Major),
пробовал ставить специальные опыты, которые
пояснят нам только что указанные положения6. Он давал детям различного
возраста красочные картины и наблюдал, как
ребенок ведет себя по отношению к ним. Оказалось,
что ребенок различных стадий развития
неодинаково ведет себя в этих случаях, и в
отношении ребенка к изображению легко можно
различить три своеобразные фазы. Сначала ребенок
вообще не относится к картине как к изображению
(первая фаза): он относится к ней просто как к
пестрому куску бумаги, он схватывает, рвет его.
Однако через некоторое время наступает вторая
фаза, в которой указанные нами механизмы, видимо,
начинают преобладать: ребенок начинает
воспринимать нарисованное на картине как образ и
начинает относиться к изображенным на ней вещам как
к реальным. Он пытается схватить их, заговорить
с ними, — словом, он не делает никакого различия
между действительными вещами и их изображением.
Лишь значительно позднее наступает третья фаза,
когда ребенок начинает отличать реальные вещи от
их изображения и его отношение к обоим начинает
уже резко различаться. Однако эта третья фаза
наступает уже довольно поздно, и мы можем
сказать, что для психической жизни ребенка на
первых ступенях его развития особенно
характерны проявления, близкие к отмеченному
здесь факту и исходящие из того, что ребенок еще
плохо дифференцирует отдельные предъявляемые
ему раздражители.
Надо сказать, что описанная стадия
примитивного восприятия мира, направляемого
«наглядными образами», продолжается довольно
длительное время; еще долго ребенок продолжает
смешивать сновидение с реальностью,
продуцировать необычайно яркие фантазии, часто
замещающие у него действительность.
Особенно ярко проявляется этот
характер примитивной психики в игре ребенка.
Каждому из нас случалось видеть маленького
ребенка, с величайшей серьезностью нянчившего
обрубок дерева, сражавшегося с несуществующими
врагами, игравшего с выдуманными подругами.
Никакой актер не может «сыграть» это с такой
убедительностью, как это делает ребенок. Он
действительно смотрит на обрубок дерева, а
воспринимает куклу, он наделяет самые
примитивные объекты теми качествами, какие
диктуются его желанием, его опытом, его
фантазией. Примитивная картина мира для ребенка
есть безусловно картина, в которой рамки
реальных восприятий и фантазии стерты, и нужно,
чтобы прошло еще много времени, пока две эти
стороны разделятся и перестанут смешиваться
одна с другой.
Нужно, чтобы развились речь и мышление,
чтобы окреп и получил достаточную
самостоятельность направленный на реальность
опыт ребенка, чтобы померкли эти яркие
«эйдетические» наглядные образы, играющие столь
значительную роль в детской психике, — короче,
нужна еще значительная культурная перестройка,
чтобы ребенок из фазы примитивного восприятия
перешел в следующую фазу — полноценных форм
приспособления к внешнему миру.
§ 4. Примитивное мышление
Первые годы жизни ребенка — это годы
примитивного, замкнутого существования и
налаживания самых элементарных, самых
примитивных связей с миром.
Мы видели уже, что ребенок первых
месяцев своего существования — это асоциальное
«узкоорганическое» существо, отрезанное от
внешнего мира и целиком ограниченное своими
физиологическими отправлениями.
Весь мир ограничен для маленького
ребенка прежде всего пределами его собственного
организма и всего, что может принести ему
удовольствие; с внешним миром ему еще почти
совсем не приходилось сталкиваться; живя, в
общем, в условиях «паразитического»
существования, он еще не встречался практически
с теми ограничениями и препятствиями, которые
представляет ему реальность; мир во многом
воспринимается им примитивно, примитивная
деятельность воображения и следы прежнего опыта,
как мы это только что видели, еще смешиваются им с
реальностью.
Все это, конечно, не может не влиять
самым определяющим образом на детское мышление,
и мы должны прямо сказать, что мышление
маленького ребенка 3—4 лет не имеет ничего общего
с мышлением взрослого человека в тех его формах,
какие созданы культурой и длительной культурной
эволюцией, многократными и активными встречами с
внешним миром.
