Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Время закладывать камни!

По материалам конференции «Стратегия развития системы дошкольного образования в г. Липецке» 29 октября 2006 г.

Из доклада начальника Департамента дошкольного образования г. Липецка Нины Фединой

Уважаемые коллеги!

Для большинства городских округов Российской Федерации самая главная проблема в сфере дошкольного образования — невозможность в полном объеме реализовать конституционное право граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. То, что в свое время было потеряно — я имею в виду в первую очередь сеть детских садов, — в настоящее время, в условиях достаточно жесткого разграничения межбюджетных отношений, одним только муниципалитетам не потянуть. В целом по России было закрыто порядка 50% детских дошкольных учреждений. Восстановить эту сеть, то есть либо вернуть назад здания теперь уже бывших детских садов, либо заново их построить, конечно, не представляется возможным по объективным причинам.

Вспомним, что большинство дошкольных учреждений принадлежали так называемым «ведомствам», и, соответственно, предприятия и организации распорядились своей собственностью так, как сочли нужным. Кроме того, у местных властей отсутствуют необходимые финансовые возможности.

Стало быть, и органам местного самоуправления, и органам государственной власти необходимо искать пути эффективного решения существующей проблемы.

С нашей точки зрения, в целом механизм решения проблемы представлен сегодня в изменениях и дополнениях к региональной программе «Развитие образования Липецкой области (2006—2008 гг.)», которые пока еще не приняты областным Советом депутатов, следовательно, у нас есть возможность их рассмотреть и обсудить, тем более что и наша территория — г. Липецк — активно участвовала в их подготовке. В этой программе, с нашей точки зрения, о развитии дошкольного образования на территории Липецкой области говорить не приходится. Речь идет, скорее, о поддержке учебно-материальной и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

Обратимся к тем изменениям и дополнениям в вышеуказанную программу, которые подготовлены областным Департаментом образования и науки в 2006 году при участии всех городов и районов Липецкой области. Не побоюсь сказать, что здесь действительно предложен механизм развития дошкольного образования на территории Липецкой области (даже если мы говорим только о количественном показателе), причем значительно превосходящий определенные действующим законодательством полномочия субъекта Российской Федерации в сфере дошкольного образования. И это безусловный шаг вперед по выполнению задачи, обозначенной главой администрации Липецкой области О.П. Королевым, председателем Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилиным, главой администрации г. Липецка М.В. Гулевским об удовлетворении спроса на дошкольные образовательные услуги, там, где в этом ощущается острая необходимость. Принятие этих изменений и дополнений в областную программу свидетельствовало бы о доброй воле наших руководителей регионального уровня власти принять на себя дополнительные расходные полномочия в сфере дошкольного образования.

Не все города и районы Липецкой области испытывают потребность в развитии сети групп и учреждений, предоставляющих дошкольные образовательные услуги. Об этом говорится в пояснительной записке к программе. Наиболее сложная ситуация сложилась в г. Липецке.

Известно, что один рецепт всем «больным» — даже с одним и тем же «диагнозом» — не выпишешь. Надо учитывать особенности организма каждого муниципалитета. Из всех муниципальных образований области Липецк является самым «тяжелобольным пациентом». Это болезнь развития: в городе в течение нескольких лет отмечается рост рождаемости, динамично развиваются все отрасли городского хозяйства, очень низкий процент безработицы, доступная плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и гибкая система льгот. Именно это объективно повышает спрос на обеспечение местами в детских садах. Давайте на примере г. Липецка попробуем рассмотреть, насколько «сработает» каждое из предложенных мероприятий, легших в основу изменений и дополнений в областную программу.

Открытие дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.

Ни для кого не секрет, что в последние годы отмечается увеличение контингента детей в ДОУ и пока еще сокращение контингента учащихся школ. «Пока еще», потому что прирост рождаемости в первую очередь ощущается на первой ступени образования, то есть в дошкольном звене, и в соответствии с нашим прогнозом с 2007—2008 гг. он должен проявиться на ступени начального общего образования, при том что в целом контингент школ будет продолжать сокращаться. Казалось бы, очень логично. Когда-то пустовали детские сады, и мы использовали их под классы начальной школы, теперь очередь школам потесниться.

