Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Надтарифный фонд —

«Сезам» дошкольного образования

Зарплата педагога — самая болезненная и острая проблема, системного решения которой пока не предвидится. И все-таки заведующие умудряются выискивать дополнительные ресурсы для стимулирования труда своих сотрудников. В Липецке для этого используют надтарифный фонд. Казалось бы, ничего нового в этом нет. За исключением того, что надтарифный фонд в липецких садиках вполне ощутимый и распределяется в условиях гласности и по определенным правилам. В детском саду № 23 на самом видном месте висит длинный список, в котором перечислены сотрудники, получившие премию из надтарифного фонда за прошедший месяц, и указана сумма вознаграждения. Все на виду.

«Надтарифный фонд нашего дошкольного учреждения, — говорит заведующая Тамара Паршикова, — составляет 35 тысяч рублей. Четыре тысячи из этой суммы остается в Департаменте дошкольного образования. Если департамент сочтет нужным премировать меня, заведующую, я получу эти деньги в добавление к зарплате. Остальное — 31 тысяча рублей — распределяется между сотрудниками коллектива. Их в нашем детском саду 80 человек.

В Департаменте дошкольного образования разработаны примерные положения, которыми мы можем руководствоваться при распределении надтарифного фонда. Мы эти положения утвердили на общем собрании. Затем избрали комиссию в составе семи человек, на которую возложена обязанность распределять премиальные деньги. В комиссию входят представители разных категорий работников: и воспитатели, и младший воспитатель, и музыкальный работник. Состав комиссии тоже утвержден общим собранием. Комиссия собирается первого числа каждого месяца и обсуждает, кто, за что и сколько дополнительных денег заслужил за истекший срок. Уравниловки в распределении премий нет. Уровень заболеваемости детей в группе один из важнейших показателей. Если нам для оценки работы того или иного сотрудника нужны дополнительные сведения, мы можем запросить данные у медиков, проанализировать поступающие от родителей жалобы, учитываем активность наших сотрудников при участии в конкурсах, во внутрисадовских и городских мероприятиях. На участке поработали, в ремонтных работах по детскому саду участие приняли — значит, заслужили премию. А если за работником числится нарушение трудовой дисциплины, о каком дополнительном вознаграждении может идти речь? Не начисляем мы премиальные и в том случае, если сотрудник сидел на больничном больше пяти дней. Ничего не поделаешь: мы должны стимулировать людей за работу, а не за болезнь. Случается — хотя и очень редко, — что мы вообще никого не премируем. А бывает, что победители наших конкурсов получают вполне ощутимые прибавки к зарплате. К примеру, у нас проходил конкурс по подготовке групп к началу учебного года. Воспитатели той группы, которая заняла первое место, получили прибавку к зарплате в размере 2,5 тысячи рублей. Это ощутимая премия. И реальный стимул стараться на работе.

И мы, заведующие, можем сравнивать надтарифные фонды своих детских садов с другими — у кого сколько. У нас в департаменте при бухгалтерии на специальном стенде вывешены суммы, которые в качестве надтарифного фонда получает каждый из наших 95 детских садов. Мы всегда можем задать вопрос: «Почему у них больше?» — и всегда получаем вразумительный ответ.

И я своим сотрудникам постоянно объясняю: нам нужно стремиться к тому, чтобы надтарифный фонд нашего сада рос. Как мы можем на этот процесс влиять? А вот как. Надтарифный фонд по действующему законодательству составляет 2% от общего фонда. Чем больше в нашем коллективе сотрудников с высшим образованием, с высшей квалификационной категорией, тем больше у нас фонд заработной платы. Следовательно, и эти 2% выливаются в большую сумму.

Раньше мои воспитатели этот механизм не очень понимали, а теперь поняли.

Стараются».

 

Рейтинг@Mail.ru