Рыба плывет, куда
голова смотрит
В прошлом
номере мы познакомили читателей с
начальником Департамента дошкольного
образования г. Липецка Ниной Фединой. Сегодня мы
продолжаем разговор с ней. Газета задала Нине
Владимировне несколько вопросов, касающихся
кадровой политики в дошкольном образовании
Липецка, ее отношения к возможному переходу ДОУ в
АНО и оценки возможностей частного образования.
— Нина Владимировна, насколько,
по-вашему, решена в Липецке кадровая проблема?
— В целом эта проблема решена неплохо.
Хотя есть и неукомплектованные сады. Стоят рядом
два садика. В одном все вакансии заняты, в другом
не хватает и воспитателей, и специалистов. Не
говоря уже о технических служащих. Почему? Здесь,
видимо, работают не столько субъективные,
сколько объективные причины.
Рыба не только тухнет с головы. Она и плывет
благодаря своей голове. Многое, очень многое
зависит от заведующей. От ее поведения, уровня
культуры, желания сделать свой детский сад
хорошим, привлекательным для детей и родителей.
Я с момента своего прихода на управляющую
должность поменяла много руководителей. Правда,
не всех, кого бы хотелось. Я учитываю разные
показатели, в том числе и возраст. Но возраст,
конечно, не решающий аргумент. Одна заведующая в
50 лет уже старушка, ничего не желает делать,
ничего дальше своего носа не видит. Говоришь ей:
ну, посмотрите! У вас вокруг детского сада
пустырь. Ни травинки благородной, ни цветочка.
Один выродившийся колючий кустарник. У нас в
Липецке работает программа озеленения города.
Город бесплатно выдает нам саженцы. Бери, сколько
хочешь. Ну, обнови свои посадки. Сделай живые
изгороди. Ведь по нормам СанПиН все участки
должны быть обсажены зелеными насаждениями.
Заведующая меня будто бы не слышит, пустоты на
участке не видит: «Что вы, Нина Федоровна! У нас
все хорошо: чисто, подметено». Такая заведующая
мне не нужна. Другой заведующей далеко за 65, а у
нее детский сад — один из лучших в городе. С
сильным дружным коллективом. Чья это заслуга?
Конечно, заведующей. Такую я еще буду упрашивать
подольше поработать.
Но при назначении новых кадров возраст мы,
конечно, учитываем. Когда нужно подобрать
соответствующую кандидатуру, садимся всем
департаментом (я не преувеличиваю) и начинаем по
памяти перебирать все свои кадровые резервы. В
этом саду психолог интересный, с управленческой
жилкой. В этом методист хороший, с широкими
возможностями.
— А школа молодых руководителей у
вас есть?
— Да. Мы свой резерв обучаем в стенах
Липецкого государственного педагогического
университета. Но сейчас думаем, что в этой школе
нужно многое менять. Мы вкладываем в нее много
собственных сил и времени: и учебный план
составляем, и лекции читаем. Но контингент не во
всем нас устраивает. Слушателей в школу резерва
направляют руководители дошкольных учреждений.
А они руководствуются самыми разными принципами.
Кто-то посылает подругу, невзирая на ее
преклонный возраст. Другой — того, кто, заведомо
известно, руководителем никогда стать не сможет.
По принципу «На тебе, Боже, что нам не гоже», чтобы
нынешнюю заведующую не подсидел. Процент таких,
кто действительно думает о «наследнике», о
ситуации, когда нужно будет кому-то передать свой
детский сад, очень невелик. Но это, как правило,
стоящие заведующие, те, для которых польза дела
превыше всего.
— Нина Владимировна, как вы
относитесь к возможной перспективе перехода
дошкольных учреждений в статус АНО?
— Идея АНО сама по себе интересна. Но я
сейчас не могу позволить себе заниматься этой
проблемой — так много у нас других нерешенных
вопросов. Кроме того, у дошкольного образования
Липецка есть своя специфика. Здесь нет детских
садов, пользующихся финансовой
самостоятельностью. Мы пришли к выводу, что это
неудобно. Не все наши заведующие обладают
достаточной грамотностью в сфере бухгалтерского
учета. Как они будут руководить своим
бухгалтером? Так и неприятности легко нажить. А
так, в рамках централизованной бухгалтерии, у
всех них есть своя смета. По требованию
руководителя отчет об исполнении сметы выдается
ему ежеквартально или ежемесячно — как того
захочет заведующая. Она видит, сколько у нее есть
денег, сколько с какой статьи на какую можно
перебросить. И все это делается легко и быстро.
Так зачем ей финансовая самостоятельность? Зачем
дополнительная ответственность? Поэтому к
переходу в АНО мы пока не готовы.
— Как вам кажется, могут ли
проблемы дошкольного образования решаться, в
частности, за счет развития негосударственного
образования?
— Парадокс, но в Липецке нет
негосударственных детских садов. Есть четыре
дошкольные группы в составе негосударственной
школы. И все. Это очень невыгодный бизнес.
Периодически у меня в кабинете появляются
желающие открыть коммерческий детский сад. Я
вручаю им нормы СанПиН, и они навсегда исчезают. И
родители, как оказывается, не готовы платить 5000
рублей в месяц за детский сад. Время от времени
кто-нибудь из знакомых обращается ко мне с
просьбой устроить его ребенка в частную группу.
Почему-то бытует мнение, что туда тяжело
устроиться. С устройством, как правило, никаких
проблем не бывает. Но я честно предупреждаю:
возможно, это совсем не то, что вы ищете. Да, там в
группах мало детей. Да, там спокойно, там домашняя
обстановка. Но музыкальные занятия — на уровне
тридцатых годов прошлого века. И жизнь
вялотекущая. Как правило, все эти просители потом
опять ко мне возвращаются. Особенно те, кто что-то
понимает в дошкольном образовании. В
муниципальных садиках жизнь намного интереснее,
содержание работы богаче, хотя дети и находятся в
скученных условиях.
|