Но насколько овчинка стоит выделки?

На 01.09.2006 г. очередь в ДОУ по г. Липецку составляет 6193 ребенка. Возрастная структура очередности представлена на экране. Полностью отсутствуют в числе нуждающихся дети от 6 до 7 лет. За год до поступления в школу детские сады г. Липецка обеспечивают всех желающих в целях осуществления предшкольной подготовки. Дети старшей группы (от 5 до 6 лет) составляют всего 7% от общего числа очередников. Но даже и сегодня у нас имеются места в группах для детей старшего возраста, просто территориальная локализация их такова, что родителям неудобно возить туда детей — это как раз в основном районы старой застройки. Таким образом, самая большая доля в общем числе нуждающихся в местах в детском саду детей падает на возраст от 1 года до 5 лет. Что необходимо сделать в самом начале, чтобы два класса школы реконструировать в одну дошкольную группу? Произвести перепланировку помещений, прорубить дверные проемы, поменять принципиально схему канализации и водоснабжения, установить сантехническое оборудование, сделать ремонт электроснабжения, поскольку нормативы и искусственного, и естественного освещения в дошкольных группах иные. Помимо «начинки» (оборудования, игрового материала и т.д.), необходимо соответствующим образом благоустроить территорию (строительство теневых навесов, отдельное ограждение и т.д.). По самым примерным расчетам Департамента образования это порядка 20 млн. руб. на 110 мест (без расчетов на благоустройство территории).

Конечно, это почти в два раза дешевле, чем строительство аналогичного по проектной мощности детского сада. Но нас сегодня смущает одно обстоятельство. Согласно анализу демографической ситуации, представленному в «Стратегическом плане развития г. Липецка до 2016 года», уровень рождаемости в 2016 году вновь достигнет уровня 2002 года, и школам могут потребоваться вновь реконструированные под дошкольные группы помещения.

Увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Это то, чем мы занимаемся в течение последних трех лет. Только к началу 2006—2007 учебного года мы открыли 8 групп на 160 мест за счет неиспользованных помещений и помещений, отданных когда-то под начальные классы. Считайте, что это уже один крупнокомплектный детский сад. В ближайшие три года мы планируем, таким образом, открыть еще 8 групп на аналогичное количество мест.

Открытие групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях.

Это очень эффективный с точки зрения затрат путь организации и предоставления дошкольного образования, но, к нашему сожалению, более органичный для сельских районов. Основная часть работающего населения г. Липецка не готова приводить детей в детский сад на 4 часа. Результаты анкетирования жителей г. Липецка, имеющих детей дошкольного возраста, показали, что только около 11% родителей имеют возможность посещать подобные группы. Это свидетельствует о том, что наряду с дошкольным образованием в чистом виде в Липецке очень востребованы и социальные услуги. Поэтому сегодня мы должны честно сказать, что в ближайшие три года у нас нет перспективы массового открытия подобных групп.

Реконструкция помещений под дошкольные группы и учреждения, а также строительство новых дошкольных образовательных учреждений, не предусмотренных Программой «Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006—2010 гг.».

Мне трудно говорить сегодня, насколько действенны для Липецка эти мероприятия, по двум причинам: во-первых, в только что названной областной программе не определены конкретные объекты сферы дошкольного образования, которые предполагается строить, реконструировать и капитально ремонтировать до 2010 года. А во-вторых, и в тех изменениях и дополнениях к областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006–2008 гг.)», которые мы сегодня обсуждаем, также не определены объекты строительства и реконструкции, хотя и подчеркнуто, что это объекты дополнительные, не вошедшие в программу «Государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006–2010 гг.». Однако необходимость и реконструкции, и строительства зданий дошкольных образовательных учреждений на территории г. Липецка очевидна. Мы связались с разработчиками программ. Согласно их данным, в обе программы должны войти следующие мероприятия:

1. Восстановление (реконструкция) заброшенных и продолжающих в настоящее время разрушаться детских садов.

