Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Авторский коллектив:

И.Б. КОЗИНА, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной
и специальной педагогики МГПИ им. Н.К. Крупской,
В.М. ВОРОНЧИХИНА,
С.Ю. ГУЩИНА,
Л.М. КУЗЬМИНЫХ,
Л.Р. ОБУХОВА,
Э.В. ОХОТНИКОВА

Продолжение. Начало см. в № 13, 14/2007

Учите детей говорить

Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Рисунок Елены Цветаевой

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток» Детский сад «Елочка» № 15 г. Йошкар-Ола

Февраль

Занятие 1.

Вариант 1.

Тема «Профессии».

Вид занятия. Творческий рассказ «Кем я стану, когда вырасту».

План-вопрос.

(Нацеливающие вопросы)

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
– Почему ты хочешь стать...?
– Что ты будешь делать на своей работе?
– Что нужно для твоей работы (инструменты)?
– Каким должен быть человек твоей профессии?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Плотник острым топором
Рубит людям новый дом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай рубить опять.

Динамическая пауза (дети маршируют. Имитируют движения штангистов, пловцов, боксеров).

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Мы, ребята, молодцы,
Мы умелые пловцы.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Удар влево, удар вправо
Получается на славу.

Занятие 1.

Вариант 2.

Тема «Профессии».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Парикмахерская».

План-вопрос.

– Кто изображен на картине?
– Назовите профессию мужчины.
– Как называется помещение, где они находятся?
– Зачем мальчик пришел в парикмахерскую?
– Куда парикмахер посадил мальчика?
– Для чего парикмахер надел на мальчика накидку?
– Какие инструменты и приборы нужны парикмахеру?
– Что сказал мальчик, когда парикмахер закончил работу?
– Что еще можно делать в парикмахерской?

Динамическая пауза.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее завяжет бантик на спинке стула».

Вариант 2. (Дети имитируют движения.)

А теперь, ребята, встать!
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять!
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!

Материал: Сюжетная картина «В парикмахерской».

Занятие 2.

Вариант 1.

Тема «Домашние животные».

Вид занятия. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Спор».

План-вопрос.

– Когда происходило действие?
– Кто собрался во дворе?
– Что они начали делать?
– О чем спорили животные?
– Кто подал голос первый?
– Как лаяла собака?
– Кто потом показывал свой голос?
– Кто после кошки мычал?
– Кто последним голос подавал?
– Решили ли звери, чей голос лучше?
– А как вы думаете?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вот идет черный кот.
Притаился – мышку ждет.
Мышка кошку обойдет
И к коту не попадет.

Дети высоко поднимают ноги, приседают,

поворот на носочках на полусогнутых ногах
вокруг себя.

Динамическая пауза.

Вышла кошечка вперед,
К нам идет, хвостом играет.
Ей навстречу из ворот
Две собачки выбегают.

Материал: Рассказ Е.Чарушина «Спор».

Занятие 2.

Вариант 2.

Тема «Домашние животные».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик».

План-вопрос.

– Кто изображен на картинке?
– Что сделал мальчик?
– Что мальчик сказал маме?
– Как поступила мама?
– Как чувствовала себя собака на улице?
– О чем подумал мальчик, глядя на собаку?
– Как поступил мальчик?
– Правильно ли поступил мальчик, свалив свою вину на собаку?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (упражнение «Пять телят»).

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду — полечу,
Цок, цок, цок...

Материал: Серия сюжетных картинок «Бобик».

Занятие 2.

Вариант 3.

Тема «Домашние животные».

Вид занятия. Описательный рассказ «Объявление о пропаже котенка или щенка».

План-вопрос.

(Нацеливающие вопросы)

– Кто потерялся?
– Какая кличка?
– Какой породы?
– Отличительные признаки (окрас, повадки, что любит есть).
– Куда сообщить о найденном животном?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (упражнение «Собака»: правой, затем левой рукой).

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.

Динамическая пауза.

