Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2007

КОНТРАПУНКТ

Прощайте, изостудии

Изостудии сегодня уходят из нашей жизни. Это роскошь конца девяностых, возникшая в результате того, что в детском саду образовались свободные пространства и их можно было с толком и со вкусом использовать для развития детей. К тому же в то время откуда-то еще находили деньги на оплату работы специалистов.

Нужны ли детскому саду «узкие» специалисты, а не только воспитатели?

Ответ на вопрос зависит от того, с какой позиции его давать. С точки зрения бережливой сиюминутной экономики специалисты не нужны. Именно потому, что им нужно платить. И они, эти специалисты, всегда с каким-то там специальным образованием, всегда представляют о себе много. Так что мизерную зарплату им платить неудобно. А побольше не хочется. Платить вообще не хочется. Поэтому лучше, чтобы специалистов не было. Пусть воспитатели как следует работают. Они меньше о себе воображают и на любые деньги согласны.

Кроме сугубо экономической, есть еще «патриотическая» позиция: мол, наш воспитатель и без специалистов справится. Он тебе и жнец, и певец, и на трубе игрец. Всему обучен.

Но можно чуть сдвинуть ориентиры. Специалисты — люди с другим образованием, глубже и лучше других продвинувшиеся в некоторой области, с несколько отличным от воспитателей взглядом на мир, с неожиданной, непривычной для данного места «оптикой» восприятия. Их присутствие в детском саду, безусловно, задает иную интеллектуальную и образовательную планку, иной уровень требований к профессионализму. Специалисты своим присутствием обогащают «среду». Кроме того, они способны заражать детей тем делом, которое любят и которому преданны.

Это не значит, что воспитателя нужно «отлучить» от всего прекрасного и интересного и сузить область его деятельности до «присмотра и ухода». Специалистов в детском саду никогда не бывает много. И смысл в них есть только тогда, когда они действительно хорошие. «Классные». Когда воспитателям есть, чему у них поучиться.

Но сегодня вопрос не в идеологии. Сегодня вопрос в том, что для изостудий уже нет места.

И там, где от них остались лишь воспоминания, мы пытаемся частичку той атмосферы перенести в свою группу, вспомнить на занятиях хитрости мастеров, которые когда-то успели подглядеть, научить детей играм, которые показались нам интересными, а порой взглянуть на вещи с позиции художника — так, как это делал специалист в своей любимой изостудии.

 

Рейтинг@Mail.ru