Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Елена КУЗЬМЕНКОВА,
Алла РЫБИНСКАЯ
под редакцией Марины АРОМШТАМ

Наш Чуковский

Сценарий литературного праздника для детей от четырех лет

Семья Ашихминых (Алиса и мама). Детский сад № 100 «Капитошка», г. Нижний Тагил

Семья Ашихминых (Алиса и мама). Детский сад № 100 «Капитошка», г. Нижний Тагил

Литературный центр В.Д. Берестова РГДБ
Российская государственная детская бибилиотека
г. Москва

Оформление зала и сценические декорации

Зал, где предстоит проводить праздник, оформлен рисунками детей к стихам и сказкам К.И. Чуковского. На видном месте размещен портрет К.И. Чуковского.

На сцене — декорация двух «уголков»: уголок Мухи-цокотухи и Федоры и уголок доктора Айболита и Мойдодыра.

В уголке Мухи-цокотухи и Федоры стоит стол, накрытый нарядной скатертью. На столе стоит посуда: чашки, заварной чайник, самовар, банки с надписью «Мед», «Варенье». На самоваре надпись:

«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю».

Над столом на гвоздиках висят сковородки. На полочке — кастрюли, утюг, в уголке метла. Над ними плакаты, написанные крупными красивыми буквами: «Нынче Муха-цокотуха именинница!», «Будут, будут у Федоры и блины, и пироги!».

В уголке доктора Айболита и Мойдодыра установлен столик с расставленными на нем аптечными принадлежностями: здесь лежат градусники, стоят бутылочки с надписями: «Лимонад», видны крупные шоколадки и докторская трубочка. Вокруг сидят перевязанные бинтами игрушечные звери.

Над столиком — плакат:

«Открыта больница
Для птиц и зверей,
Идите лечиться
Туда поскорей!»

Рядом с аптечным столиком — рукомойник, напоминающий Мойдодыра. Он «украшен» полотенцем и мочалками. В большом стакане стоят огромная расческа и такая же зубная щетка, на рукомойнике лежит гигантский кусок мыла и очень большая коробка с надписью: «Зубной порошок».

Над рукомойником — плакат:

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!»

Действующие лица спектакля

Первый ведущий
Второй ведущий
Чтецы
Персонажи сказок К.И. Чуковского: Таня и Ваня, Крокодил, Бармалей, Бибигон, Джек, доктор Айболит.

Конкурс самодельных книжек «Ко дню рождения Бабы Яги». Детcкий сад № 64, г. Благовещенск Амурской области

Конкурс самодельных книжек «Ко дню рождения Бабы Яги». Детcкий сад № 64, г. Благовещенск Амурской области

Пролог

Звучит музыка. На сцене появляются двое ведущих в сказочных балахонах. Балахоны расшиты изображениями персонажей сказок К.И. Чуковского. Ведущие выкатывают на тележке (или выносят) огромную «книгу», на обложке которой написано: «Сказки дедушки Корнея». Они устанавливают книгу в виде ширмы на сцене.

Первый ведущий:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Второй ведущий:

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

(В.Берестов)

Первый ведущий: Вы ведь, ребята, тоже любите сказки?

Дети: Да!

Второй ведущий: И сказки дедушки Корнея хорошо знаете?

Дети: Да!

Первый ведущий: Что ж! У нас есть замечательная возможность это проверить. Ведь для этого вы сюда и пришли?

Дети: Да!

Второй ведущий: Сегодня мы празднуем день рождения дедушки Корнея.

Первый ведущий: Правда, дедушка Корней не сразу стал дедушкой.

Второй ведущий: И в Корнея тоже не сразу превратился.

Первый ведущий: Сначала он, как и вы, был мальчиком. И звали его Колей.

Второй ведущий: Маленький Коля жил в бедной семье. Его мама была прачкой.

Первый ведущий: А папы у него вообще не было.

Второй ведущий: Мальчик был очень способным, и мама делала все, чтобы он мог учиться в гимназии.

Первый ведущий: Она очень много работала: стирала с утра до вечера. Но однажды ей заплатили так мало, что она не смогла внести деньги за обучение своего сына.

