Прощайте, изостудии
Изостудии сегодня уходят из нашей
жизни. Это роскошь конца девяностых, возникшая в
результате того, что в детском саду образовались
свободные пространства и их можно было с толком и
со вкусом использовать для развития детей. К тому
же в то время откуда-то еще находили деньги на
оплату работы специалистов.
Нужны ли детскому саду «узкие»
специалисты, а не только воспитатели?
Ответ на вопрос зависит от того, с
какой позиции его давать. С точки зрения
бережливой сиюминутной экономики специалисты не
нужны. Именно потому, что им нужно платить. И они,
эти специалисты, всегда с каким-то там
специальным образованием, всегда представляют о
себе много. Так что мизерную зарплату им платить
неудобно. А побольше не хочется. Платить вообще
не хочется. Поэтому лучше, чтобы специалистов не
было. Пусть воспитатели как следует работают. Они
меньше о себе воображают и на любые деньги
согласны.
Кроме сугубо экономической, есть еще
«патриотическая» позиция: мол, наш воспитатель и
без специалистов справится. Он тебе и жнец, и
певец, и на трубе игрец. Всему обучен.
Но можно чуть сдвинуть ориентиры.
Специалисты — люди с другим образованием, глубже
и лучше других продвинувшиеся в некоторой
области, с несколько отличным от воспитателей
взглядом на мир, с неожиданной, непривычной для
данного места «оптикой» восприятия. Их
присутствие в детском саду, безусловно, задает
иную интеллектуальную и образовательную планку,
иной уровень требований к профессионализму.
Специалисты своим присутствием обогащают
«среду». Кроме того, они способны заражать детей
тем делом, которое любят и которому преданны.
Это не значит, что воспитателя нужно
«отлучить» от всего прекрасного и интересного и
сузить область его деятельности до «присмотра и
ухода». Специалистов в детском саду никогда не
бывает много. И смысл в них есть только тогда,
когда они действительно хорошие. «Классные».
Когда воспитателям есть, чему у них поучиться.
Но сегодня вопрос не в идеологии.
Сегодня вопрос в том, что для изостудий уже нет
места.
И там, где от них остались лишь
воспоминания, мы пытаемся частичку той атмосферы
перенести в свою группу, вспомнить на занятиях
хитрости мастеров, которые когда-то успели
подглядеть, научить детей играм, которые
показались нам интересными, а порой взглянуть на
вещи с позиции художника — так, как это делал
специалист в своей любимой изостудии.
|