Игра «Бездомная собака».

На полу лежат обручи-домики. По сигналу логопеда «собачки» выбегают и бегают по группе. По сигналу: «Собачки, домой!» – все стараются занять дом, но одной собаке дома не хватает. Ребенок становится «бездомной собакой». Игра продолжается.

Занятие 3.

Тема «Мебель».

Вид занятия. Сравнительный описательный рассказ «Обеденный стол и журнальный столик».

План-вопрос.

– Что это?
– Какого размера?
– Из чего сделана?
– Что общего у предметов?
– В чем различие?
– Для чего предназначена?
– Место расположения в квартире?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (упражнения «Стул», «Стол», «Диван»).

Динамическая пауза (дети выполняют указания и сопровождают речью свои движения).

Я подхожу к стулу,
Я кладу руки на стул,
Я убираю руки со стула,
Я сажусь на стул,
Я встаю со стула,
Я обхожу стул,
Я кладу руки на стул,
Я убираю руки со стула,
Я отхожу от стула.

Материал: Предметные картинки с изображением мебели для сравнения: табурет и стул, диван и кровать и т.д.

Занятие 4.

Вариант 1.

Тема «День защитника Отечества».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Охрана границы».

План-вопрос.

– Что нарисовано на картине?
– Где это происходит?
– Что делают пограничники и собака?
– Куда они бегут?
– Почему вдоль границы вспахана земля?
– Как собака помогает пограничникам?

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнение «Собака» (выполняем двумя руками).

Динамическая пауза: Дети маршируют по группе, командир отдает команды (направо, налево, кругом и т.д.).

Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты.
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – тверже шаг,
На парад идут солдаты,
Они смелые ребята.

Материал: Сюжетная картина «Охрана границы».

Занятие 4.

Вариант 2.

Тема «День защитника Отечества».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака-санитар».

План-вопрос.

– Кто лежит на земле?
– Что с ним случилось?
– Кто первым пришел на помощь?
– Что у собаки на спине?
– Что стал делать солдат?
– Куда побежала собака?
– Кого она привела?
– Что было дальше?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Динамическая пауза.

Игра-соревнование «Собери аптечку».

На стульях лежат аптечки, рядом в обруче на полу разные предметы, в том числе ненужные, то есть игрушки, ленточки. Ребенок добегает до обруча, выбирает нужный предмет, кладет его в аптечку и возвращается назад. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно соберет аптечку для санитара.

Материал: Серия сюжетных картинок «Собака-санитар», две аптечки с набором бинтов, лекарств.

Март

Занятие 1.

Тема «8 Марта».

Вид занятия. Пересказ сказки «Айога».

План-вопрос.

– Какая семья была у нанайца Ли?
– Какая была Айога?
– Почему однажды Айога загордилась?
– Как любовалась собой девочка?
– Что попросила однажды мама у дочки?
– Что ответила Айога?
– Что посоветовала мама девочке, чтобы не упасть в воду?
– О чем говорили мама и Айога дальше?
– Кто помог маме?
– Что сделала мама?
– Что закричала Айога, увидев горячие лепешки?
– Как ответила мама?
– О чем говорили мама и дочка дальше?
– Куда ушла рассерженная Айога?
– Почему вытянулась шея у Айоги?
– Что сказала соседская девочка Айоге?
– Что случилось с Айогой дальше?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Наша-то хозяйка сметлива была,
Всем в избе работушку к празднику дала,
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под столом,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Я дома маме помогаю:
Пол мету, носки стираю.
Время зря я не теряю,
Я с собачкой погуляю,
Перемою всю посуду,
Отдыхать потом я буду.

Материал: Сказка «Айога», разрезная картина к сказке по мозаичному типу.

Занятие 2.

Тема «Весна».

Вид занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайчик и морковка» с использованием сложноподчиненных предложений.

План-вопрос (определяется последовательность картинок).