2. Строительство детских садов в новых микрорайонах.

3. Строительство ряда типовых пристроек на 110 мест к существующим зданиям ДОУ в связи с отсутствием в данных микрорайонах свободных земельных участков.

В итоге, если в режиме софинансирования (50% — средства муниципалитета, 50% — субъекта Федерации) будут выполнены в той или иной степени все указанные мероприятия, можно утверждать: мы, к сожалению, не избавимся от явления переуплотненности детских садов (на это необходимы и дополнительное время, и дополнительные средства), но проблема обеспечения остро нуждающегося населения в местах в дошкольных образовательных учреждениях Липецкой области, в том числе и города Липецка, в целом может быть решена.

Хотелось бы отметить, что достаточную активность в этом вопросе проявляют и политики федерального уровня власти. На прошедшей неделе с рабочим визитом Липецкую область посетил председатель Государственной думы РФ Б.В. Грызлов. Его позиция — безусловно, строить, восстанавливать сеть учреждений дошкольного образования, причем при участии не только регионов и муниципалитетов, но и федеральных средств в соотношении 1:4. На каждый вложенный федеральный рубль из регионального и муниципального бюджетов должно быть направлено 4 рубля.

Единственное «узкое», с нашей точки зрения, место в предложенном механизме реализации удовлетворения спроса на дошкольные образовательные услуги, требующее осмысления и уточнения, заключается в том, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям при условии, если ежегодно они сокращают количество очередников не менее, чем на 10%. В этом году мы приняли в дошкольные образовательные учреждения на 803 ребенка больше, чем в предыдущем учебном году. Это более 10%, и, без преувеличения, значительный показатель работы в сфере дошкольного образования, достижение которого требовало в течение года огромного напряжения от руководства нашего города и многих его структурных подразделений. В самом нуждающемся после г. Липецка Лебедянском районе 10% от общего числа очередников составляет всего 80 человек. Включил 80 человек в систему дошкольного образования, и получаешь право на 50%-ное софинансирование современного детского сада из областного бюджета. Но в Липецке, чтобы получить такое право, необходимо удовлетворить более 600 человек, желающих посещать детские сады. Если мы через год, условно говоря, осилим эту задачу только в отношении 590 детей и не выполним требование «10% в год от общего числа нуждающихся», мы автоматически выбываем из претендентов на помощь областного бюджета и остаемся со своей проблемой один на один. Нам кажется, пока еще не
поздно, надо выработать более гибкие подходы.

От лица работников дошкольного образования г. Липецка мне хотелось бы обратиться к присутствующим здесь депутатам Липецкого областного Совета депутатов с убедительной просьбой как можно быстрее принять изменения и дополнения в программу «Развитие образования Липецкой области (2006—2008 гг.)» с учетом прозвучавших сегодня замечаний и предложений.

В своем послании Федеральному собранию от 10 мая 2006 г. Президент РФ В.В. Путин, говоря впервые о народосбережении страны, о демографической ситуации в России, еще раз отметил: «....региональные и местные власти должны обеспечить потребность населения в детских садах и ясельных группах».

Так давайте же все вместе обеспечим поддержку и реализацию поручения Президента Российской Федерации.

Социальная защита работников учреждений дошкольного образования Из доклада С.П. Мельника

Уважаемые участники и гости конференции!

Проблема, неразрывно связанная с обеспечением детей местами в дошкольных учреждениях, — это проблема кадровая. Кадры, как известно, решают все. А вот проблемой они для нас являются потому, что слишком высока социальная незащищенность работников отрасли дошкольного образования в бюджетном секторе экономики города.