Конечно, это еще совершенно не значит,
что детское мышление не имеет своих законов. Нет,
законы детского мышления есть совершенно
определенные, свои, не похожие на законы мышления
взрослого: у ребенка этого возраста есть своя
примитивная логика, свои примитивные
мыслительные приемы; все они определяются именно
тем, что это мышление развертывается на
примитивной почве поведения, не сталкивавшегося
еще достаточно серьезно с реальностью.
Правда, все эти законы детского
мышления были нам до самого последнего времени
очень мало известны, и лишь в самые последние
годы, особенно благодаря работам швейцарского
психолога Пиаже (Piaget), мы познакомились с его
основными чертами.
Перед нами открылось поистине
любопытное зрелище. После ряда исследований мы
увидели, что мышление ребенка не только
действует по другим законам, чем мышление
культурного взрослого человека, — оно в самом
корне построено существенно иначе, пользуется
иными средствами.
Если мы подумаем о том, какие функции
исполняет мышление взрослого человека, мы очень
скоро придем к ответу, что оно организует наше
приспособление к миру в особенно сложных
ситуациях. Оно регулирует наше отношение к
реальности в особо сложных случаях, там, где не
хватает деятельности простого инстинкта или
привычки; в этом смысле мышление есть функция
адекватного приспособления к миру, форма,
организующая воздействие на него. Это
обусловливает все построение нашего мышления.
Для того чтобы с помощью его возможно было
организованное воздействие на мир, оно должно
работать максимально правильно, оно не должно
отделяться от реальности, смешиваться с
фантастикой, каждый шаг его должен быть
подвержен практической проверке и должен
выдержать такую проверку. У здорового взрослого
человека мышление отвечает всем этим
требованиям, и лишь у людей, заболевающих
нервно-психически, мышление может принимать
формы, не связанные с жизнью и реальностью и не
организующие адекватное приспособление к миру.
Совсем не то видим мы на первых стадиях
развития ребенка. Для него часто не важно,
насколько правильно протекает его мышление,
насколько оно выдержит первую проверку, первую
встречу с реальностью. Его мышление часто не
имеет установки на то, чтобы регулировать и
организовать адекватное приспособление к
внешнему миру, а если иногда и начинает носить
черты этой установки, то осуществляет это еще
примитивно, теми несовершенными орудиями,
которые имеются в его распоряжении и которые
требуют еще длительного развития, чтобы быть
приведенными в действие.
Пиаже характеризует мышление
маленького ребенка (3—5 лет) двумя основными
чертами: его эгоцентричностью и его примитивностью.
Мы сказали уже, что характерным для
поведения младенца является его оторванность от
мира, его занятость собой, своими интересами,
своими удовольствиями. Попробуйте понаблюдать
над тем, как ребенок 2—4 лет играет в одиночку: он
не обращает внимания ни на кого, он целиком
погружен в себя, раскладывает что-то перед собой
и снова складывает, сам с собою разговаривает,
обращается к себе и сам же себе отвечает. Отвлечь
его от этой игры трудно; обратитесь к нему — и он
не сразу оторвется от своих занятий. Ребенок
этого возраста великолепно может играть в
одиночку, будучи целиком занят сам собой.
Приведем одну запись такой
игры ребенка, сделанную над ребенком 2 лет 4
месяцев7.
Марина, 2 года 4 месяца, была вся
погружена в игру: насыпала песок на свои ноги,
сыпала преимущественно выше колен, потом стала
насыпать в носки, потом брала песок горстями и
растирала всей ладонью на ноге. Наконец, начала
насыпать песок на бедро, покрывала сверху
платком и поглаживала обеими руками вокруг ноги.
Выражение лица очень довольное, часто сама себе
улыбается.
Во время игры говорит для себя: «Мама,
во... вот... еще... еще... Мама, еще налей... Мама, еще...
Мама, налей... Мамочка, еще налей... Ничего... Это моя
тетя... Тетя, еще песок... Тетя... еще надо кукле
песок...»