– Какая картина должна быть первой? Почему?
– Почему зайка прыгает?
– Почему зайка хочет достать морковку?
– Почему зайка не смог достать морковку и с лестницей?
– Почему снеговик становится все ниже?
– Почему зайке удалось полакомиться морковкой?
– Почему растаял снег?
– Почему солнце грело сильно?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях; то же самое делают другой рукой).

Посмотрите, что за пальчик
Ловко прыгает, как зайчик,
На бревно и на пенек,
Скок да прыг и прыг да скок!

Был большой снеговик,
А теперь он невелик.
Зайка прыгал очень ловко
И достал свою морковку.

Дети поднимают руки вверх, встают на носочки;

приседают, подпрыгивают вверх из положения сидя,
стараясь достать воображаемую морковку.

Материал: Серия сюжетных картинок «Зайка и морковка».

Занятие 3.

Вариант 1.

Тема «Животные Севера».

Вид занятия. Пересказ рассказа Г.Снегирева «Белёк».

План-вопрос.

– Где лежал Белёк?
– Где оставляют тюлени своих малышей?
– Почему только утром мать приплывает к Бельку и оставляет его на целый день?
– С чем можно сравнить Белька?
– Почему матросы заметили Белька?
– Куда забрали матросы тюлененка?
– Как вел себя Белёк на палубе?
– Что сделали матросы?
– Правильно ли поступили люди?
– Что было дальше?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Оленьи рога» (руки скрещены над головой, пальцы выпрямлены в стороны).

Динамическая пауза. Имитация передвижения тюленей на льдине.

Материал: Рассказ Г.Снегирева «Белёк».

Занятие 3.

Вариант 2.

Тема «Животные Севера».

Вид занятия. Составление рассказа по сюжетной картине «Олень с олененком».

План-вопрос.

– Кто это?
– Где живет?
– Какой он по размеру?
– Какие рога у оленя на голове?
– Какие у него ноги?
– Что на ногах у оленя?
– Чем покрыто тело оленя?
– Для чего ему густая шерсть?
– Кто стоит рядом с оленем?
– Какой он по размеру?
– Чем олененок похож на оленя?
– Чем питаются олени?
– Какую пользу приносят людям?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Тибетская игра «Лестница в небо» (к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик мизинца правой руки и наоборот; руки в непрерывном движении постепенно поднимаем вверх).

Динамическая пауза.

«Катание на оленьей упряжке»

Дети встают парами. «Олень» поднимает скрещенные руки над головой. Ребенок берет за «вожжи» и они бегут от одного стойбища к другому, затем меняются ролями.

Материал: Сюжетная картина «Олень с олененком», обручи, скакалки.

Занятие 4.

Вариант 1.

Тема «Животные жарких стран».

Вид занятия. Творческий рассказ «Про тигра» (придумывание с использованием предметных картинок).

План-вопрос. Однажды молодой тигр вышел из дома, переплыл реку и оказался в джунглях... (кого он встретил и о чем говорил, а также чем история закончилась, ты придумаешь сам...).

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Один, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.

Синхронное сжимание и разжимание кулаков обеих рук, соединить запястья рук; поочередно соединять пальцы рук, разъединить пальцы рук; сжать в кулаки.

Динамическая пауза.

Лучшие качели — гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается: да, да, да,
Тот не огорчается ни-ког-да!

Ноги полусогнуты; руки свободно двигаются взад и вперед, приседание на слово «ни-ког-да», дети подпрыгивают из положения сидя.

Материал: Предметные картинки с изображением возможных героев сказки «Про тигра».

Занятие 4.

Вариант 2.

Тема «Животные жарких стран».

Вид занятия. Пересказ рассказа по сюжетной картине «Носорог».

План-вопрос.

– Где живет носорог?
– Что его спасает от жары?
– Какой он по весу и росту?
– Как разговаривают носороги друг с другом?
– Чем защищается носорог от хищников?
– Чем питаются мамы-носороги со своими детенышами?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (дети на каждой руке соединяют попарно 2-й и 3-й, 5-й и 4-й пальцы, большой в стороне. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и закрывая пасти).