Второй ведущий: И маленького Колю исключили из гимназии. С тех пор ему пришлось работать. А учился он дальше сам, по книгам.

Первый ведущий: И выучился так хорошо, что люди потом не раз поражались его учености.

Второй ведущий: И по-английски говорил замечательно.

Первый ведущий: Потом он написал много книжек — для детей и для взрослых.

Второй ведущий: И так же много перевел и пересказал с английского.

Первый ведущий: А сегодня со дня его рождения исполняется 125 лет.

Второй ведущий:

С вами вместе мы отметим
Необычный день рожденья!

Первый ведущий:

Мы сегодня с вами встретим
Сказки дедушки Корнея.

Второй ведущий:

Мы знакомые страницы
Вместе с вами пролистаем.

Первый ведущий:

Мы знакомые страницы
Вместе с вами прочитаем.

Второй ведущий:

Не боимся приключений,
Радость встречи в нашем сердце.

Оба ведущих (вместе):

В мир чудес и превращений
Нам послужит книга дверцей.

Звучит музыка. Ведущие медленно открывают книгу и делают детям знак подождать. Затем открывают в глубине сцены шторку, и открывается ширма, очень похожая на книгу. Из-за ширмы будут появляться персонажи сказок.

Картина первая

Звучит музыка Я.Вайсбурда из спектакля «Слоненок» — «Африка». Взявшись за руки, выходят Таня и Ваня, герои сказки «Бармалей». Над головой они, как транспарант, несут карту Африки с наклейками животных. У Тани в свободной руке крупный круглый фрукт.

Ваня:

Вдоль по Африке гуляем,
Фиги-финики срываем, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Таня:

Оседлали носорога,
Покаталися немного, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Ваня:

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Устанавливают плакат на сцене.

Ваня: Ребята, вы нас узнали? Из какой сказки мы к вам пришли? Как нас зовут? (Дети отвечают.)

Таня: Точно! Я — Таня. А это — Ваня. И нам очень весело. Ваня! Лови!

Начинают кидаться фруктом. В конце концов фрукт попадает Ване в лоб.

Ваня (хватаясь за больное место): Ой! Больно! (Начинает всхлипывать.)

Таня: Ну, вот! Доигрались! (Гладит Ваню, с опаской оглядываясь по сторонам.) Тише, тише! Нас услышат. Прибегут и съедят. (Ваня плачет еще громче.)

Таня: Говорили нам: не ходите, дети, в Африку гулять! А почему? Забыла!

Ваня (всхлипывая, кивает в сторону детей): Почему? Почему? У них спроси!

Таня: Дети, вы помните, почему нельзя без разрешения гулять по Африке?

Ведущий предлагает кому-нибудь из детей подсказать Тане с Ваней ответ.

Ребенок из зала:

В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы.

Другой ребенок:

Будут вас кусать,
Бить и обижать.

Ведущий делает знак залу.

Все дети:

Не ходите, дети, в Африку гулять!

Таня: Ой-ой-ой! Что же теперь будет?

Звучит музыка Ю.Левитина из оперы «Мойдодыр» — «Полет мочалки». Появляется Крокодил со связкой бананов. Таня и Ваня в ужасе приседают, обняв друг друга.

Таня: Смотри! Крокодил!

Ваня: Как ты думаешь, он злой?

Таня: Надо спросить.

Крокодил:

Я вскочил в аэроплан,
Полетел, как ураган,
Я на утренник спешил
И на сцену угодил.

Таня: Уважаемый Крокодил! Вы что же — нас сразу съедите?

Крокодил изумленно оглядывается. Замечает Таню с Ваней, рассматривает, обнюхивает. Таня и Ваня пятятся.

Крокодил: Все будет зависеть от того… Хм!

Трам-там-там! Трам-там-там!
У меня вопрос есть к вам.

Все будет зависеть от того, как вы ответите на мой вопрос.
А вопрос такой: как называлась самая первая сказка Корнея Ивановича Чуковского?

Таня: Я не знаю.

