Надтарифный фонд —
«Сезам» дошкольного образования
Зарплата педагога — самая болезненная и
острая проблема, системного решения которой пока
не предвидится. И все-таки заведующие умудряются
выискивать дополнительные ресурсы для
стимулирования труда своих сотрудников. В
Липецке для этого используют надтарифный фонд.
Казалось бы, ничего нового в этом нет. За
исключением того, что надтарифный фонд в
липецких садиках вполне ощутимый и
распределяется в условиях гласности и по
определенным правилам. В детском саду № 23 на
самом видном месте висит длинный список, в
котором перечислены сотрудники, получившие
премию из надтарифного фонда за прошедший месяц,
и указана сумма вознаграждения. Все на виду.
«Надтарифный фонд нашего дошкольного
учреждения, — говорит заведующая Тамара
Паршикова, — составляет 35 тысяч рублей. Четыре
тысячи из этой суммы остается в Департаменте
дошкольного образования. Если департамент
сочтет нужным премировать меня, заведующую, я
получу эти деньги в добавление к зарплате.
Остальное — 31 тысяча рублей — распределяется
между сотрудниками коллектива. Их в нашем
детском саду 80 человек.
В Департаменте дошкольного
образования разработаны примерные положения,
которыми мы можем руководствоваться при
распределении надтарифного фонда. Мы эти
положения утвердили на общем собрании. Затем
избрали комиссию в составе семи человек, на
которую возложена обязанность распределять
премиальные деньги. В комиссию входят
представители разных категорий работников: и
воспитатели, и младший воспитатель, и
музыкальный работник. Состав комиссии тоже
утвержден общим собранием. Комиссия собирается
первого числа каждого месяца и обсуждает, кто, за
что и сколько дополнительных денег заслужил за
истекший срок. Уравниловки в распределении
премий нет. Уровень заболеваемости детей в
группе один из важнейших показателей. Если нам
для оценки работы того или иного сотрудника
нужны дополнительные сведения, мы можем
запросить данные у медиков, проанализировать
поступающие от родителей жалобы, учитываем
активность наших сотрудников при участии в
конкурсах, во внутрисадовских и городских
мероприятиях. На участке поработали, в ремонтных
работах по детскому саду участие приняли —
значит, заслужили премию. А если за работником
числится нарушение трудовой дисциплины, о каком
дополнительном вознаграждении может идти речь?
Не начисляем мы премиальные и в том случае, если
сотрудник сидел на больничном больше пяти дней.
Ничего не поделаешь: мы должны стимулировать
людей за работу, а не за болезнь. Случается — хотя
и очень редко, — что мы вообще никого не
премируем. А бывает, что победители наших
конкурсов получают вполне ощутимые прибавки к
зарплате. К примеру, у нас проходил конкурс по
подготовке групп к началу учебного года.
Воспитатели той группы, которая заняла первое
место, получили прибавку к зарплате в размере 2,5
тысячи рублей. Это ощутимая премия. И реальный
стимул стараться на работе.
И мы, заведующие, можем сравнивать
надтарифные фонды своих детских садов с другими
— у кого сколько. У нас в департаменте при
бухгалтерии на специальном стенде вывешены
суммы, которые в качестве надтарифного фонда
получает каждый из наших 95 детских садов. Мы
всегда можем задать вопрос: «Почему у них
больше?» — и всегда получаем вразумительный
ответ.
И я своим сотрудникам постоянно
объясняю: нам нужно стремиться к тому, чтобы
надтарифный фонд нашего сада рос. Как мы можем на
этот процесс влиять? А вот как. Надтарифный фонд
по действующему законодательству составляет 2%
от общего фонда. Чем больше в нашем коллективе
сотрудников с высшим образованием, с высшей
квалификационной категорией, тем больше у нас
фонд заработной платы. Следовательно, и эти 2%
выливаются в большую сумму.
Раньше мои воспитатели этот механизм
не очень понимали, а теперь поняли.
Стараются».
|