Еще и в другом может выявиться этот
эгоцентризм детского мышления. Попробуем
понаблюдать, когда и как говорит ребенок,
какие цели преследует он своим разговором и
какие формы его разговор принимает. Мы удивимся,
если присмотримся к ребенку ближе, как много
ребенок говорит один, «в пространство», сам с
собой, и как часто речь не служит ему для общения
с другими. Создается впечатление, что у ребенка
речь служит часто не социальным целям взаимного
общения и взаимной информации, как у взрослых.
Приведем еще одну запись поведения
ребенка, заимствованную нами из того же
источника. Обратим внимание на то, как игра
ребенка 2 лет 6 месяцев сопровождается
«аутистической» речью, речью только для себя...
Алик, 2 года 6 месяцев (придя в комнату
матери), занялся игрой с ягодами рябины, стал
обрывать их, складывать в полоскательную чашку:
«Надо ягодки очистить поскорей... Это мои ягодки.
Они лежат в кроватке. (Замечает обертку от
печенья.) Больше нету печенья? Бумага только
осталась? (Кушает печенье.) Печенье вкусное.
Вкусное печенье (кушает). Печенье вкусное. Упало!
Капелька упала! Это такой маленький... Большой...
Маленький кубик... Он может сидеть, кубик... Он
может сидеть тоже... Он не может писать... Кубик не
может писать... (берет молочник). Туда положим
спички и им дадим пирожок (берет картонный
кружок). Много пирожок...»
Тот же Пиаже, уже цитированный нами,
установил, что наиболее характерной формой речи
у ребенка оказывается монолог, речь для
самого себя. Эта форма речи сохраняется у ребенка
даже в коллективе и приобретает специфические,
несколько комичные формы, когда даже в
коллективе каждый ребенок говорит для себя,
продолжает развивать свою тему, обращая
минимальное внимание на своих «собеседников»,
которые (если эти дети — его однолетки) тоже
говорят для себя.
«Ребенок разговаривает таким
образом, — замечает Пиаже, — не заботится обычно
о том, чтобы собеседники его слушали, просто
потому, что ведь он и не обращается своей речью к
ним. Он вообще ни к кому не обращается. Он говорит
вслух для себя при других»8.
Мы привыкли, чтобы речь в коллективе
связывала людей друг с другом. И, однако, у детей
мы часто не наблюдаем этого. Приведем снова
запись, на этот раз запись разговора ребенка 6,5
лет в коллективе однолеток, проведенную во время
игры — рисования9.
Пий, 6 лет (обращаясь к Эз., который
рисует трамвай с прицепом):
23. «Но ведь у них нет площадки, у
трамваев, которые прицеплены сзади». (Ответа нет.)
24. (Говорит о своем нарисованном только
что трамвае.) «У них нет прицепленных вагонов».
(Не обращается ни к кому. Никто не отвечает.)
25. (Обращается к Б.) «Это трамвай, у него
нет еще вагонов». (Ответа нет.)
26. (Обращается к Хею.) «У этого трамвая
нет еще вагонов, Хей, понимаешь, понимаешь, он
красный, понимаешь». (Ответа нет.)
27. (Л. говорит вслух: «Вот смешной
человек...» Игра после паузы, и не обращаясь к Пию,
не обращаясь вообще ни к кому.) Пий: «Вот смешной
человек». (Л. продолжает рисовать свой вагон.)
28. «Я оставлю свой вагон белым».
29. (Эз., который тоже рисует, заявляет:
«Я его сделаю желтым».) «Нет, не нужно его делать
желтым».
30. «Я сделаю лестницу, вот посмотри». (Б.
отвечает: «Я не могу прийти сегодня вечером, у
меня гимнастика...»)
Самым характерным для всего этого
разговора является то, что тут почти не видно
основного, что мы привыкли замечать в
коллективном разговоре, — взаимного обращения
друг к другу с вопросами, ответами, мнениями. Этот
элемент в данном отрывке почти отсутствует.
Каждый ребенок говорит главным образом о себе и
для себя, не обращаясь ни к кому и ни от кого не
ожидая ответа. Если даже он и ждет ответа от
кого-нибудь, но ответа этого не получает, то
быстро забывает это и переходит к другому
«разговору». Речь для ребенка этого периода лишь
в одной части является орудием для взаимного
общения, в другой она еще не «социализирована»,
она «аутистична», эгоцентрична, она, как мы еще
увидим ниже, играет в поведении ребенка совсем
иную роль.