Как-то раз по речке Нил
Плыл огромный крокодил.
Рядом вынырнул другой,
Закричал ему: «Постой!».

Динамическая пауза.

Дилы-дилы-дилы,
Появились крокодилы.
Моты-моты-моты,
Появились бегемоты.
Афы-афы-афы,
Жуют листики жирафы.

Лечь на бок, руки в стороны – это «пасть»;
имитация бегемота – сесть на полу, развести руки в стороны.

Материал: Сюжетная картина «Носорог».

Занятие 4.

Вариант 3.

Тема «Животные жарких стран».

Вид занятия. Составление рассказа по плану-лабиринту «Зоопарк».

План-вопрос.

В группе дети строят зоопарк. Взрослый, а потом ребенок проводят детей поочередно через зоопарк с закрытыми глазами, четко описывая, куда надо идти и кто находится справа и слева. В конце пути ребенок снимает повязку и вспоминает, мимо каких животных он проходил.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (дети тянут большой палец левой руки 1-м и 2-м пальцами правой руки, затем то же самое проделывают с большим пальцем правой руки).

А теперь мы из болота
Дружно тянем бегемота.
Поскорей беги на мостик
И хватай его за хвостик.

Динамическая пауза.

Подвижная игра «Тигры».

Дети ходят по группе. Они «обезьяны», а стулья – это «деревья». Ведущий выполняет роль «тигра». Тигр ловит обезьян. Пойманная обезьянка становится также тигром, и два тигра ловят обезьянок и т.д. Поймать обезьянку можно только тогда, когда она «спустилась с дерева».

Материал: Игрушки животных жарких стран, план-схема передвижения.

Апрель

Занятие 1.

Вариант 1.

Тема «Перелетные птицы».

Вид занятия. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

План-вопрос.

– Какое время года изобразил на картине А.К. Саврасов?
– По каким признакам вы догадались, что изображена ранняя весна?
– Какое небо изображено на картине?
– Что вы можете сказать о земле?
– Что еще вы видите на переднем плане?
– Что делают грачи на березе?
– Что вы видите справа на картине?
– Что вы можете сказать об одиноком граче слева у старой березы?
– Что вы видите на заднем плане картины за березами?
– Что вы чувствуете, глядя на картину?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Птичка крылышки сложила,
Птичка крылышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла,
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела,
Полетела, полетела...

Динамическая пауза.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Дети — «птицы»; по сигналу «птицы улетают» – «птицы летают по группе, расправив крылья»; по сигналу «буря» – «птицы скрываются от бури на деревьях»; деревьями могут служить скамейка, гимнастическая стенка, стулья; сигналы меняются несколько раз.

Материал: Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Занятие 1.

Вариант 2.

Тема «Перелетные птицы».

Вид занятия. Пересказ рассказа В.Бианки с заменой слов автора синонимами.

План-вопрос.

– Кто открыл весну?
– Где мы можем увидеть стаи грачей?
– Где провели зиму птицы?
– Почему перелет грачей очень трудный?
– Какие птицы первыми долетели до родных мест?
– Что теперь они делают на дорогах и полях?
– Почему говорят, что грачи открыли весну?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.

Динамическая пауза.

Вариант 1 «Птицы без гнезда».

Дети строятся попарно в круг: впереди стоящие — «гнезда», а за ними – птицы. Начинает игру водящий – «птица без гнезда».

Птицы летают до последних слов, затем устремляются к гнездам. Водящий тоже старается занять чье-нибудь гнездо.

Вариант 2.

Гуси серые летели,
На поляну прилетели.
Тихо сели, повернулись,
А потом домой вернулись.

Материал: Рассказ В.Бианки «Грачи».

Занятие 2.

Тема «Мой город».

Вид занятия. Творческий рассказ с опорой на план «Мой город».

План-вопрос.

