Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ
Начало см. в № 22, 23/2006
Как хорошо уметь читать!
О проблемах обучения дошкольников
грамоте
Глава вторая.
Как грамотно учить грамоте?
Так каковы же эти закономерности,
какие стадии должен пройти маленький ребенок для
того, чтобы грамотно войти в начала грамоты
родного языка?
Совсем маленькие дети, лет до двух с
половиной–трех, как правило, не замечают вокруг
себя букв и вообще надписей, если только взрослые
специально не обращают на них внимание малыша. В
то же время именно в этом возрасте они вполне
способны научиться различать буквы и освоить их
названия, если взрослые введут их в подходящем
виде, будут их показывать и о них говорить.
Подходящий вид — это крупно написанные на бумаге
или картоне разноцветные буквы, или объемные
пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде
букв, или, наконец, всем знакомые кубики с
буквами. Все это предметы, несущие буквы, с
которыми ребенок может действовать.
Этот возраст — до трех лет —
характерен тем, что именно в нем абсолютное
большинство детей овладевает активной речью.
Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка —
так что/ ему каких-то тридцать три простых
названия с несложными фигурками, которые они
означают! Научить нормально развивающегося
двухлетнего малыша различать и называть
несколько, а то и большую часть букв совсем не
сложно, надо только, чтобы эти самые буквы стали
персонажами, с которыми взрослый и ребенок
общаются, играют, которых наделяют разными
характерами, с которыми случаются всякие
забавные события. Действует же ребенок с
игрушками, изображающими разных незнакомых ему
существ, — от Курочки Рябы до робота. Все они для
него в общем-то не меньшая абстракция, чем,
скажем, буква «А». Важно только, чтобы эта самая
курочка, или робот, или буква имели конкретный
физический облик, индивидуальность и
привлекательность для ребенка и допускали с
собой активные действия.
Но тут возникает другой вопрос: а
нужно, целесообразно ли, не вредно ли для
развития ребенка учить буквы в столь раннем
возрасте? Привычный тезис, гласящий, что всякое
знание полезно, в случае с маленькими детьми не
проходит. Легко назвать множество фактов,
аспектов реальности и причинных связей, знание
которых для малышей не только не полезно, но и
вредно. Что дает знание букв маленькому ребенку?
Что он может с ними делать?
Вероятно, делать он с ними может то же
самое, что и с другими предметами, окружающими
его: брать их в руки, рассматривать, крутить,
складывать в коробку, разбрасывать, называть,
сооружать из них какие-нибудь простые постройки,
наделять их жизнью и индивидуальностью,
разговаривать с ними, делать из них героев
простеньких историй... Некоторые дети к трем
годам могут складывать из букв несколько простых
знакомых (заученных именно в смысле складывания
из букв) слов, узнавать их и называть. Все это
имеет к чтению весьма опосредованное отношение,
хотя родители трехлетнего знатока букв и слов
уверяют окружающих и сами уверены в том, что он
уже умеет читать.
Такие знания, умения и способности,
связанные со словами и буквами, абсолютно нейтральны
по отношению к ходу психического развития
ребенка: они ему не помогают и не мешают. Знание
букв и даже умение складывать из них несколько
знакомых слов не делает ребенка умеющим читать.
Но в принципе нет ничего плохого или вредного в
том, что двух-трехлетний малыш знает «в лицо»
некоторые или многие буквы и несколько слов. Это
не делает его ни старше, ни умнее, но и не мешает
его росту и развитию. Опасно другое: как бы
взрослые, вдохновленные успехами малыша, не
взялись за него всерьез. Вот тогда он имеет
большие шансы уже к четырем-пяти годам
приобрести негативный опыт участия в процессе
целенаправленного обучения и надолго потерять
всякий интерес к книгам.
В отсутствие специальной работы
взрослого, направляющего внимание ребенка на
буквы, последний, как мы уже говорили,
практически не замечает их до двух-трех лет. В
жизни ребенка вообще довольно много такого, что,
проходя мимо, почти не касается его, и буквы из
этой категории. Он не обращает внимания на титры,
идущие до и после любимого мультика,
рассматривает картинки в книжках, не замечая
даже крупно напечатанных заголовков. Он может
играть, как будто читает книгу, или просто
копировать читающего газету папу и при этом не
будет иметь ни малейшего понятия о том, что же
такое буквенная запись, каков принцип ее
устройства. И вот приходит время, когда малыш
начинает выделять буквы, в буквальном смысле
видеть их. Как же вести себя взрослому, чтобы не
спугнуть этот интерес, не погасить его, а,
напротив, способствовать его развитию в нужном
направлении?