Пиаже и его сотрудники
указали и ряд других форм речи, носящих
эгоцентрический характер. При ближайшем анализе
оказалось, что даже многие вопросы носят у
ребенка эгоцентрический характер; он спрашивает,
заранее зная ответ, только для того, чтобы
спросить, чтобы выявить себя. Таких
эгоцентрических форм в детской речи оказывается
довольно много; по данным Пиаже, их число в
возрасте 3—5 лет колеблется в среднем между 54—60,
а от 5 до 7 лет — от 44 до 47. Эти цифры, основанные на
длительном и систематическом наблюдении над
детьми, говорят нам о том, насколько специфично
построены мышление и речь у ребенка и насколько
речь ребенка обслуживает совершенно другие
функции и носит совершенно другой характер, чем у
взрослого10.
Только в последнее время благодаря
специальной серии опытов мы убедились, что
эгоцентрическая речь несет совершенно
определенные психологические функции. Эти
функции заключаются прежде всего в планировании
известных начавшихся действий. В этом случае
речь начинает играть совершенно специфическую
роль, она становится в функционально особые
отношения к остальным актам поведения. Стоит
только просмотреть хотя бы два приведенных нами
выше отрывка, чтобы убедиться, что речевая
деятельность ребенка является здесь не простым
эгоцентрическим проявлением, а несет явно
планирующие функции. Взрыв такой
эгоцентрической речи можно легко получить,
затруднив протекание какого-нибудь процесса у
ребенка11.
Но не только в формах речи проявляется
примитивный эгоцентризм мышления ребенка. Еще в
большей степени мы замечаем черты эгоцентризма в
содержании мышления ребенка, в его фантазиях.
Пожалуй, наиболее ярким проявлением
детского эгоцентризма является тот факт, что
маленький ребенок живет еще целиком в
примитивном мире, мерилом которого являются
удовольствие и неудовольствие, который
задевается реальностью еще в весьма
незначительной степени; для этого мира
характерно то, что, насколько можно судить по
поведению ребенка, между ним и реальностью
вдвигается еще промежуточный мир, полуреальный,
но весьма характерный для ребенка, — мир
эгоцентрического мышления и фантазии.
Если каждый из нас — взрослый человек
— сталкивается с внешним миром, осуществляя
какую-нибудь потребность и замечая, что эта
потребность остается без удовлетворения, он
организует свое поведение так, чтобы циклом
организованных действий осуществить свои
задачи, удовлетворить потребность или же,
примирившись с необходимостью, отказаться от
удовлетворения потребности.
Совсем не то у маленького ребенка. Не
способный к организованным действиям, он идет по
своеобразному пути минимального сопротивления:
если внешний мир не дает ему чего-нибудь в
реальности, он возмещает эту нехватку в фантазии.
Он, не способный адекватно реагировать на
какую-нибудь задержку в осуществлении
потребностей, реагирует и неадекватно, создавая
себе иллюзорный мир, где все его желания
осуществлены, где он полный хозяин и центр
созданной им вселенной; он создает мир
иллюзорного эгоцентрического мышления.
Такой «мир исполнившихся желаний» у
взрослого остается разве что в его сновидении,
иногда в мечтах; для ребенка это «живая
действительность»; он, как мы указали, вполне
удовлетворяется тем, что заменяет реальную
деятельность игрой или фантазией.
Фрейд (Freud) рассказывает об одном
мальчике, которого мать лишила черешни: этот
мальчик встал назавтра после сна и заявил, что он
съел все черешни и этим очень доволен.
Неудовлетворенное в реальности нашло свое
иллюзорное удовлетворение в сновидении.
Однако фантастическое и
эгоцентрическое мышление ребенка проявляет себя
не только в сновидении. Особенно резко оно
проявляется и в том, что можно назвать «грезами
наяву» ребенка и что часто легко смешивается с
игрой.
Именно отсюда то, что мы часто
расцениваем как детскую ложь, именно отсюда ряд
своеобразных черточек в детском мышлении.