Ваня: И я не знаю.

Таня: Надо у них спросить. (Кивает на ребят в зале.)

Ваня: А вдруг они тоже не знают?

Таня: Тогда нас съедят!

Первый ведущий: Я думаю, ребята вам помогут.

Ребенок из зала: Первая сказка Корнея Чуковского называлась «Крокодил».

Второй ведущий: Эту сказку Корней Иванович сочинил для своего больного сынишки. Ехали они ночью в поезде; мальчик капризничал и плакал от боли. Чтобы немного его развлечь, Корней Иванович под стук колес поезда начал рассказывать:

«Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил...»

Сыночек угомонился и тихо заснул, но, когда проснулся, сразу же потребовал рассказать ему вчерашнюю сказку. Корней Иванович попробовал вспомнить слова, но почти все забыл. Зато малыш историю про крокодила очень хорошо запомнил и попросил продолжить полюбившуюся сказку. Пришлось Корнею Ивановичу сочинить книжку «Крокодил».

Первый ведущий: И крокодил в этой сказке был добрым.

Таня и Ваня: Ура! Значит, вы нас не съедите?

Крокодил: Значит, не съем. Но вы должны вспомнить все сказки дедушки Корнея, в которых встречаются крокодилы.

Таня: Ребята! Давайте вместе вспоминать!

Ваня: Помогайте нам.

Дети из зала вспоминают слова сказок.

Крокодилы встречаются в таких сказках:

1) в «Тараканище»:

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.

2) в «Путанице»:

Долго, долго крокодил
Море синее тушил

Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.

3) в «Мойдодыре»:

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил...

4) в «Краденом солнце»:

Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.

Рисунок Олеси Глушко и ее мамы. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Рисунок Олеси Глушко и ее мамы. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

5) в «Телефоне»:

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше».

6) в «Бибигоне»:

Еще не родился
Такой крокодил,
Который бы в битве
Меня победил!

7) в «Бармалее»:

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Крокодил: Видите, как дедушка Корней любил крокодилов! Они были его любимыми животными!

Ваня: Я подумал и решил, что тоже люблю крокодилов. (Крокодил и Таня удивленно на него смотрят.) А что вы удивляетесь? Забыли, как Крокодил нас от Бармалея спас?

Таня: Точно!

Ведущий делает знак детям в зале, и они вместе читают знакомые строчки.

Дети (вместе с ведущими):

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Таня, Ваня и Крокодил танцуют веселый танец. В конце танца Крокодил начинает громко кашлять, отворачивается и плюется.

Таня: Что? Что такое?

Крокодил: Выплюнул я его, этого Бармалея! Такой горький. И к тому же плачет так жалобно.

Рисунок Юли Ильиной. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Рисунок Юли Ильиной. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Картина вторая

Звучит музыка С.Прокофьева из симфонической сказки для детей «Петя и волк» — первый выход. Появляется Бармалей. За поясом у него пистолет и кривой нож. Он плачет и рыдает.

Бармалей (заламывая руки, поминутно сморкаясь и вытирая платком глаза):

О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!

(Вынимает и швыряет на пол сначала пистолет, потом нож. Закрывает лицо обеими руками.)

Первый ведущий: Как по-вашему, ребята, нужно пожалеть Бармалея?

Дети из зала (Крокодилу):

Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!

Бармалей (перестает сморкаться, смотрит в зал и клянется):

Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

Звучит плясовая музыка. Бармалей пускается в пляс, кружится в танце то с Таней, то с Ваней, и приговаривает.

Бармалей:

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.
А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!

Пляска становится еще зажигательней. Дети по знаку ведущих в такт музыке топают ногами и хлопают в ладоши. В конце концов музыка обрывается, и все застывают. Бармалей исчезает и уже под другую мелодию появляется на сцене в поварском колпаке, с подносом, полным угощений, ставит поднос на стол рядом с самоваром. Знаком приглашает Ваню, Таню и Крокодила к столу.

Бармалей:

Отмечаем день рожденья!

Крокодил:

День рождения Корнея!

Таня и Ваня (обращаясь к детям):

А у вас подарки есть?