– В каком городе мы живем?
– Какой наш город?
– Чего много в нашем городе?
– Твое любимое место в городе?
– За что ты любишь свой город?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (выполнение пальцами рук синхронное).

Вышли пальчики гулять,
А вторые – догонять,
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые – пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал!

Динамическая пауза.

Игра «Кече, корно, курык».

«Корно» – «дорога». Дети берут друг друга за руки и выстраиваются в линию.

«Курык» – «гора». Дети собираются в узкий круг, поднимают правую руку вверх, соединяя в одной точке.

«Кече» – «солнце». Дети стоят в круге, протянув правую руку в центр, а левую в противоположную сторону. Получается «солнышко».

Материал: Фотографии города.

Занятие 3.

Тема «Деревья».

Вид занятия. Творческий рассказ «Если бы я был деревом» (от первого лица).

План-вопрос.

(Дети выбирают картинку с изображением дерева и отождествляют себя с данным деревом, то есть ведут рассказ от первого лица.)

Нацеливающие вопросы:

– Как ты (дерево) выглядишь?
– Хвойное ты дерево или лиственное?
– Какая в тебе особенность или в чем твоя ценность?

Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальцами правой руки «здороваться» с пальцами левой руки).

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

Т.Сикачева

Динамическая пауза.

Игра «Деревья».

На полу лежат обручи, внутри которых разные деревья. Вокруг обручей стоят дети. По звуковому сигналу дети идут гулять по группе. По сигналу: «Раз, два, три – к своему дереву беги», – дети бегут к своему обручу и своему дереву. Игра повторяется, но в то время, пока дети гуляют, деревья внутри обручей меняются. Побеждает та команда, которая быстрее соберется вокруг своего дерева.

Материал: Предметные картинки с изображением деревьев.

Занятие 3.

Вариант 2.

Тема «Деревья».

Вид занятия. Драматизация рассказа В.Зотова «Черемуха».

План-вопрос.

– Что сказал Зайчонок Черемухе?
– Что ответила Черемуха?
– Почему Зайчику стало жалко Черемуху?
– Что рассказала Зайке Черемуха о своих цветах?
– Какую загадку загадал Зайчик Черемухе?
– Как объяснила эту загадку сама Черемуха?
– Почему прилетели Пчелки?
– Что предложила Черемуха Пчелкам?
– Какие пословицы вы знаете о черемухе?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения «Дерево», «Куст», «Трава».

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

Материал: Рассказ В.Зотова «Черемуха», шапочки героев.

Занятие 4.

Вариант 1.

Тема «Насекомые».

Вид занятия. Творческий рассказ «Как пчелка дорогу домой искала».

План-вопрос (дети самостоятельно придумывают рассказ по предложенному началу).

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пчелки в улье сидят
И в окошечко глядят.
Полетать вдруг захотели,
Друг за дружкой полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.

Занятие 4.

Вариант 2.

Тема «Насекомые».

Вид занятия. Творческий рассказ «Если бы я был насекомым» (от первого лица).

План-вопрос (нацеливающие вопросы).

– Кто ты?
– Как ты выглядишь?
– Как ты двигаешься?
– Какую пользу или вред ты приносишь?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали,
Друг дружку повстречали,
Так друг дружку обнимали,
Что едва мы их разняли.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Раз, два – высоко,
Прыгай на носках легко.

Материал: Предметные картинки с изображением насекомых.

Май

Занятие 2.

Вариант 1.

Тема «Сад-огород».

Вид занятия. Пересказ стихотворного текста в прозе М.Исаковского «Вишня».

План-вопрос.

– Когда это было?
– Какой был день?
– Кто шел по дороге?
– Что нес старик?
– Что решил сделать старик с вишней?
– Почему он решил посадить ее у дороги?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы весной сажали сад.
Вот мы яблоки едим,
А Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо,
Выходи, Семен, из сада.

Динамическая пауза.

Игра «Что мы делали, не скажем, а все дружно мы покажем».

Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий показывает движение, а дети отгадывают, затем повторяют его. Ведущим становится тот, кто первым отгадал движение.

Материал: М.Исаковский «Вишня».

Занятие 2.

Вариант 2.

Тема «Сад-огород».

Вид занятия. Творческий рассказ «Весной в огороде» с опорой на предметные картинки.

План-вопрос. Дети самостоятельно выбирают план рассказа в форме предметных картинок.

Задание: собрать «цветок-рассказ».

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Тик-так, тик-так,
Вставай, толстяк!
Не спи, вставай, копать давай!

(Ладони на столе; большой палец лежит неподвижно, а остальные поочередно стучат по столу.)

Встает толстяк, стучит толстяк:
Тук-так, тук-так,
Тук-так, тук-так

(большой палец стучит по столу в ритме стиха).

Динамическая пауза.

Я давно весну ждала, у меня свои дела:
Мне участок нынче мама в огороде отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду, вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна,
Это любят семена.
Посажу горох, редиску и морковь,
А с боков будут кустики бобов.

Дети идут по кругу.

Имитация копания грядки.

Дети «берут семена» правой рукой из левой ладошки
и сажают в грядку.

Материал: Предметные картинки с изображением садово-огородного инвентаря, автобуса, грядок, саженцев.

Занятие 3.

Вариант 1.

Тема «Цветы».

Вид занятия. Драматизация рассказа В.Зотова «Ландыш».

План-вопрос.

– Что спросил Зайка у Лисенка?
– Что ответил Лисенок?
– Почему удивился Зайка?
– Что добавил Бельчонок? Как он это сказал?
– О чем попросил Зайка?
– Что сказал Зайка, когда увидел лесной ландыш?
– Как объяснил Бельчонок Зайке, почему лесной ландыш называют «заячьими ушами»?
– Что увидел Волчонок среди листьев цветка?
– С чем он сравнил цветки?
– Что добавил Бельчонок?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Вырос весенний цветок на поляне.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Динамическая пауза.

Игра на внимание «Солнце—туча».

По сигналу «солнце» – «цветы встают и распускаются», а по сигналу «туча» – «цветы приседают и закрываются».

Материал: Шапочки главных героев.

Занятие 3.

Вариант 2.

Тема «Цветы».

Вид занятия. Творческий рассказ «Садовник».

План-вопрос. У ребенка в руках цветовой квадрат. Он подбирает цветы для своей клумбы соответственно цветовым оттенкам на квадрате и придумывает рассказ о том, какие цветы выросли на его клумбе и как он за ними ухаживал.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (дети слегка тянут пальцы правой руки 1-м и 2-м пальцами левой руки).

У нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.

Динамическая пауза.

Игра «Садовник».

Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели, кроме... (называет цветок, далее садовник поддерживает диалог с цветами).

Материал: Цветовые квадраты, игра «Цветы».

Занятие 4.

Тема «Школьные принадлежности».

Вид занятия. Пересказ рассказа «В школу».

План-вопрос.

– Куда шел Вася?
– Что он держал в руках?
– Что лежало в портфеле?
– Кто шел ему навстречу?
– Что висело у нее на шее?
– Что сказала коза, когда увидела букет?
– Что сказала коза, подойдя поближе?
– Что это означало?
– В каком классе учится Вася?

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игра с карандашами (дети перемещают карандаш между руками от основания ладоней до кончиков пальцев; удерживают карандаши каждым согнутым пальцем на правой и левой руке одновременно).

Динамическая пауза.

Соревнование «Чья команда быстрее соберет портфель». На стульях лежат портфели, а рядом в обруче предметы, в том числе и ненужные в школе. Дети добегают до обруча, выбирают нужный предмет, складывают в портфель и возвращаются назад. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно соберет портфель в школу.

Материал: Картина с рассказом «В школу», два портфеля, школьные принадлежности, игрушки.

 

Рейтинг@Mail.ru