Когда ребенок 3 лет на вопрос,
почему днем светло, а ночью темно, отвечает:
«Потому что днем обедают, а ночью спят», — это,
конечно, проявление той
эгоцентрически-практической установки, готовой
все объяснить как приспособленное для него
самого, для его блага. То же самое должны мы
сказать и про те наивные представления,
характерные для ребят, что все кругом — и небо, и
море, и скалы — все это сделано людьми и может
быть им подарено12; ту же
эгоцентрическую установку и полную веру во
всемогущество взрослого человека мы видим и в
том ребенке, который просит мать, чтобы она ему
подарила сосновый лес, местечко Б., куда он хотел
ехать, чтобы она сварила шпинат так, чтобы
получился картофель13, и т.д.
Когда маленькому Алику (2 года)
пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень
понравившийся ему, он настойчиво начал просить:
«Мама, еще!» Так же точно реагировала Марина (тоже
около 2 лет) на пролетевшую ворону: она была
искренне уверена, что мама может заставить
ворону пролететь еще раз14.
Очень интересно сказывается эта
тенденция в детских вопросах и ответах на них.
Иллюстрируем это записью одного
разговора с ребенком15:
Алик, 5 лет 5 месяцев
Вечером через окно увидел Юпитер.
— Мама, а зачем существует Юпитер?
Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять
пристал ко мне.
— Ну, зачем же существует Юпитер?
Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:
— А мы с тобой зачем существуем?
На это получила мгновенный и уверенный ответ:
— Для себя.
— Ну, и Юпитер тоже для себя.
Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:
— И муравьи, и клопы, и комары, и крапива — тоже
для себя?
— Да.
И он радостно засмеялся.
В этом разговоре чрезвычайно
характерен примитивный телеологизм ребенка.
Юпитер должен обязательно существовать для
чего-нибудь. Именно это «для чего» чаще всего
замещает ребенку более сложное «почему». Когда
ответ на этот вопрос оказывается трудным,
ребенок все же выходит из этого положения. Мы
существуем «для себя» — вот характерный для
своеобразного телеологического мышления
ребенка ответ, позволяющий ему решить вопрос о
том, «для чего» существуют и другие вещи, и
животные, даже и те, которые ему самому неприятны
(муравьи, клопы, комары и крапива...).
Наконец, влияние той же
эгоцентричности мы можем уловить в характерном
для ребенка отношении к разговорам чужих и
явлениям внешнего мира: ведь он искренне уверен,
что для него нет непонятного, и слова «не знаю» мы
почти не слышим из уст 4—5-летнего ребенка. Мы
увидим еще ниже, что ребенку чрезвычайно трудно
затормозить первое пришедшее в голову решение и
что ему легче дать самый абсурдный ответ, чем
признаться в своем незнании.
Торможение своих непосредственных
реакций, умение вовремя задержать ответ — это
продукт развития и воспитания, который возникает
лишь очень поздно.
После всего, что нами было сказало об
эгоцентричности в мышлении ребенка, не окажется
неожиданным, если мы должны будем сказать, что
мышление ребенка отличается от мышления
взрослых и другой логикой, что оно построено
по «логике примитива».
Конечно, мы далеки от того, чтобы здесь,
в пределах одного небольшого экскурса, дать
сколько-нибудь полное описание этой характерной
для ребенка примитивной логики. Мы должны
остановиться только на отдельных ее чертах,
которые с такой ясностью видны в детских
разговорах, детских суждениях.
Мы говорили уже, что ребенок,
эгоцентрически установленный по отношению к
внешнему миру, воспринимает внешние объекты
конкретно, целостно и прежде всего с той их
стороны, которая обращена к нему самому,
непосредственно на него воздействует.
Объективное отношение к миру, отвлекающееся от
конкретных воспринимаемых признаков объекта и
обращающее внимание на объективные соотношения,
закономерности, у ребенка, конечно, еще не
выработано. Он берет мир так, как он его
воспринимает, не заботясь о связи отдельных
воспринимаемых картин между собой и о построении
той систематической картины мира и его явлений,
которая для взрослого культурного человека, чье
мышление должно регулировать взаимоотношение с
миром, является необходимой, обязательной. В
примитивном мышлении ребенка именно эта логика
отношений, причинных связей и т.п. отсутствует и
заменяется другими примитивными логическими
приемами.