Да, исполнительной и законодательной властью и Липецкой области, и города Липецка предприняты определенные меры, которые позволили улучшить социальное положение работников детских садов. В первую очередь это повышение заработной платы с 1 мая 2006 г. на 15%, которое привело к сокращению количества работников муниципальной системы дошкольного образования, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, почти вдвое. Следующая реализованная инициатива: младший обслуживающий и технический персонал полностью освобожден от оплаты за содержание детей в дошкольном учреждении. Педагогические и медицинские работники детских садов с 2006 г. тоже стали вносить лишь половину родительской платы за пребывание своих детей в них. Младшим воспитателям с начала текущего года производится надбавка к должностному окладу на обеспечение горячим обедом. Согласитесь, это все-таки серьезная поддержка.

Но мы понимаем, что все предпринятые меры по социальной защите работников дошкольного образования явно недостаточны. Сравним хотя бы среднемесячную заработную плату работников различных отраслей городского хозяйства. Заработная плата работников учреждений культуры и спорта составляет 8447 рублей, здравоохранения — 8817 рублей, строительства — 12 027 рублей, транспорта и связи — 8494 рубля.

В образовании же средняя заработная плата — 7441 рубль*.

При этом заработная плата учителя школы — 6910 рублей, а заработная плата воспитателя детского сада является самой маленькой в сравнении с другими отраслями и составляет 5068 рублей. Я сразу хочу извиниться за подобное сравнение: это не значит, что труд учителя оценен в настоящее время должным образом. Однако если говорить о «дошкольниках» — работниках системы дошкольного образования, то, учитывая их положение в обществе и исходя из оценки их труда в денежном эквиваленте, можно без преувеличения сказать, что они являются маргинальной частью бюджетной сферы. Как следствие, в настоящее время вновь увеличилось — до 23% — количество работников дошкольных учреждений, которое по состоянию на 1 сентября текущего года получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Почему так происходит? Ведь до сих пор при установлении системы оплаты труда бюджетникам мы продолжаем пользоваться так называемой «Единой тарифной сеткой», которая — необходимо отметить — официально отменена в связи с вступлением в силу большинства положений ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Попробуем найти причины.

Во всем мире при оценке уровня заработной платы работника принято исходить из того, сколько ты получаешь за один час работы, а не в месяц. Почасовая оплата труда воспитателя в 2 раза меньше, чем, например, у учителя. Учитель, имеющий 14-й разряд, получает за 1 час работы 194 рубля, воспитатель того же разряда — 97 рублей. Это связано с тем, что продолжительность рабочего времени воспитателя составляет 36 часов в неделю, а учителя — 18 часов.

Далее возьмем так называемый «надтарифный фонд», т.е. средства на стимулирующие выплаты. Надтарифный фонд, выделяемый работникам школ, гораздо выше указанного фонда дошкольных учреждений. Средства на стимулирующие выплаты работникам общеобразовательных учреждений предусматриваются в размере 39% от общего фонда оплаты труда. Дошкольным же образовательным учреждениям на надбавки стимулирующего характера, премирование и оказание материальной помощи выделяются средства в размере всего лишь 20% тарифного фонда.

С 1 января 2006 г. согласно областному закону оплата труда учителя производится в диапазоне с 8-го по 15-й разряд, а разряды оплаты труда воспитателя остались неизменными — с 7-го по 14-й. Почему? Кто сказал, что труд воспитателя легче и менее важен, чем труд учителя?

Отдельный вопрос, почему увольняются молодые специалисты? Заработная плата начинающего воспитателя, работающего по 7—8-му разряду, составляет 1910—2100 рублей. Да, молодым специалистам предусматривается 15%-ная надбавка к должностному окладу в течение 5 лет после окончания учебного заведения, но она начисляется от 7-го разряда Единой тарифной сетки и составляет всего лишь 286 рублей 50 копеек.