Ведущие:

Много-много! Всех не счесть!

Дети по приглашению ведущих поднимаются на сцену и читают небольшие стихи Корнея Чуковского.

Картина третья

Звучит музыка Я.Вайсбурда из спектакля «Слоненок» — «Галоп слоненка». Таня, Ваня, Крокодил и Бармалей высматривают кого-то в воздухе.

Крокодил: Кто-то еще пожаловал к нам в гости.

Две лягушки вытягивают на сцену большущую галошу под парусом. В ней сидит Бибигон и гребет веслом. Лягушки танцуют вокруг галоши. Бибигон браво выпрыгивает из нее и гордо оглядывается по сторонам.

Бибигон:

Я — знаменитый капитан!
И мне не страшен ураган!
Вчера я был в Австралии,
Потом поехал далее.
По Кавказу я скитался,
В Черном море искупался.

Таня и Ваня: Да это же Бибигон!

(Бибигон церемонно кланяется, снимая шляпу.)

Бибигон: А теперь у меня задание — доставить срочные телеграммы.

Но со мною случилась беда:
Их намочила вода.
Адрес теперь мне не прочитать.
Куда же, куда же их посылать?

Все персонажи на сцене пожимают плечами, разводят руками.

Первый ведущий: Бибигон! Мне кажется, ребята смогут тебе помочь. Они сразу определят, кому адресованы телеграммы.

Бибигон передает присутствующим на сцене персонажам некоторые телеграммы. Все персонажи выстраиваются в ряд у края сцены и по очереди зачитывают телеграммы. Дети в зале угадывают адресатов текстов.

Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!

Рисунок Антона Ищенко. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Рисунок Антона Ищенко. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Ответ:Неразумным зверюшкам от Заиньки (сказка «Путаница»).

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

Ответ: Айболиту от гиппопотама («Айболит»).

И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженого!

Ответ: Ване Васильчикову — «Спасителю Петрограда от яростного гада» — от жителей Петрограда («Крокодил»).

Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!

Ответ: Крокодилам и китам от гиппопотама («Тараканище»).

Бибигон: Молодцы, ребята! Теперь я знаю, кому мне вручить телеграммы. Еще минута, и я отправлюсь в большой перелет.

Из Африки
Я полечу к Парагваю.
Потом на любимой Луне побываю.

А вам оставлю вот эту вещицу. Это моя загадка ребятам.

Звучит музыка Ю.Левитина из оперы «Мойдодыр» — «Полет мочалки». Бибигон машет руками, убегает. За ним лягушки утаскивают галошу. Следом со сцены уходят все персонажи трех прошедших картин.

Рисунок Влада Лахтина и его папы. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Рисунок Влада Лахтина и его папы. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Картина четвертая

Первый ведущий: Ребята! Улетая, Бибигон оставил нам пояс (показывает зрителям). На нем написаны такие слова:

«Самый сильный, самый смелый человек...
Победил он великана Корморана...»

Второй ведущий: Кто бы это мог быть? Ребята, вы не знаете, кому бы мог принадлежать этот пояс?

Дети: Это пояс Джека из сказки «Джек — покоритель великанов».

Первый ведущий: Наверное, он потерял пояс и теперь везде его ищет. Давайте позовем Джека сюда.

Дети:

Джек, Джек! Приходи!
Пояс свой найди!

 Звучит музыка С.Прокофьева из симфонической сказки для детей «Петя и волк». Выбегает Джек.

Джек: Спасибо, ребята, за пояс! (Опоясывается.) Может, вы и в другом деле мне поможете?

Второй ведущий: Конечно, поможем!

Джек: Вообще-то я только учусь говорить по-русски. Корней Иванович Чуковский перевел с английского языка мои любимые песенки. Я бы хотел и на русском их выучить. Поможете мне? Я покажу вам картинки к этим песенкам, и вы сразу догадаетесь, о чем идет речь.

Джек показывает детям большие рисунки с изображением Робина Бобина Барабека и Человека — скрюченные ножки.
Дети хором читают стихи К.Чуковского про этих персонажей.