Рис. 4 |
Обратимся снова к
детской речи и посмотрим, как ребенок выражает те
зависимости, наличие которых в его мышлении для
нас представляет интерес. Уже многие замечали,
что маленький ребенок совсем не употребляет
придаточных предложений; он не говорит: «Когда я
пошел гулять, я промок, потому что разразилась
гроза»; он говорит: «Я пошел гулять, потом пошел
дождь, потом я промок». Причинные связи в речи
ребенка обычно отсутствуют, связь «потому что»
или «вследствие того» заменяется у ребенка
союзом «и». Совершенно ясно, что такие дефекты в
речевом оформлении не могут не отразиться и на
его мышлении: сложная систематическая картина
мира, расположение явлений по их связи и
причинной зависимости заменяются простым
«склеиванием» отдельных признаков, их
примитивным соединением друг с другом. Эти
приемы мышления ребенка очень хорошо отражаются
в детском рисунке, который ребенок строит именно
по такому принципу перечисления отдельных
частей без особой связи друг с другом. Поэтому
часто на детском рисунке можно встретить
изображение глаз, ушей, носа отдельно от головы,
рядом с ней, но не в связи с ней, не в подчинении
общей структуре. Приведем несколько примеров
такого рисунка. Первый рисунок (рис. 4) взят
нами не у ребенка — он принадлежит
малокультурной женщине-узбечке, которая, однако,
повторяет типичные особенности детского
мышления с такой необычайной яркостью, что мы
рискнули привести здесь этот пример16.
Рисунок этот должен изображать всадника на
лошади. Уже при первом взгляде ясно, что автор его
не копировал действительность, а рисовал,
руководясь какими-то другими принципами, другой
логикой. Внимательно всмотревшись в рисунок, мы
увидим, что основной отличающей его чертой
является то, что он построен не по принципу
системы «человек» и «лошадь», а по принципу
склеивания, суммирования отдельных признаков
человека, без их синтеза в единый образ. На
рисунке мы видим отдельно голову, отдельно —
ниже — ухо, брови, глаза, ноздри, все это —
далекое от их реального взаимоотношения,
перечисленное в рисунке в виде отдельных, друг за
другом идущих частей. Ноги, изображенные в таком
согнутом виде, как их чувствует всадник,
совершенно отдельный от тела половой орган — все
это изображено в наивно-склеенном, нанизанном
друг на друга порядке.
Рис. 5 |
Второй рисунок (см.
рис. 5) принадлежит мальчику 5 лет17.
Ребенок пытался здесь изобразить льва и давал
своему рисунку соответствующие пояснения; он
нарисовал отдельно «морду», отдельно «голову», а
все остальное у льва назвал «он сам». Этот
рисунок обладает, конечно, значительно меньшим
количеством деталей, чем предыдущий (что вполне
соответствует особенностям детского восприятия
этого периода), но характер «склеенности» здесь
совершенно ясен. Особенно же ярко это выступает
на тех рисунках, где ребенок пытается изобразить
какой-нибудь сложный комплекс вещей, например,
комнату. Рис. 6 дает нам пример, как ребенок в
возрасте около 5 лет пытается изобразить комнату,
в которой топится печка. Мы видим, что для этого
рисунка характерна «склеенность» отдельных
предметов, имеющих отношение к печке: здесь
приготовлены и дрова, и вьюшки, и заслонки, и
коробка спичек (огромных размеров,
соответственно своему функциональному
значению); все это дано как сумма отдельных
предметов, расположенных рядом друг с другом,
нанизанных друг на друга.
Вот такую-то «нанизанность» при
отсутствии строгих регулирующих
закономерностей и упорядоченных отношений Пиаже
и считает характерной для мышления и логики
ребенка. Ребенок почти не знает категорий
причинности и связывает в одну цепочку подряд,
без всякого порядка и действия, и причины, и
следствия, и отдельные, не имеющие к ним
отношения явления. Именно поэтому причина часто
меняется у него местом со следствием и перед
заключением, начинающимся со слов «потому что»,
ребенок, знающий лишь это примитивное,
докультурное мышление, оказывается беспомощным.