Буква — такой же объект внешнего мира,
как и все остальные. Поэтому интерес, проявленный
к ней, такой же естественный интерес, проявленный
к новому объекту, попавшему в поле внимания
ребенка, как и интерес ко всем другим новым вещам.
Этот интерес требует к себе такого же отношения,
как все прочие интересы ребенка. Буквы в это
время самоценны для малыша. Представление о том,
что буква — это средство, инструмент, что запись
для чего-то нужна, что-то значит — еще не посещало
его головку. У Милна в «Винни-Пухе» есть
замечательные слова о букве «А», вложенные в уста
Кристофера Робина: «...это великая и знаменитая
буква А». Они прекрасно отражают существо
первого этапа вхождения ребенка в реальность
письменности родного языка.
Ребенок может рисовать буквы, называть
их, спрашивать о них взрослого и получать ответы,
лепить их из пластилина. Он может использовать
кубики или карточки с буквами, а то и буквы из
магнитной азбуки в качестве строительного
материала, не обращая при этом внимания на сами
буквы. Доступная малышу операция —
раскладывание букв по отдельным конвертам,
коробочкам, ячейкам, каждая из которых помечена
той же буквой. Буквы можно сосчитать — сколько
есть букв «А», а сколько — букв «Н» и каких
больше.
На этой стадии ребенок еще не видит
связи между звучащим словом и буквенной записью.
Представление об этом только формируется. Этому
помогает своеобразное «письмо», которое
появляется в играх маленьких детей. Ребенок «как
будто» пишет, имитируя на листочке бумаги
зазубренную линию, изображающую письменную
запись. Взрослые не склонны относиться к этой
детской деятельности серьезно, считают ее
простой шалостью, а между тем она достаточно
важна. В такой игре в письмо у ребенка возникает
идея связи между устным речевым потоком и
записью на бумаге. Кроме того, он отображает
движение при письме (и, соответственно, чтении) по
строке слева направо и по листу сверху вниз.
Внимательный ребенок, которому часто приходится
видеть, как пишут взрослые, копирует не только
направление движения пишущей руки, но и разрывы
между словами, а иногда даже заглавные буквы и
знаки препинания.
Задача взрослого на этом этапе —
обеспечивать наличие в среде обитания ребенка
букв, слов, надписей в таком виде и качестве,
чтобы малыш мог брать их (или предметы, которые
ими помечены) в руки, свободно с ними действовать.
При играх и общении с ребенком
словесно-буквенные объекты должны занимать
точно такое же место, как и все остальные. Ведь
если у взрослого с ребенком заходит разговор,
например, о море — взрослый же не считает, что
должен немедленно прочесть ему подробную лекцию
о всех морях и океанах! Конечно, надо говорить на
возникшую тему, действовать соответствующим
образом с предметами, изображающими или
символизирующими объект внимания ребенка, — но
все это в рамках разумного, соотнося новую для
ребенка информацию с его наличным уровнем
представлений и главное — с его интересами и
потребностями.
То же касается и слов с буквами.
Обращение к ним, как к материалу для игр,
экспериментирования, манипулирования — вовсе не
повод перейти к развернутому уроку чтения.
Общаться по поводу букв и слов, по возможности
забегать чуть вперед по отношению к уровню, уже
достигнутому ребенком, без сомнения, надо. Но это
общение и забегание вперед должно быть четко
ориентировано не на наше представление о том, что
полезно и необходимо для обучения малыша, а на
сферу и направленность его интересов. Например,
ребенок спрашивает, на какую букву начинается
слово «телефон». Взрослый, обрадовавшись такому
интересу, начинает фонетический разбор этого
слова или, скажем, предлагает поиграть в игру, в
которой требуется подбирать слова на заданную
букву. Он будет очень разочарован, когда малыш не
проявит никакого интереса к его рассказу или
предложению поиграть. А дело просто в том, что
ребенку понадобилось обозначить буквой телефон
на рисунке или в построенном им кукольном городе.
Взрослый вполне мог бы включиться в игру, но при
условии, что он разберется, о чем она и чего
требует от участников. Он же ждал, что сын или
дочка с готовностью оставит свое интересное и
содержательное занятие для того, чтобы
приступить к довольно бессмысленному для него
делу — подбору слов на заданную букву.
В процессе таких обычных детских дел и
занятий — игр, разговоров, сооружения построек,
рисования — постепенно накапливается знание
букв, складывается представление о том, как из
них получаются слова, приходит первый опыт
использования букв и слов. Это использование —
просто узнавание знакомых и важных для ребенка
слов — таких, как «мама», «папа», имена близких и
свое собственное, «кино», «мороженое»,
«гастроном». Это и обозначение буквами (часто —
первой буквой) нужных ребенку для игры или
поделок объектов.
Продолжение следует
|