Джек: Спасибо, ребята! Порадовали вы меня. А теперь я на своем молодом коне поскачу в далекие страны сражаться с великанами и злыми чудовищами, которые обижают и мучат людей.

Джек уходит со сцены.

Картина пятая

Первый ведущий: Ну, вот, кажется, от подвигов и опасных приключений можно немного отдохнуть.

Второй ведущий: Ты думаешь?

Присаживаются за столик в уголке доктора Айболита. Расслабляются. Подкладывают руку под щеку, прикрывают глаза. Неожиданно раздается громкий и резкий телефонный звонок. Ведущие вскакивают со стульев и отходят в сторону. На сцену торопливо выходит доктор Айболит. Подходит к телефону.

Айболит:

У меня зазвонил телефон.
(Снимает трубку.)
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо? Не шоколада?
— Могут ли ребятки
Отгадать загадки?
— А много ль загадок отгадать?
У дедушки Корнея их двадцать пять!
— Вам нужно отгадать хотя бы пять.
— Я посоветуюсь с ребятами.

Айболит (ребятам): Как, ребята, поможем слону? (В трубку.) Читайте загадки. (Делает вид, что записывает загадки, кивает головой.)

Айболит и двое ведущих по очереди загадывают ребятам загадки.

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!

Отгадка: Губы и зубы.

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Отгадка: Зеркало.

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.

Отгадка: Сосулька.

Я — великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.

Отгадка: Подъемный кран.

Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: «у-у!»

Отгадка: Эхо.

Айболит (снимает трубку с телефона): Примите, пожалуйста, телефонограмму. Загадки дедушки Корнея разгаданы. (Кладет трубку.) От слона вам, ребята, большое спасибо.
А теперь скажите, выполняете ли вы правила гигиены?

Дети: Да!

Айболит: По утрам умываетесь?

Дети: Да!

Айболит: Зубы чистите?

Дети: Да!

Айболит: Причесываетесь?

Дети: Да!

Айболит: Персонажей каких сказок наказали за то, что они были грязнулями?

Дети: Федору из сказки «Федорино горе» и мальчика из сказки «Мойдодыр».

Айболит: А теперь продолжите строчки знаменитой сказки Корнея Ивановича «Мойдодыр».

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
… … … (Стыд и срам! Стыд и срам!)

Да здравствует мыло … (душистое),
И полотенце ... (пушистое),
И зубной … (порошок),
И густой … (гребешок).
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять … (кувыркаться)
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке … (в океане).
И в бане, и в ванне,
Всегда и везде
Вечная … (слава воде)!

Доктор Айболит снова подходит к телефону, набирает номер.

Доктор Айболит: Алло! Это Мойдодыр? Очень рад вас слышать! И с не меньшей радостью хочу сообщить, что дети прекрасно знают сказку про вас. Не могли бы вы прислать к нам на праздник мочалок? И веников? Каких? Самых веселых!

Рисунок Дианы Мацаговой. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Рисунок Дианы Мацаговой. Детский сад «Снегурочка», г. Новый Уренгой

Под веселую музыку на сцену выходят мочалки, веники, кусок мыла. Это может быть карнавальное шествие, шуточный танец с тазами или вениками, акробатический этюд.
После того, как персонажи освобождают сцену, ведущие выходят вперед. В руках у них та же книга, что и вначале.

Первый ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по сказками Корнея Чуковского.

Второй ведущий: А вместе с ним — и наш праздник.

Первый ведущий: Но на прощанье нам нужно выучить одно замечательное стихотворение, которое в честь Корнея Ивановича сочинил другой детский поэт — Валентин Берестов.

Второй ведущий: Это стихотворение Валентин Берестов подарил на день рождения своему учителю. А родились они оба в один и тот же день — 1 апреля.

Первый ведущий: Так ведь это же День смеха!

Второй ведущий: Вот именно! Поэтому у них так много веселых стихов, и добро в них всегда побеждает зло.

Дети повторяют за ведущими слова стихотворения В.Берестова.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?!

 

Рейтинг@Mail.ru