Пиаже ставил с детьми опыты, в которых
ребенку давалась фраза, обрывающаяся на словах
«потому что», за которыми ребенок должен был сам
вставить указание причины. Результаты, этих
опытов оказались весьма характерными для
примитивного мышления ребенка. Вот несколько
примеров таких «суждений» ребенка (курсивом даны
ответы, присоединенные ребенком):
Ц. (7 лет 2 месяца): Один человек упал на
улице, потому что... он сломал себе ногу и
пришлось сделать вместо нее палку.
К. (8 лет 6 месяцев): Один человек упал с
велосипеда, потому что... он сломал себе руку.
Л. (7 лет 6 месяцев): Я пошел в баню,
потому что... я после был чистым.
Д. (6 лет): Я потерял вчера мою ручку,
потому что я не пишу.
Мы видим, что во всех приведенных
случаях ребенок смешивает причину со следствием
и у него оказывается почти невозможным добиться
правильного ответа: мышление, правильно
оперирующее с категорией причинности,
оказывается ребенку совершенно чуждым.
Значительно более близкой для ребенка
оказывается категория цели, — если мы вспомним
его эгоцентрическую установку, это нам будет
понятно. Так, один их прослеженных Пиаже
маленьких испытуемых дает такое построение
фразы, раскрывающее нам в сущности картину его
логики:
Д. (3 года 6 месяцев): «Я сделаю печку...
потому что... чтобы топить».
И явление «нанизывания» отдельных
категорий, и замена чуждой ребенку категории
причинности более близкой категорией цели — все
это видно в данном примере достаточно наглядно.
Продолжение следует
1 Этим рисунком
мы обязаны сотруднице Среднеазиатского
университета Т.Н. Барановой, с разрешения
которой он здесь и воспроизводится.
2 Сводку данных
см.: Блонский П.П. Педология. М., 1926.
3 Пример
приведен в кн.: Бюлер К. Духовное развитие
ребенка. М., 1927. С. 161. Данные о восприятии
пространства у ребенка можно найти в кн.:
Трошин П.Я. Сравнительная психология
нормальных и ненормальных детей. СПб., 1915. С. 1.
4 Ср.: Jaensch E.E. Die
Eidetik, 1925; Uber die Aufbau der Wahrnehmungswelt. Leipzig, 1927; Bonte Th.,
Liefmann E., Roessler F. Untersuchung uber die eidetische Veranlagung von
Kindern und Junglichen. Leipzig, 1928.
5 В наших
последних исследованиях, связанных с детским
рисунком, мы имели случай наглядно проследить
это. В другом месте нам еще придется остановиться
на этом подробнее, подкрепив это положение целым
рядом фактов.
6 Major D.R. First
steps in mental growth. N. Y., 1906. P. 251.
7 Запись
заимствована нами из материалов, любезно
предоставленных нам В.Ф. Шмидт.
8 Piaget J. Le
langage et la pensee chez l’enfant. P., 1923. P. 28.
9 Ibid P. 14 — 15.
Отдельные буквы — имена детей.
10 Русские
материалы, полученные при длительном
исследовании проф. С.О. Лозинского, дали
значительно более низкий процент эгоцентризма у
детей наших детских учреждений. Это лишний раз
показывает, как различная среда может создать
значительное различие в структуре детской
психики.
11 Ср.:
Выготский Л.С. Генетические корни мышления и
речи // Естествознание и марксизм, 1929, № 1;
Лурия А.Р. Пути развития детского мышления //
Естествознание и марксизм, 1929, № 2.
12 Следует,
однако, отметить, что эти данные характерны для
детей, выросших в той конкретной обстановке, в
которой их исследовал Пиаже. Наши дети, растущие
в иных условиях, могут дать совершенно иные
результаты.
13 См.: Клейн М.
Развитие одного ребенка. М., 1925. С. 25—26.
14 Сообщено
В.Ф. Шмидт.
15 Сообщено
В.Ф. Шмидт.
16 Рисунок взят
из коллекции Т.Н. Барановой, которая любезно
предоставила нам его.
17 Рисунки
предоставлены нам В.Ф.Шмидт и взяты из материалов
Детского дома — лаборатории.
|