Наверное, поэтому и по ряду других причин лишь в 2005—2006 учебном году в дошкольные учреждения прибыло 143 молодых специалиста, и в то же время 67 человек из них (или 49% от общего числа прибывших) выбыло.

Липецкий городской Совет депутатов, администрацию г. Липецка очень волнует эта проблема, потому что сегодня, как никогда за последние 15 лет, учреждения дошкольного образования вновь остро нуждаются в квалифицированных кадрах.

В заключение хотелось бы заметить, что решать данную проблему необходимо сообща. Негоже, если на территории Липецкой области в разных муниципальных образованиях работники детских садов будут получать различную заработную плату.

В качестве первоочередных мер предлагаю внести изменения:

— в закон Липецкой области № 131-ОЗ: уравнять разряды оплаты труда воспитателя с разрядом оплаты труда учителя;

— в постановление администрации Липецкой области № 43: увеличить надтарифный фонд, выделяемый учреждениям дошкольного образования, до 39% тарифного фонда.

Уважаемые коллеги, и даже в случае принятия этих решений мы не совершим революции в оплате труда работников учреждений дошкольного образования, но тем не менее это позволит основной части их них, находящихся в настоящее время за чертой прожиточного минимума, перешагнуть эту злополучную черту. И самое важное — все предложенное реально и вполне осуществимо.

Спонсор публикации статьи – ООО "Буровики" проводит комплексные инженерные изыскания для проектирования и строительства, среди которых – динамическое и статическое полевое испытание эталонной сваей, что необходимо для расчета параметров и способов устройства фундамента. Испытание эталонной сваей в геологии применяется в обязательном порядке на глинистых, крупнообломочных и песчаных грунтах, обладающих неустойчивым характером поведения и слабыми нестабильными характеристиками в различных условиях.

Из резолюции конференции

«Стратегия развития системы дошкольного образования в городе Липецке в свете реализации инициатив главы администрации Липецкой области О.П. Королева, председателя Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилина, главы администрации города Липецка М.В. Гулевского»

…В соответствии с вышеизложенным конференция обращается к:

1. Законодательной власти Липецкой области:

1.1. Выйти с законодательной инициативой в Государственную думу РФ для внесения изменений в статью 29 п. 6.1 Федерального закона № 122 от 22.08.2004 г. в части «обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» не только в общеобразовательных (как читается в статье), но и в дошкольных образовательных учреждениях.

1.2. Выйти с законодательной инициативой в Государственную думу Российской Федерации по вопросу включения дошкольных образовательных учреждений в национальный проект «Образование».

1.3. Принять изменения и дополнения в областную программу «Развитие образования Липецкой области (2006—2008 гг.)» в части мероприятий по развитию дошкольного образования.

1.4. В приложении к областной целевой инвестиционной программе «Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006—2010 гг.» конкретизировать объекты строительства и капитальных ремонтов детских садов.

1.5. Предусмотреть в бюджете 2007 г. финансовые средства на увеличение надтарифного фонда, выделяемого учреждениям дошкольного образования.

1.6. Внести изменения в закон Липецкой области № 131-ОЗ по уравниванию разрядов оплаты труда воспитателей учреждений дошкольного образования с разрядами оплаты труда учителей.

2. Органам местного самоуправления города Липецка:

2.1. Принять меры по финансированию городской целевой программы «Развитие дошкольного образования города Липецка (2006—2008 гг.)».

3. Департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка:

3.1. Продолжать расширять сеть учреждений дошкольного образования за счет реорганизации начальных школ — детских садов в дошкольные образовательные учреждения, открытия групп за счет свободных помещений.

3.2. Совместно с Департаментом образования администрации г. Липецка проработать вопрос о размещении дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.

От редакции: по нашим данным, Министерство образования и науки РФ не рассматривает предложение о включении дошкольных учреждений в национальный проект образования. По мнению министерства, вопросы, связанные с детскими садами, целесообразнее рассматривать в программе по изменению демографической ситуации в стране.

 

Рейтинг@Mail.ru